Спокойствие или стресс? Как проявляется тревожность у детей до года

Мы часто слышим о том, как стресс негативно влияет на здоровье. Это касается не только родителей, но и детей. Что делать, если ребенок еще слишком мал, чтобы продемонстрировать взрослым весь спектр своих чувств? Как определить: замирает малыш от удовольствия или от ужаса?
Иллюстрация Елизаветы Стрельцовой

Доказано: постоянное увеличение в организме гормона стресса, кортизола, негативно влияет на развитие младенцев. В частности, продолжительные тревоги и страх могут затормозить рост ребенка, а также замедлить развитие мозга.

В быту считается, если ребенку плохо, то он начинает плакать. Однако некоторые дети молча переносят стресс — это называется реакцией замирания. Впервые о таком поведении младенцев заговорили в конце 90-х годов.

Замирание так же естественно, как и крик. В случае угрозы оцепенение — нормальная реакция, которую практикуют как люди, так и животные. Некоторые ошибочно принимают такое поведение младенцев за спокойствие и даже за релаксацию. Однако если у ребенка в этот момент участились дыхание и пульс, сильно бьется сердце и напряжены мышцы — скорее всего, он застыл от страха.

Согласно исследованию 2015 года, частое замирание в младенчестве может привести к тревожным расстройствам в подростковом возрасте.

Лучший способ успокоить малыша в такой ситуации — взять его на руки. «Есть такая штука — тоническое объединение, — говорит клинический психолог Матвей Готлиб, — это свойственно маме и ребенку, когда психическое состояние женщины передается младенцу и наоборот. Если мама расслаблена, малыш это почувствует и успокоится». Отец в такой ситуации тоже может помочь. Например, можно поговорить с малышом спокойным голосом, попытаться его отвлечь и утешить — в общем, сделать все, чтобы переключить его внимание на себя.

«В каждой паре „младенец-взрослый“ формируется своя связь и отношения. Мама (или кто-то, кто заменяет ее) всматривается в ребенка, учится в контакте распознавать сигналы ребенка. Благодаря современным исследованиям и программам наблюдения за младенцами, можно говорить о том, что между заботящимся взрослым и ребенком формируется система тончайших сигналов, по которым распознаются состояния младенца. Мама (или тот, кто заменяет ее) через мышечные движения, ритма и тембр голоса настраивается на своего младенца, учится понимать его и откликаться на него. Если мама достаточно чувствительна, то такая настройка происходит в процессе адаптации конкретной мамы к конкретному младенцу, поэтому говорят, что мама по кряхтению или другим слабым сигналам может понимать, что происходит с ребенком и становится ответом на его потребность. Тревога может выглядеть как дезорганизованное поведение, вскидывания или хаотичные движения рук и ног, плач с особым тембром или, наоборот, поведение, которое выглядит как „замирание“, когда ребенок выглядит неестественно спокойным и тихим, отрешенным. Проявлением тревоги может быть отворачивание от источника беспокойства, попытка зарыться в родителя, прерывистый сон», — говорит психотерапевт Полина Рычалова.

Существуют еще как минимум четыре не очевидных признака стресса у младенцев. В книге 2015 года «Examination of the Newborn. An evidence based guide», составленной двенадцатью британскими врачами, выделяются дополнительные признаки беспокойства у детей до года.

Их нужно учитывать, если они идут в совокупности. Важно обращать внимание на эти особенности поведения в тех случаях, когда вы точно знаете причину стресса: родители поссорились, ребенок надолго лишился тактильного контакта или ему дали «прокричаться», а потом он замолчал и «успокоился». Научно доказано, что длительный плач вредит здоровью малыша. Родителям стоит насторожиться, если младенец проявляет две или более из этих реакций:

Зевание. Еще однопроявление беспокойства. Оно встречается не только у людей, но и других млекопитающих, в том числе у кошек и собак. Фактически данный рефлекс способствует скорейшему проникновению воздуха в мозг. Это необходимо для лучшей переработки накопившейся информации. Что-то подобное происходит с компьютером, который перегрелся, и его нужно быстро остудить. Родителям в таких случаях нужно сохранять спокойствие, приглушить свет и обеспечить младенцу тактильный контакт, например, положить руку на голову. Помимо стресса зевание может означать, что малыш голоден, или же самое очевидное — он устал и хочет спать.

Пищевые расстройства. Отрыжки, тошнота, икота — все эти признаки могут быть следствием не только нарушения пищеварения и/или не отлаженной пока работы ЖКТ, но и стресса. Это доказали исследования ученых из института мозга при университете в Питтсбурге. Они нашли нейронные пути, по которым информация передается из головы в желудок и обратно. Массаж живота в такой ситуации не только поможет лучше переварить еду, но и даст ребенку ощущение безопасности.

Чихание. До конца этот рефлекс еще не изучен. Скорее всего, он так же, как и зевание, достался нам от общих предков из животного мира. По одной из теорий, этот симптом связан с иммунной системой, которая выдает такую «аллергическую» реакцию на стресс.

В этом случае британские педиатры советуют положить руку на грудь малышу и дать ему ощутить ее тепло. Таким образом ребенок почувствует защиту (стр. 203) родителя и сможет успокоиться.

Беспокоиться из-за одного чиха родителям не нужно. Это также может быть обычный способ прочистить нос от пыли, слизи или попавшего в него молока.

Изменения состояния кожи. Этот признак стресса можно наблюдать и у взрослых, и у малышей. Чрезмерная бледность и другие изменения покрова могут свидетельствовать о беспокойстве младенца. Особое внимание уделите ребенку в те моменты, когда краснеет все его тело. Первое, что стоит сделать в такой ситуации — это попытаться поймать на себе взгляд малыша. После 10 секунд зрительного контакта, можно с ним поговорить, еще через 10 секунд, нужно положить ему руку на живот и продолжить беседу.

Причины всех этих реакций у детей индивидуальны. Триггером для беспокойства могут послужить как очевидные для взрослых факторы (напряженная обстановка в семье, смена температур, одиночество), так и непонятные ситуации именно для малыша (купание, переодевания, знакомство с новыми родственниками и друзьями, поездка в общественном транспорте, осмотр у врача). Тут родителям нужно попробовать взглянуть на мир глазами младенца, для которого любой новый опыт сродни выходу в космос. Он пока ещё не понимает для чего с ним проводят все эти странные манипуляции.

Избежать лишнего стресса помогут и превентивные меры. Психолог Матвей Готлиб советует следующее:

  • Не отказывайте малышу в тактильном контакте. В конце концов, это удовольствие и для детей, и для родителей.
  • Старайтесь не нарушать связь между матерью и ребенком. И даже если контакт прерывался, например, из-за депрессии или раннего выхода на работу, переживать не стоит. Общение с малышом и ваш искренний и теплый контакт с ним важнее, чем просто длительное, но безучастное присутствие.
  • Поддерживайте хорошее настроение мамы. Скрывать свои негативные эмоции в этом случае бесполезно — в возрасте до года дети считывают не только интонации, но и язык тела.
  • Доверяйте своему ребенку. Дети даже в самом юном возрасте могут чувствовать и голод, и холод, и страх. Они обязательно покажут свое беспокойство родителям.
  • Проведите границу между своими переживаниями и потребностями малыша. Излишние утепления, пеленания, насильственное кормление — все это больше относится к беспокойству родителей, чем к реальным желаниям младенца.

На самом деле убрать лишние негативные эмоции из жизни младенца — просто. Наблюдайте за ним и отвечайте на его потребности. Немного эмпатии, немного внимания, и понимание поведения малыша обязательно придет. Пристальнее приглядывайтесь к ребенку в новых и непривычных для него ситуациях. И если он будет чувствовать рядом с собой вашу руку и вашу поддержку, вместо лишнего стресса ваш малыш приобретет новые знания.

«Если опираться на современные исследования и теории развития, то можно утверждать, что младенец развивается в контакте с людьми, которые заботятся о нем. Изоляция младенца от родителя оставляет его в одиночестве с состояниями, с которыми он не может справиться самостоятельно, это может оставлять в нем следы в виде неинтегрированных, интенсивных, нераспознанных переживаний, который влияет на дальнейшее развитие.

В то же время, уже у младенца есть периоды короткого спокойного бодрствования, когда он может быть в одиночестве и развлекать сам себя. Важно понимать, что такие периоды непродолжительны по времени. Если родитель внимателен к ребенку и не использует разделяющие устройства в качестве заменителя и успокоителя, особенно когда младенец возбужден, напряжен, голоден, то короткий опыт отделенности не будет травматичен для ребенка. Но большую часть времени ребенку для развития нужны живые руки, глаза, душа человека, который неравнодушен к нему», — резюмирует Полина Рычалова.

Наблюдайте за малышом — и все получится.

Новости «А где был твой ребенок?!» Почему мы не верим в мужские истории успеха
Блогерша объяснила, почему нельзя сравнивать карьеру мужчин и женщин. Ее видео тут же стало вирусным.