Новая работа Тима Бертона вполне ожидаемо вызвала восторг как у подростков, так и у их родителей. Рассказываем, почему.
Новый проект Netflix по мотивам знаменитой «Семейки Аддамс» обогнал по количеству просмотров все хиты сервиса, даже «Очень странные дела». Все смотрят «Уэнсдэй» — посмотрела и наша колумнистка Анна Кухарева, вооружившись родительской оптикой.
Этот сериал — коллективная работа, самым известным из режиссеров, принявших участие в его создании, является Тим Бертон. Даже удивительно, что он так поздно взялся за «Семейку Аддамс», потому что его эстетика и персонажи знаменитых комиксов созданы друг для друга, как хлеб и масло.
Хотя сериал не собрал вагон одобрительных отзывов от критиков, его очень полюбили зрители: им понравилась мрачная ирония главной героини, детективная интрига и удачное сочетание всем знакомых элементов сюжетов фильмов про подростков. Здесь вам и необычная закрытая школа, и странные создания с паранормальными способностями, и первые влюбленности, и сложные детско-родительские отношения.
Вот о последних и хотелось бы поговорить отдельно.
Интересное по теме
Что подарить ребенку:
12 игрушек, которые чаще всего просят дети на Новый год
«Уэнсдей» — это сериал о переходном возрасте, и он предоставляет нам впечатляющую картину взросления. Сама главная героиня — больше не саркастичный ребенок, а угрюмый подросток.
Она закатывает глаза, ставит перед собой амбициозные цели, идет на свой первый бал, танцует безумные танцы, сталкивается с тем, что за ее сердце соперничают целых два мальчика и боится, что ей ни за что не превзойти собственную мать. Уэнсдэй несгибаемая правдорубка, которая, впрочем, не остановится перед манипуляцией ради достижения собственных целей. И кто из нас в 16 лет не был Уэнсдэй Аддамс?
Интересное по теме
Переходный возраст: почему мой ребенок вдруг стал неуправляемым
Но если кто-то и не был, то этот кто-то определенно попадает в образ соседки Уэнсдэй по комнате — любительницы ярких цветов, соцсетей и хип-хопа, трусоватой, но добросердечной, девочки по имени Энид.
Кроме них в сериале схематично намечены другие типажи подростков: нервный художник, надменная «королева школы», слегка тормознутый возлюбленный Энид, со-всех-сторон-хороший-парень-бариста, хулиганы и непопулярные дети. И в каждом из них таится какой-нибудь сюрприз.
Многие зрители отмечали, что с точки зрения семейных отношений Аддамсы — практически недостижимый идеал. Родители любят друг друга и детей, каждый член семьи имеет право голоса, Уэнсдэй и Пагсли растут в атмосфере принятия, они уверены, что мама с папой поверят им и поймут их.
Дети имеют право на любые увлечения, семья их поддерживает и всегда остается на их стороне. Гомес и Мортиша не склонны к гиперопеке, но всегда в курсе событий, происходящих в жизни потомства. Все хорошо, пока дети маленькие, но что будет, когда у них начнется переходный возраст?
Интересное по теме
Восемь не очень зловещих фактов о «Семейке Аддамс»
«Уэнсдэй» отвечает не только на этот вопрос, но и показывает сразу несколько примеров детско-родительских отношений, а также касается темы семейных секретов и их влияния на жизнь детей.
Шестнадцатилетняя Уэнсдей — теперь подросток-максималист, и она стремится дистанцироваться от родителей. Она не хочет учиться в школе, из которой когда-то выпустились ее родители, поскольку боится соревноваться с памятью о своей супер-успешной и популярной маме. Девушка сердится на родителей из-за того, как они себя ведут (все эти признания в любви, объятия и поцелуи!).
Потом Уэнсдэй обнаруживает мрачный семейный секрет и злится из-за того, что ничего о нем не знает. В общем, семья сталкивается с полноценным подростковым кризисом, потому что девочка стремится отделиться от родителей. Выстоят ли «идеальные» Аддамсы?
Да! Все поговорят со всеми, секреты откроются, мир между мамой и дочкой будет восстановлен, а Мортиша уже не в первый раз покажет себя как мудрую и понимающую женщину.
Создатель «Семейки Аддамс» художник Чарльз Аддамс описывал своих персонажей как очень сплоченную семью, и в новом сольнике об Уэнсдэй эту сплоченность видно: Гомес и Мортиша по-прежнему страстно влюблены друг в друга, Уэнсдэй ради брата готова на все, Вещь трогательно опекает Уэнсдэй, а дядя Фестер приезжает в школу, чтобы присмотреть за любимой племянницей.
Но отношения детей и родителей показаны не только через Аддамсов. В каждой из экранных семей зреет какая-то драма. Вот девочка-оборотень еще не научилась оборачиваться, и ее мать слишком из-за этого суетится. Вот папа-знаменитость стыдится нестабильного психологически сына-подростка. Вот мать-мошенница пытается вернуть домой дочь, чтобы с ее помощью и дальше обманывать людей. Вот отец-трудоголик и сын, которые практически не разговаривают о маме мальчика.
Каждая семья хранит свои секреты и из-за этого между ее членами зреет напряжение. Аддамсы первые понимают, что тайны способны погубить доверие, и делятся своей историей с повзрослевшей дочерью, надеясь на ее понимание.
Диалоги в сериале, кстати, блестящие, так что мысль о том, как важно общение, подается совсем не скучно.
В сериале о подростках нельзя не рассказать о том, как важно быть собой. Принятие себя и других — важный мотив «Уэнсдэй». Герои учатся друг у друга. Они приходят к принятию своих особенностей, находят в себе смелость, чтобы противостоять авторитетам, и терпение, чтобы не пытаться самому изменить других. Неслучайно в последней серии Энид тянется обнять Уэнсдэй (а ситуация — стрессовее некуда!), но останавливается, потому что знает, что ее соседка не любит объятий.
Каждому из героев приходится поработать над собой и чему-то научиться: сирене — применять свои способности во благо, Уэнсдэй — дружить, хулигану — жить без пакостей, семье оборотней — принимать свою застрявшую на стадии созревания дочь. Только там, где происходит принятие и понимание исчезает зло.
В этом смысле скрытность и неспособность открыть свою душу другому человеку становится главным недостатком: «Говорите со своими детьми, иначе с ними будут говорить наркоторговцы!» — и все такое. На самом деле не наркоторговцы, но ситуация очень похожая.
И все эти мудрые мысли про общение и секреты выглядели бы ужасно сладенько, если бы не уравновешивались мрачной иронией и элементами «ужастика», присущими всем произведениям о семейке Аддамс.
Таким образом, создатели сериала нащупали идеальное равновесие между ненавязчиво поданными «фишками» сериалов о тинейджерах и черным юмором оригинала.
Уэнсдей повзрослела, но, как и все остальные Аддамсы, осталась собой. Потому что быть собой несмотря ни на что — одна из лучших паранормальных способностей этой семьи.