«Главное, помните: у ребенка есть не только учеба, но еще и детство, его интересы». Отрывок книги «Переезд в новую жизнь»

Как выбрать новую школу и на что при этом обратить внимание?

В издательстве «Феникс» вышла книга «Переезд в новую жизнь». Ее авторы — коуч Галина Стороженко и психолог Светлана Даренских, — исходя из собственного опыта и опыта своих клиентов, составили список рекомендаций и лайфхаков для тех, кто решился поменять место жительства. Публикуем главу из книги.

Дети в переезде

Если вы окончательно решили, что переезд в другую страну, в другой город нужен, то чем раньше он состоится, тем лучше для детей. Тут ключевой параметр — возраст: чем младше ребенок, тем быстрее и проще он адаптируется к новой среде. Хотя те, кто переезжает с маленькими детьми, обязательно скажут вам, что и маленьким детям нелегко. Младенец привязан к матери: где она, там хорошо и ему.

В младшем дошкольном возрасте ребенок учит языки естественным образом. Чем раньше он начнет слышать иностранную речь, общаться, тем быстрее она станет для него второй родной. Или хотя бы не будет вызывать сложностей в обучении.

Самое интересное и самое сложное время для переезда — школьная пора. Детей беспокоит расставание с классом, друзьями, любимыми учителями, а родители волнуются, какую школу выбрать, по каким критериям. Каким отзывам верить?

Интересное по теме

Переезд с ребенком: подборка полезных материалов

Вот несколько простых правил выбора школы в России и за рубежом.

1. На первом месте всегда должны стоять способности и интересы ребенка. Он гуманитарий или технарь? А может быть, он любит творчество, и тогда стоит обратить внимание на школу с театральным или музыкальным уклоном? Или, возможно, это будет спортивная школа?

Именно этот критерий был основным, когда мы выбирали школу для старшей дочери Аксинии в Петербурге. Она должна была пойти в восьмой класс. Подростковый возраст — самое сложное время для переезда детей. Друзья, гормоны, эмоции. Этот коктейль может взорваться негодованием, протестом, неприятием, а может, вам повезет и ребенок легко адаптируется в новом коллективе. Нам повезло, в гимназии при Русском музее Санкт-Петербурга Аксинию одноклассники приняли и вовлекли в круг своих интересов.

Я помню недоумение дочери в первые месяцы обучения: «Мама, мои одноклассники выбирают поэта или писателя и становятся его фанатом. Ходят в музеи его имени, покупают сумки, значки, другие атрибуты с изображениями Маяковского, Ахматовой, Есенина. А какого поэта или писателя выбрать мне?» Стоит ли говорить, как я радовалась? Когда интересы детей сводятся не к тому, по каким бы крышам попрыгать, какую «заброшку» посетить или по какому торговому центру прогуляться. Одноклассники Аксинии интересовались, приехала ли новая выставка в музей современного искусства «Эрарта». Там же так удобно: купил абонемент на год — и в любое время можешь возвращаться и гулять долгими зимними вечерами и темными петербургскими днями, разглядывая экспонаты современного искусства.

Как вы, наверное, поняли, Аксиния интересовалась сферой искусства с детства. Она рисовала палкой на песке, на морском побережье, карандашами и ручкой на любом листке бумаги, в школьных тетрадях. Позже Аксиния пошла в художественную школу при Академии архитектуры и искусств Южного федерального университета.

Выбор специализации новой школы был предопределен ее интересом и склонностями к изобразительному искусству. И, пожалуй, лучшее решение, которое можно было найти в Санкт-Петербурге, — это гимназия при Русском музее (ГРМ).

Кроме того, языки. Аксиния к девятому классу уверенно знала английский, в пятом-седьмом классах учила испанский, в восьмом-девятом — французский, в перерыве между сменой языков брала уроки китайского. И все у нее спорилось.

В ГРМ изучали два языка — английский и французский. Именно это остановило нас, когда мы выбирали школу для сына. Остап, прямо скажем, не лингвист. Ему и русский-то давался с трудом, не то что иностранные языки. Поэтому решено было отправить его в обычную школу и присмотреться к его способностям, которые пока не раскрылись в начальной школе.

Это была ошибка. Не фатальная, но ошибка, из которой вытекает второе правило выбора школы.

2. Выбираем окружение. Кто будет учиться в школе рядом с моим ребенком? Кто будет его школьным другом? У кого позаимствует интерес к хулиганским забавам?

Казалось бы, эту проблему легко решить кошельком, то есть платным образованием в частной школе. Но не так все просто, случаются и перегибы, когда кошелек слишком большой, школа очень крутая и критерии оценки «своего круга» — это марка авто, на котором привезли ребенка в школу, последняя модель телефона или бренд одежды, в которую ты одет. Это не мои правила и ценности качества жизни. Я бы не хотела, чтобы мои дети мерились не своими достижениями и возможностями.

С другой крайностью чаще всего можно столкнуться в государственных школах столиц, на окраинах больших городов или в селах. Или в районах, где живет много мигрантов. Когда класс становится в большей степени интернациональным, тяжело оставаться в нем русским. И дело не в многообразии национальностей. Этот как раз, наоборот, большой плюс, развивает толерантность, гибкость ума, эмоциональный интеллект, уважение к другим народам и их традициям. Но если детки не воспитывались в русскоязычной среде и русский язык для них как ломаный иностранный, то они с трудом читают, понимают и тем самым тянут назад одноклассников — носителей языка.

Как всегда, правда где-то посередине. Сначала нужно определиться самому, каких детей я хотел бы видеть рядом со своими детьми.

3. Выбираем учителей. Это особенно важно, если речь идет о начальной школе и первом учителе. В этом случае можно пренебречь самой школой. Главное, чтобы учитель был от Бога, чтобы он привил ребенку интерес к школе, знаниям, развил у него потребность учиться, открывать новое, а не наоборот — отбил навсегда охоту к учебе.

Для средних и старших классов, когда учителей становится больше, все гораздо сложнее. Понятно, что какие-то учителя смогут заинтересовать учеников своим предметом и запомнятся им надолго, а каких-то педагогов дети потом даже не вспомнят.

Но в целом я бы обратила внимание на то, как выстроена иерархия отношений между администрацией школы и учителем, между учителями и старшими учениками. Если в этой коммуникации есть достоинство, уважение, принятие взрослой личности ребенка — это ваша школа.

Отличный способ это увидеть — прийти в школу к директору, посидеть в приемной, понаблюдать на переменах или на проходной школы, как говорят с детьми учителя и другие сотрудники школы. Как общается с учителями директор или завуч школы.

Вы почувствуете или сверхдавление старших, разговор свысока, открытую критику на глазах у других, или равноправное уважительное общение.

В одной из школ я видела постоянно недовольную молодую директрису, которая строго поучала, «строила» каждое утро учителей, охранников, гардеробщиц на глазах у детей. По-видимому, такой директивной манерой управления она компенсировала свою неопытность как руководителя. Как вы думаете, как общались потом с детьми «накрученные» с утра учителя? Хорошая новость — такой стиль управления постепенно уходит, изживает себя и из бизнес-структур, и из системы образования, где сейчас все больше встречается коучинговый подход к управлению, так называемый мотивационный вовлеченный менеджмент.

Интересное по теме

«Насилие не может закалить характер или поддержать дисциплину»: как понять, что ребенок подвергается учительскому абьюзу

4. Еще один критерий выбора правильной школы — это близость к дому. Когда мы наконец-таки нашли идеальную школу в Северной столице для обоих детей, следующим нашим шагом оказался поиск жилья поближе к школе. Или сразу же, переезжая в другой город, нужно учитывать пешую доступность школы, особенно для старших детей (5–11-го классов).

Несомненно, вы можете возить детей в школу каждый день. У вас может быть водитель. Ребенок может ездить в школу на такси или общественном транспорте. Но все это компромисс и риск. Вы уехали в командировку, водитель заболел, таксист вовремя не приехал. Я уж молчу про перегруженный утром общественный транспорт и его небезопасность — и микробную, и человеческую.

Ребенок должен ходить в школу пешком. Это мое убеждение. Возможно, ограничивающее. Мы, взрослые, можем добираться на работу как хотим. Но школа должна быть в пешей доступности. Пусть это будет десяти-, 15- или даже 30-минутная прогулка. Это лучше, чем транспортный коллапс и пробки. Когда у вас есть возможность — вы отвезете, когда нет — он сам дойдет.

А лишний час поспать утром? Сон для ребенка — это святое. Поднимать его в пять-шесть утра, чтобы он отправился полусонным в школу,  — это точно не мой вариант. Я сама слишком люблю сон, чтобы жертвовать хотя бы одним утренним часом.

При выборе школы за рубежом нужно учитывать еще несколько критериев.

Первый критерий — язык, на котором проводится обучение в иностранной школе. Знает ли ваш ребенок этот язык, хорошо ли он общается на нем, может ли понимать учителей и одноклассников?

И конечно, тут действует правило: чем раньше случится переезд и начнется изучение языка, тем лучше. В идеале — в детском саду или на занятиях для подготовки к школе.

Неожиданно родной язык может даже помешать в адаптации. Моим близким друзьям пришлось выбрать школу с минимальным количеством русскоговорящих детей. Иначе они сбиваются в группы, общаются на переменах только на русском и теряют драгоценное время для погружения, общения на новом иностранном языке. Более того, они вовлекают в общение на русском учителя и местных детей.

В целом за полгода-год погружения в языковую среду ребенок способен выучить язык на достойном уровне, чтобы понимать учителей и изъясняться на новом для себя иностранном языке.

Интересное по теме

«Лучший способ адаптироваться — дружба»: как проект «Дикие прогулки» помогает детям не потерять себя в новой стране

Второй критерий — деньги. Планируете ли вы обучение в платной школе или в государственной?

Если в государственной, то все просто. Вам нужна прописка (регистрация), только с ней вы можете попасть в эту школу. Для этого можно приобрести/арендовать недвижимость или купить прописку отдельно в этом районе.

Если школа частная, то деньги — это не единственный существенный момент. Обычно такие школы имеют определенный уровень доступа, экзамены для ребенка, которые определяют уровень необходимых знаний.

Еще один критерий выбора — наличие в школе полного пансиона (бординга), когда ребенок учится и проживает на территории учебного заведения. Для нас, россиян, это не очень принятый формат. Мы привыкли, что наши дети живут с нами и ходят в школу каждый день. Но в некоторых странах это вполне приемлемый вариант, похожий на жизнь в студенчестве в хорошем общежитии, только в более раннем возрасте. Готовы ли вы, чтобы ваш ребенок жил в школе?

И еще один важный нюанс — сколько времени проводит ребенок в школе: полдня только учебы или расширенный учебный день до вечера, когда ребенок там выполняет домашнее задание, изучает дополнительные предметы или участвует в спортивных мероприятиях, творческих занятиях. Есть ли у вас возможность забирать ребенка раньше или, наоборот, оплачивать для него группу продленного дня или более длительного содержания, прогулок, питания?

Каждая семья делает выбор исходя из своих возможностей и своих ценностей. Главное, помните: у ребенка есть не только учеба, но еще и детство, его интересы. В погоне за аттестатом не упустите то, что важнее, — уникальность.

Как помочь ребенку быстрее адаптироваться? Очевидно, что чем младше ребенок, тем легче проходит адаптация. Важно учитывать и то, что даже при желании и предварительной готовности ребенка к переменам могут появиться определенные проблемы. Сигналами будут служить следующие признаки:

  • жалобы ребенка на плохое самочувствие, утомляемость, усталость;
  • снижение настроения, подавленность, раздражительность, плаксивость, тревожность, проявление гнева и агрессии;
  • значительное снижение школьной успеваемости в сравнении с предыдущим местом учебы;
  • потеря интереса к любимым занятиям, нежелание общаться с новыми одноклассниками, отказ от знакомств;
  • плохие отзывы о новых приятелях и одноклассниках;
  • частые воспоминания о прошлой жизни, о том, как там было хорошо;
  • появление зависимости от телефона, компьютера, телевизора;
  • изменение во взаимоотношениях с родителями, братьями, сестрами, конфликтность, негативизм, отказ от правил и традиций семьи.

Важно понимать, что адаптация — достаточно продолжительный процесс, который может длиться от полутора-двух месяцев до полугода. Как у ребенка, так и у взрослого.

Интересное по теме

Как помочь ребенку адаптироваться в новом городе или стране

Универсальных способов легкой адаптации не существует, однако с помощью этих простых шагов вы сможете поддержать своего ребенка.

1. Возьмите на новое место ценные для ребенка вещи. Они помогут создать психологический комфорт и ощущение дома.

2. Обсуждайте достоинства переезда. Открывая новые места или знакомясь с новыми людьми, показывайте, как расширяется мир ребенка.

3. Грустите и радуйтесь вместе. Разрешайте ему проявлять эмоции, поговорите о его чувствах и переживаниях, поделитесь тем, как вы справляетесь. Обязательно комментируйте положительные моменты, делитесь своими удачами и успехами.

4. Сохраняйте привычный образ жизни: режим дня, традиции, сложившиеся в семье. Не вводите новые обязанности, пусть ребенок привыкнет к новой обстановке.

5. Дайте ребенку время для адаптации. Отложите ожидания и станьте для него поддержкой: больше разговаривайте, проводите время вместе, гибко реагируйте на изменения настроения.

Ликбез РПП у детей: как заметить и как лечить?
И какую роль играют родители в формировании пищевого поведения ребенка?
Отцовство Помощник по грудному вскармливанию: как канадец помогает отцам стать более включенными родителями
Мужчина консультирует пап и рассказывает, как они могут поддержать своих жен и детей.