Интересное по теме
«С дислексией связано 90 процентов неудач в начальной школе»: интервью лингвистки Анны Левинзон
Вместе с клиническим психологом, автором серии книг для детей «Киса Алиса и мир эмоций» и книги для взрослых «Почему я так реагирую? Причины и польза эмоций» Юлией Дрёминой разбираемся в самых важных вопросах чтения.
Есть дети, которые с удовольствием и легкостью изучают буквы, им любопытно и не сложно, они быстро учатся видеть все слово целиком и легко начинают читать. Они не сопротивляются обучению и легко читают сами для себя. У них вопрос зачем читать просто не встает. Это же так интересно!
А есть дети, которые испытывают с чтением трудности — это не обязательно какие-то проблемы (дислексия, путание букв и т. д.). Это может быть просто трудность сложения букв в слоги или медлительность, тогда чтение превращается в пытку для всей семьи. И тогда вопрос «зачем мне это нужно?» превращается в средство шантажа.
Интересное по теме
«С дислексией связано 90 процентов неудач в начальной школе»: интервью лингвистки Анны Левинзон
Дело не в том, что ему не интересно, а ему сложно! И, действительно, есть более легкие способы потребления информации, а с чтением нужно напрягаться, учить буквы, складывать слоги.
Здесь от родителей важна мягкая настойчивость и регулярность — например, 10-15-20 минут, но каждый день. Организм постепенно учится справляться со стрессом и легче складывать буквы в текст. Но если стресс становится чрезмерным (давление родителя или учителя на ребенка, повышение голоса, страх быть плохим в классе или получить двойку), тем больше мозг будет сопротивляться и тем тяжелее будет даваться текст.
Можно читать по словам (одно слово ребенок, другое родитель) с дошколятами и первоклассниками, по ролям или абзацам с более старшими ребятами. Здесь важно не как прочитал, а само любопытство к тексту: что там дальше? чем закончится?
Такая тренировка через несколько месяцев дает устойчивый результат: чтение становится обычным занятием.
С чтением как с правильным питанием — если хочешь получать все полезные и нужные для организма витамины и вещества, нужно разнообразить питание, сделать его максимально насыщенным. Переложив эту метафору на чтение, мы получаем, что все источники информации полезны и нужны. Но ребенок со сложностями в чтении будет искать максимально простой путь — аудио или видео формат, мультики или фильмы. И это в дополнение к развлекательному контенту.
Как нашему организму нужен умеренный стресс, который мы можем преодолеть, так и чтение (умение соединить буквы, понять смысл, сделать выводы) нужно мозгу для развития.
Интересное по теме
Пешком или на лифте: как преодолеть лень и нежелание напрягаться
Чтение развивает фантазию, особенно в младшем и среднем школьном возрасте.
Есть мнение, что чтение развивает грамотную речь и письмо. Это не всегда так, и читающий человек делает орфографические или речевые ошибки. Я бы не ставила это в зависимость друг от друга, но чтение разной литературы, в том числе художественной, однозначно обогащает словарный запас. У ребенка появляются новые значения выражений и слов в новых контекстах, примеры эпитетов и описаний, большое количество вариантов синонимов.
Если убрать тягость системы образования (доктрину оценок и ожиданий взрослых), дети обычно с большим любопытством устанавливают связи между словами и ищут интересные формулировки для необычных слов. Поэтому я бы в семейном чтении делала акцент на интересных текстах и возможности их обсудить, нежели на гладкости чтения или четкости пересказа содержания.
Интересное по теме
«Главное, помните: у ребенка есть не только учеба, но еще и детство, его интересы». Отрывок книги «Переезд в новую жизнь»
И напоследок давайте закроем еще один важный вопрос — а влияет ли чтение художественной литературы на развитие эмоционального интеллекта? Действительно ли у читающих детей лучше развит эмоциональный интеллект, чем у нечитающих? Это правда очень сложный вопрос. На развитие эмоционального интеллекта влияет общение с живыми людьми: коммуникация, обмен вербальной информацией (содержание разговора) и невербальной составляющей (поза, мимика, интонации), диалог, возможность поделиться и что-то рассказать про себя, принятие или непринятие этой информации собеседником. Поэтому для развития важно обсуждать прочитанное или просмотренное. С малышами и младшими школьниками не потрудитесь поговорить, поделиться мнениями, рассказать про себя и выслушать ребенка. Если ребенок получает этот опыт в достаточном объеме, то потом прочитанное или просмотренное, увиденное или узнанное он будет обсуждать с друзьями, создавая прочные дружеские связи и узнавая, с кем и что он может обсуждать, что не стоит.
Но базу закладываем мы — родители!