В издательстве «Альпина. Дети» вышла книга голландской драматерапевтки Бике Генен «Высокочувствительные. Как позаботиться о себе, пока заботишься о ребенке» о том, каково быть высокочувствительной мамой высокочувствительных детей.
В книге собраны практические советы, как сохранить равновесие в трудных ситуациях: научиться принимать свою высокую чувствительность и найти в ней силу и ресурс. НЭН публикует отрывок этой книги.
Возможно, вы не хотите, чтобы ваш ребенок видел вашу печаль, но все же порой имеет смысл показать, что вы грустите. Прятать печаль — это все равно что ее сдерживать. И, будучи высокочувствительным человеком, вы знаете: то, что вас мучает, позднее все равно будет выражено — и не всегда самым изящным образом.
Знаете вы и то, что ваш высокочувствительный ребенок все равно заметит ваше чувство, несмотря на то что вы его пытаетесь скрыть. Если речь идет о печали из-за недавнего прощания, ваш ребенок легко найдет связь. Если вы огорчены из-за расставания, которое было в прошлом, возможно, ребенок неверно интерпретирует ваше чувство и примет на свой счет (я сделал что-то не то).
Позвольте в вашей семье существовать всем эмоциям, и даже печали.
Чем чаще ваш ребенок будет видеть, что печаль — это нормально и что она часть жизни, тем легче он сможет демонстрировать вам собственную печаль.
Говорить ли детям о смерти? Конечно! Но готовьтесь к тому, что вы тут же получите миллион вопросов, на которые с ходу даже не сможете дать ответ. Скажите просто: «Хм-м, это интересный вопрос!» И признайтесь, что вы сами не знаете подходящего ответа и должны подумать. Или спросите, что думает об этом ваш ребенок. Впрочем, я вполне осознанно использовала слово «интересный», а не «трудный». Когда говоришь ребенку, что он или она задали «интересный вопрос», это вызывает совсем другое чувство, чем слова «трудный вопрос».
Интересное по теме
Война, смерть, развод и коронавирус: как отвечать на сложные детские вопросы
«Мама, что происходит с человеком, когда он умирает?» Мы сидели в машине (м-да, по какой-то причине для моего сына машина — это самое подходящее место для глубоких разговоров), и его вопрос застал меня врасплох. «О, это хороший и интересный вопрос. Только я не знаю на него верного ответа. Я могу рассказать, что люди думают, что происходит, но никто не знает этого в точности».
Я пробудила его любопытство. «Мама, расскажи!». «Смотри, некоторые люди верят в то, что ты становишься ангелом. Другие верят, что ты уходишь на небеса. А некоторые считают, что ты возвращаешься на землю — порой как человек, порой как животное».
«О, тогда я знаю, что произойдет с дедушкой».
Я удивилась: «Он же еще не умер, сынок!»
«Нет, но я знаю, как он вернется, когда умрет. В виде снегиря, его любимой птички. И он прилетит и сядет на улице на стол и посмотрит в кухонное окно, все ли в порядке у нас. А мы сможем за ним ухаживать и вешать на деревья кормушки, как он нас учил делать».
Большинству детей легче говорить о смерти, чем взрослым. Что не отменяет того, что некоторые высокочувствительные дети очень боятся смерти. Если с этим связан страх, то гораздо сложнее рассказывать о смерти. С одной стороны, потому что они не хотят вас обременять вопросами об этом, а с другой стороны, они боятся, что то, что они скажут, сбудется. Не принимайте на свой счет, если ваш ребенок не хочет с вами об этом говорить. Это не относится ни к вашей любви, ни к вашей заботе о нем. Если вы замечаете, что для вашего ребенка это реально проблема, обратитесь к помощи терапевта.
Интересное по теме
Детские книжки о смерти, которые пока не запретили
Мы зашли в кабинет. Мы были пока вдвоем. Ее родители ненадолго отлучились. Я спросила ее, что она хотела бы сегодня сделать. «Можно я расскажу вам тайну? То, что я еще никому не решалась рассказать? Потому что я знаю, что вы это никому не расскажете, а я не хочу сердить или печалить моих папу и маму. Мне не хватает мамы, когда я у папы, и мне не хватает папы, когда я у мамы… и да, я скучаю по бабушке, она умерла. Но об этом я вообще не решаюсь говорить, потому что тогда мама, возможно, начнет плакать».
Она почувствовала заметное облегчение, после того как смогла выговориться. В эту сессию речь у нас шла о тайнах. Какими тяжелыми они могут быть и почему мы иногда все-таки умалчиваем о некоторых вещах.
Оказалось, что у нее было еще несколько тайн. Я нашла рюкзак, и мы стали собирать в саду разные камни. Каждый камень символизировал тайну, про которую она не хотела рассказывать своим родителям — в основном чтобы их не беспокоить или не нагружать. Камни были большие и маленькие, подобно тому как тайны бывают большие и маленькие. Рюкзак становился все тяжелее и тяжелее. «Уф, хватит уже тайн, я не смогу нести рюкзак. Можно я его сниму?»
Я рассказала, что у всех есть свой рюкзак и что мы не можем просто так его снять, но что время от времени можем принимать решение, чтобы его опустошать. Или сделать его настолько пустым, насколько это возможно. Я попросила ее вместе со мной посмотреть на все эти камни и вместе решить, какие можно вынуть.
Каждый камень, который вынимался, был тайной, которую она мне рассказывала и таким образом от нее освобождалась.
Она принимала решение, могут ли ее узнать мама и/или папа или мы положим камень обратно ко мне в сад, где он мог остаться навсегда или на какое-то время. Здесь были камни для мамы и камни для папы. О них она хотела отдельно поговорить дома. Некоторые камни оставались в рюкзаке. Это были «секретики», которые казались не очень страшными, или те, о которых она еще не хотела рассказывать. Например, о том, в кого была влюблена.
Она снова надела рюкзак. «Это я могу носить. Так ощущается нормально. Знаешь, что странно, Бике? Не только рюкзак полегчал, легче стало и в моей голове!» Я ей сказала, что она все чувствует совершенно правильно. Чем меньше рюкзак, тем легче голове, тем меньше болит живот и тем прямее она может идти.
Интересное по теме
«Если бы мама узнала…»: женщины поделились историями, о которых никогда не расскажут родителям
Символ камней и рюкзака работал еще долгое время, даже дома. Если мама или папа считали, что их дочка о чем-то умалчивает, они наполняли вместе рюкзак камнями, чтобы еще раз вместе почувствовать, какими тайны могут быть тяжелыми и как приятно посмотреть и решить, какие можно из него выбросить, просто рассказав о них вслух. Так их дочка перестала носить камни в одиночку, потому что теперь их можно было нести уже вместе.
Вы не можете заставить ребенка поделиться тайнами с вами, но, возможно, кто-то другой может выполнить эту функцию за вас. Дедушка или бабушка, профессионал, или (почему бы нет!) любимая игрушка вашего ребенка, или ваша собака. Предложите эти варианты.
Главное, чтобы ваш ребенок учился тому, что не нужно все хранить в себе, что, если он расскажет обо всем вслух, рюкзак станет легче и в голове полегчает.
Это помогает сделать видимыми чувства или переживания. Часто дети не понимают, сколько влияния на них оказывает что-то, как тяжелы их заботы или печаль. Это можно сделать при помощи символического рюкзака и камней. Детям же, которые любят рисовать, можно предложить изобразить на бумаге большой круг. Он символизирует их (слишком наполненную) голову.
Что находится в его голове? Пусть он нарисует это с пояснениями или без них — ребенок может сам выбрать. Там могут быть большие и маленькие рисуночки. Они расскажут, сколько пространства занимают переживания в голове вашего ребенка. Среди них могут быть приятные и менее приятные рисунки…
Речь не идет о том, что все проблемы можно решить при помощи этого рисунка. Смысл в том, что так все становится наглядным для ребенка и, возможно, для вас (если он захочет поделиться с вами своим рисунком). Это форма освобождения его от страхов/забот/тайн. Это дает контроль и спокойствие. Так ребенок сможет найти возможность для отвлечения или удовольствия. Порой это и есть «ключики» к хорошему самочувствию.
Еще почитать по теме
Мам, а я тоже умру? Как помочь ребенку справиться со смертью близкого