Наша читательница поделилась с нами историей о том, как она решила сделать стерилизацию — и в процессе столкнулась с давлением, стереотипами и осуждением. «Небольшая история о том, как распрощаться с фертильностью по своему желанию, и что можно услышать по ходу воплощения планов», — так она охарактеризовала свое эссе. По ее просьбе публикуем монолог анонимно.
Дело происходит в городе-милионнике. У меня близкое к медицине образование. Я хочу рассказать об этом, так как столкнулась со многими мифами на этапе сбора информации о том, как сделать стерилизацию, как она проводится и кому положена. Вся эта история, во время которой меня пытались отговорить, показалась мне сюрреалистической и вызвала большой эмоциональный отклик.
Итак. В России стерилизацию можно сделать по полису ОМС, но на этапе выдачи направления нет прописанного алгоритма действий, поэтому где-то могут выдавать сразу, а где-то проводить собеседования, консилиумы и придумывать что-то на свой вкус.
Моя первая беременность началась легко, но первый скрининг выдал высокий риск синдрома Дауна, в дальнейшем он подтверждается, и беременность решено прервать.
Вскоре после этого я родила первого ребенка. После того как ему исполнился год, мы с партнером оцениваем, что в общем-то как родители мы справляемся. Решаем родить второго, но не более. К моменту вторых родов есть план: если экстренное кесарево — просить перевязать трубы. Но получаются нормальные естественные роды, вроде нет повода расстраиваться.
На плановом осмотре через месяц после родов в женской консультации задаю вопрос участковому гинекологу о женской стерилизации: надо, чтобы женщине было 35 лет и у нее было двое детей (мне на тот момент 30 лет). Мол, вам сейчас никто делать не будет, это точно (уж не знаю, это умышленное вранье или некомпетентность).
Интересное по теме
«Я удалила маточные трубы, чтобы не забеременеть»
Через год плановый осмотр у гинеколога в частной клинике (доктор по отзывам доказательный, адекватный, основная деятельность — ведение беременности, прием родов и побочно рутинные осмотры). Опять вопрос про стерилизацию и тут приятное удивление: не сумев сходу ответить про условия, доктор лезет в гугл, находит нужный приказ (Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 11.06.2022) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», пункт 57), который регламентирует право на эту процедуру.
Выясняем, что сделать можно только с одним условием: или возраст, или двое детей (!), без указания пола (т.е. и мужчины и женщины) по письменному заявлению. Но звучит оговорка: ну вы же молодая, передумаете еще. На этом прощаемся.
Проходит еще год, мне 32 года, двое детей — одному четыре, второму два года. Проверяю, не изменился ли приказ. За пять (!) визитов в женскую консультацию получаю на руки направление на консультацию, с которым необходимо прийти в приемный покой отделения гинекологии, чтобы согласовать дату операции и получить список анализов для плановой госпитализации.
Один из визитов в женскую консультацию представлял собой собеседование с заведующей женской консультацией, психологом и участковым врачом (участковый врач не говорит ни слова за все время, действуют заведующая и психолог (обе женщины возраста 50+), длится около 50 минут.
Сначала просят рассказать о себе. Устаю ли я с двумя детьми и без посторонней помощи. Звучит очень много рассуждений о женской сущности и предназначении к деторождению. Просят представить, что будет, если я лишусь вдруг детей (не только ситуацию смерти): вот вдруг муж уйдет и заберет детей — что вы будете делать?
Не считаю ли я, что недопустимо физически менять конфигурацию своего тела, без крайней необходимости — довод про удаленные ретинированные восьмерки засчитали (но потом я вспоминаю об индустрии пластической хирургии — интересно, там перед операцией хоть раз кого-то спрашивали об этом?).
Упоминают про нелюбовь хирургов к операциям без показаний (резать, только когда без этого точно не обойтись, и опять привет пластической хирургии). Операционные риски (привет риску умереть во время родов, а он тоже есть, да, но я не слышала, чтобы кого-то предупреждали на этапе планирования беременности об этом).
Озвучили мнение о привлекательности российских женщин (даже!) для европейских мужчин за их женственность, выраженные склонности к материнству: ведь у нас же так принято — домашнее хозяйство на женщине, детки тоже ответственность женщины и при этом всегда платье понаряднее, каблучки, макияж. В качестве обратного примера приводят немок (по той простой причине, что муж заведующей ездил в Германию) — они не как женщины — они как роботы, только о карьере и независимости думают, совсем не женственные (WTF?).
Тут меня в голове появляются мысли о декриминализация домашнего насилия, статистика женской смертности от рук сожителей, повальном срезании «шишек» на стопе после 40 лет в лучшем случае, в худшем живут с ними и пытаются народными средствами растворить их — невелика плата за хождение на каблуках, ведь так? Вывихнутые лодыжки по гололеду в травмпункт кто приносит — нарядные женщины. А тоддлера на каблуках утром в сад знаете, как удобно нести? Ну порадовалась за немок.
Интересное по теме
Путь страданий: как мы незаметно учим девочек терпеть неудобства с рождения
Много раз повторяют, что к 38–40 годам у женщины появляется нестерпимое желание иметь маленького ребенка, ведь имеющиеся уже подрастут и будут вам даже помогать, а ваше материнство уже будет совсем не таким, как сейчас. Ведь к нам как раз обычно за третьим-четвертым приходят в этом возрасте, и те, кто успевает прыгнуть в последний вагон, знаете, как радуются? А операция необратимая, локти кусать будете. Про желание иметь кровных детей тоже отдельно оговаривается.
Видно, что психолог готова говорить много и долго, и вроде она говорит словами: да, я вижу вашу позицию — она нормальная, вы мотивированы и у вас хорошие доводы — но тут же топит, что все-таки рождение детей и невмешательство/контрацепция без операции — получше, чем мое решение.
На выходе из кабинета уточняю, сожалеют ли они о том, что мое решение не поменялось: и вот тут собеседницы прямо встрепенулись и оживленно снова заговорили о женской сущности и изменении планов в будущем.
Дальше более менее все гладко: анализы, прием в стационар, операция на следующий день. Благо, тут уже никто не переспрашивает о серьезности намерений и не переубеждает, но про понимание необратимости операции уточняют. Госпитализация заняла пять дней: один до операции, день операции и еще три дня после. Остались три шрама по сантиметру — от лапараскопического доступа.
Я рада, что имею право распоряжаться своими репродуктивными правами, имею доступ к квалифицированной медицине (у огромного числа женщин в мире нет этих возможностей, или даже не в мире, а в более мелком городе все может быть намного сложнее).
Меня просто разрывает от осознания того факта, что да — ты имеешь право рожать и имеешь право не рожать, но если ты решила родить — это очень хорошо, никто не станет проверять серьезность твоих намерений, мотивацию и осознанность, а если ты решила не рожать — тебе придется пройти три круга бюрократического ада, выслушать кучу возражений, основанных на личном отношении говорящего к процессу (вам не стоит, так как я считаю, что это неправильно и необдуманно).
В случае с мужчинами, по моим догадкам, все происходит менее муторно, вряд ли их спрашивают: а вы точно уверены, что не передумаете?
Интересное по теме
«А если ваша новая жена захочет от вас детей?»: на Реддите обсудили, как мужчинам отказывают в вазэктомии
Решение изначально не было одноцветным: операция — хорошо, остальное — плохо, были плюсы и минусы, просто плюсов набралось больше именно у решения о стерилизации
Стерилизация была хорошим вариантом для меня, но не является оптимальным для всех
Не все психологи одинаково полезны — если у вас проблема и вы обратились в женскую консультацию к штатному специалисту и вам помогли — поздравляю, вам повезло! Возможно, придется искать другие источники помощи.
Кажется, стоит рассматривать склонность гинекологов к сохранению репродуктивной функции женщины как некоторую профдеформацию, за которой они не слышат потребности конкретной пациентки, а экстраполируют на нее желание большинства (многие хотят родить и не могут, а ты тут удумала, ишь чего)!
Еще почитать по теме
«Мы не готовы» — это нормальный повод не рожать. Но почему наши родители думают иначе?