«Можно даже вслух не шутить, достаточно про себя — и уже обнаруживается намного больше сил не орать на детей»: интервью начинающей певицы Зины Ивы

Артистка расскажет, как ушла из науки в музыку, почему юмор помогает в воспитании и хорошая ли песня «Синий трактор».

Фото из личного архива Зины Ивы

Весной 2022 года мы познакомили вас с творчеством Зины Ивы — инди-поп-певицы, которая вдохновляется материнством. Недавно она выпустила клип на свой главный хит — композицию «Не поняла».

Мы решили поговорить с Зиной, которая переквалифицировалась в артистку из научной сотрудницы, о ее пути к музыке, открытиях и вызовах материнства, а также System of a down и поисках себя и своего голоса.

Для многих рождение детей становится точкой, из которой женщина пересобирает себя и свои представления о саморазвитии и карьере. Как было у вас?

Для меня рождение детей тоже стало поворотным периодом. До декретов я работала научным сотрудником, изучала реакторные стали в исследовательском институте. С одной стороны, к моменту ухода в декрет была уже защищена кандидатская, с другой — накопилась усталость и смутная неудовлетворенность, я реально ждала от декрета отдыха от работы. Это не был, конечно, отдых в полном смысле слова, но от работы был — получилось не брать ее на дом.

Через какое-то время я начала думать, что надо же чем-то заниматься, стала искать и пробовать разные курсы близко к специальности — программирование, big data, но все глохло, было скучно этим заниматься. Ходила на психотерапию, слушала лекции по психологии, искала себя и какую-то опору в себе: кто я и чего хочу?


Почему-то именно появление детей актуализировало этот вопрос, раньше я об этом так целенаправленно не задумывалась.


В какой-то момент, пройдя несколько кругов поисков, я вернулась к тому, что как будто и так всегда знала, но боялась признаться себе, — я хочу заниматься музыкой, и не просто хоть как-нибудь, а писать и петь песни. Настолько это было для меня настоящим, и от этого личным, что даже и начинать было страшно. Но мысль засела, в итоге я набралась смелости и на четвертом году декретов пошла учиться в Moscow Music School (MMS) на сонграйтера, то есть автора песен.

В этом году я уже закончила курс и теперь я дипломированный сонграйтер. Карьерные перспективы в этой области, конечно, намного туманнее, чем в науке, но теперь я профессионально могу заниматься тем, что дает мне силы на все остальное в жизни.

Но почему именно музыка? Расскажите вашу историю отношений с ней — как давно они начались и как в итоге привели к песням о материнстве?

Меня тянуло к музыке с самого детства. В пять лет я часто представляла, что я оперная певица, ходила по квартире и пела таким «круглым» голосом, а еще подолгу сидела за пианино, нажимая разные клавиши, не зная нот и каких-то правил, а просто играя в самом базовом смысле этого слова.

Когда мне было восемь лет, родители отвели в музыкальную школу, я отучилась в ней по классу фортепиано и по гитаре, хотя нравилось мне только первый год-полтора. Когда преподавательница поняла, что я подаю надежды, начались конкурсы, и я перестала справляться с большими ожиданиями от меня, а игра на инструментах стала обязанностью и мукой.

Заканчивая МГУ, я поступила в Московский колледж импровизационной музыки на джазовый вокал. Многое смогла почерпнуть там, потом был небольшой акустический состав, которым мы разучивали мои песни и пару раз участвовали в сборных клубных концертах. Потом кандидатская, декрет, и вот в MMS я по-новому взглянула на все свои знания и навыки, поняла, что они есть и они немаленькие, перестала себя ругать за неидеальность, и снова стала получать удовольствие от процессов — от пения, игры на инструментах, написания песен.

Песни я писала лет с 12, но в MMS стала писать их значительно больше. А песни про материнство увидели свет благодаря тому, что в какой-то момент я стала записывать вообще все, что приходит в голову, не анализируя, удачная ли песня. Так принесла на студию песню «Не поняла», оговариваясь, что это песня-шутка в общем-то. И уже по реакции куратора и других студентов поняла, что это на самом деле то, с чего можно начать карьеру артиста.

Как вам кажется, музыка о материнстве — это уже тренд или пока нарождающийся жанр?

По моим ощущение, это скорее пока отдельные песни отдельных артистов, и я если честно сомневаюсь, что это готово вырасти в тренд или даже жанр, хотя, казалось бы, есть очевидная целевая аудитория.

Мне кажется, материнство — это довольно заряженная и вместе с тем уязвимая тема. Кто-то высказывается обтекаемо и близко к традиционной риторике, это очевидно безопасно. Но озвучить что-то не вполне популярное, например, что матери устают или что материнство — это не перманентное счастье (счастье, но не перманентное) — об этом готова петь далеко не каждая артистка, и реакции могут быть самые разные.

Интересное по теме

«Где ты, моя легкость?» Мама в декрете записала музыкальный альбом о материнстве

Что вам нравится слушать о материнстве самой? Есть ли какие-то коллективы, которые, на ваш взгляд, здорово высказываются о родительстве в музыке?

Был момент, когда я специально нашла и послушала песни о материнстве, перед выпуском своих. Сейчас их почему-то не переслушиваю — может, отчасти потому, что свои уже сработали как психотерапия, и многие вопросы и переживания на этом были закрыты и переработаны. Конечно, если мне попадается что-то новое на тему, я не пропускаю и с интересом слушаю.

Что посоветуете родителям послушать из современной музыки?

Я бы не выделяла в плане музыки родителей в отдельную категорию, мне кажется, если речь не идет о музыке довольно специфической, поднимающей непосредственно тему родительства, то родители — такие же слушатели, как и все остальные.

Мне очень нравится, что сейчас в музыке совершенно ушел снобизм по поводу того, какие жанры слушать круто, а какие нет, и жанры многие смешиваются, поэтому ориентироваться тут можно и нужно только на свой вкус, и это здорово. Если и давать совет, то только о том, чтобы в принципе слушать новую для себя музыку и выбирать то, что понравится.

Судя по всему, вы не из тех, кто считает, что над родительством и детьми шутить нельзя. Как юмор помогает вам в воспитании?

Юмор мне очень помогает не только в воспитании, но и в жизни, он очень хорошо снимает напряжение практически в любой ситуации. Можно даже вслух не шутить, достаточно про себя — и уже обнаруживается намного больше сил не орать на детей, а спокойно разбираться, что случилось и что делать.

Что любят слушать ваши дети? Поете свои песни или обходитесь классикой про Умку?

Дети очень любят слушать поп-хиты, у них был период Супер Жорика, Артура Пирожкова, сейчас в их топе «Малиновая лада». Я сама такую музыку не слушаю, хотя понимаю, что она правда очень хорошо сделана.

Дети слышат что-то новое в садике или на дне рождения и просят включить дома. Мои песни они иногда поют, так как запоминают их, пока я дома репетирую.

Перед сном я раньше пела им колыбельную про Умку, но в какой-то момент дети попросили прекратить, и теперь мы вместе слушаем запись колыбельной на телефоне. Я немного удивилась, но не обиделась — что им больше нравится, то и мне подходит. И пока звучит колыбельная, я могу с каждым еще немного пообщаться перед сном, что приятно.

А вообще, какой должна быть идеальная музыка для детей? Что в ней должно быть?

Мне кажется, в детских песнях должны быть понятные слова и темы, естественная родная речь, запоминающийся, доступный для подпевания припев — чтобы ребенок мог разобрать, понять и подпеть. Например, если в припеве слишком много слов, — настолько, что их и с пятого раза не все разберешь — это не очень удачная песня, хотя в таком случае она просто неудачная, и неважно, для детей она или ещё для кого-то.

Как вы думаете, можно развить у ребенка хороший музыкальный вкус? Что вообще входит в это понятие?

Музыкальный вкус формируется с рождения и во многом опирается на то, что ребенок слышал и слушал в детстве. И тут, конечно, возникает соблазн проконтролировать то, что он слушает, и сформировать музыкальные предпочтения.

У меня как у родителя здесь нет иллюзий: я понимаю и просто вижу, что все, что слышат дети, мне не проконтролировать, да у меня и нет такой задачи. Как и во многих других областях, я хочу дать им услышать и узнать разное, помочь им понять различия и обнаружить, что им нравится, а что нет. Тогда у них будет представление и выбор — и это будет хорошая база для формирования собственного музыкального вкуса.

Будет ли он хороший, вряд ли я смогу оценить. Сейчас все больше людей приходят к выводу, что музыкальные вкусы не хорошие и не плохие, а у всех разные. Уже нет необходимости безоговорочно любить классику и ругаться на попсу, но хорошо бы представлять, чем одно отличается от другого.

Если ваш ребенок станет слушать то, что вам не нравится, вас это огорчит? Вообще, возможно ли избежать конфликта отцов и детей в вопросе музыки? Кажется, что он как будто бы есть во всех поколениях?

Меня не огорчит, более того, это уже происходит. Я точно не буду называть музыку плохой только потому, что она мне не нравится. Я скорее буду рада, если дети «принесут» что-то такое, что я не слышала и особенно если объяснят, чем им это нравится. Опять же, конфликт, как мне кажется, здесь может возникать, если у родителя есть определенные ожидания от ребенка — какую музыку он должен слушать, а какую нет. Про себя могу сказать, что чем от большего количества ожиданий я избавляюсь, тем проще мне становится жить.

В детстве и юности что нравилось слушать вам, и были ли у вас на этот счет разногласия с родителями?

В детстве я слушала «Золотое кольцо», Queen (от этой группы фанатела старшая сестра), и конечно, основную попсу того времени — «Руки Вверх!». Потом «Кино», а потом стала слушать так много всего, что и не перечислить.

Родители в основном спокойно относились к тому, что я слушаю. Помню, один раз папа сказал о System of a down, что подобная музыка вредна для моей психики. Сейчас я думаю, такая музыка как раз подходила к моему подростковому возрасту, так как агрессия, которой она пропитана, практически полностью была для меня под запретом в жизни. Может, поэтому и музыка папе не нравилась. Но строгого запрета не было.

Интересное по теме

Кейпоп? Кей-поп? K-pop? Что за музыку слушают ваши подростки и кто такие айдолы

«Синий трактор» — хорошая песня?

Песня — да, хорошая, и вместе с клипом она хорошо работает. Она понятна, ей хочется подпевать, она намертво заседает в голове, а это все признаки как раз хорошей песни. С глубоким ли она смыслом? Нет. Но это скорее про то, что она не для взрослых людей с большим жизненным опытом за плечами.