Простите, но мы тоже собираем cookie, а еще данные об IP-адресах и местоположении. Без этого наш сайт не будет работать.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.

Как общаться и дружить с мальчиками

Во многом именно от установок родителей зависит, какую модель межполовых отношений выберут их дети и будут ли они считать дружбу между мальчиками и девочками возможной. В нашей новой статье из серии «Энциклопедии для девочек» мы рассказываем о том, как не наломать дров, говоря с дочерьми о дружеских отношениях с противоположным полом, и как помочь девочкам распознать, какое поведение мальчиков считать приемлемым, а какое — нет.
17 сентября 2020
Катя Статкус

В одном из предшествующих текстов мы уже рассказывали, что общение девочек и мальчиков помогает детям обоих полов расширить игровой репертуар и кругозор. Мальчики могут поучиться у девочек прислушиваться к своим чувствам, замечать их. А девочки — не зацикливаться на определенной гендерной модели, знакомой им из семьи. Психолог Михаэль Райхерт, считает: «Если мальчики научатся в детстве дружить с девочками, договариваться с ними, то во взрослом возрасте они будут гораздо больше готовы к истинной близости в романтических отношениях». Тоже самое можно сказать и о девочках.

К сожалению, рынок сегодня предельно разделяет детские товары по половому признаку, поэтому девочкам и мальчикам, а также их родителям, может показаться, что у детей разного пола нет ничего общего ни в одежде, ни в игре, ни в предпочтениях о выборе мультиков. Если вы видите у девочек интерес к типично «мальчишеским» занятиям, не пытайтесь их переделать — возможно, именно забравшись на самое высокое дерево в парке, ваша дочка встретит на ветке нового друга. Организуя детский день рождения или же другие домашние праздники, вы тоже можете посодействовать расширению дружеского круга своих дочерей — приглашая не только их близких подруг, но и мальчиков, с которыми они могли бы потенциально подружиться.

Мы решили обратиться к психологу Елене Патрикеевой и спросить у нее, как родителям помочь девочкам сформировать позитивное отношение к межполовой дружбе: «В первую очередь, важно помнить, что сами дети изначально не выбирают себе в друзья детей по половому признаку. Взрослые сами формируют стереотипное мышление у детей, подкрепляя те или иные представления, действия. Посмотрите на мальчишек трех-четырех лет, которые еще не успели принести из садика „фууу это — девчачьи игры“. Им все равно, с кем играть. Конечно, и девочкам и мальчикам, может не нравиться с кем-то играть, но это в бОльшей мере зависит от поведения того или иного ребенка, нежели чем от его или ее пола. А основы общения мы должны донести детям одинаковые: уважение своих границ, уважение чужих границ, навыки коммуникации и решения конфликтных ситуаций. И нужно помнить, что все это мы в первую очередь показываем детям своим примером», — говорит Патрикеева.

Действительно, детям необходимо рассказать о принципе согласия, о том, что ребенок всегда может сказать «нет», если к нему кто-то прикоснулся. Это один из базовых принципов коммуникации, но он поможет вашим дочерям отстоять свои границы и избежать многих неприятных ситуаций. Например, именно этим принципом стоит руководствоваться в ситуации, когда мальчик дергает девочку за косичку: «Родителям необходимо объяснить девочке, что это — применение физической силы. Это неприемлемо. И это надо останавливать. А самим родителям понимать, что даже если это и проявление симпатии (как принято думать), то форма выражения выбрана неэкологичная. Рассказывать дочери, что мальчик просто так выразил симпатию, — легализовывать в каком-то смысле традиционное «бьет, значит любит», — добавляет Патрикеева.

Иногда наши дочери могут столкнуться в детском коллективе и с ложным джентельменством: когда мальчики (сами или под воздействием взрослых) уступают им в игре, как слабому полу. «К большому сожалению, мы не можем предотвратить или проконтролировать 100% ситуаций, в которые попадают наши дети. Как девочки, так и мальчики. В обществе до сих пор очень много стереотипов, формирующих крайне топорное представление о гендере (полоролевой модели). Детям безусловно нужны опоры в понимании, кто такие девочки, кто такие мальчики. Основы представлений они все равно возьмут из семьи. Поэтому в подобной ситуации, если мы видим, что ребенок расстроен из-за того, что ему не дали соревноваться на равных, важно выразить поддержку и понимание. Сказать, что вы понимаете, почему дочери обидно. Что лучше честно проиграть, чем нечестно выиграть», — говорит психолог.

К сожалению, в нашей стране по-прежнему принято даже самых маленьких детей называть «женихами» и «невестами» и всячески сексуализировать их поведение: школьники младших классов то и дело «строят кому-то глазки» и вовсю «кокетничают». Патрикеева говорит, что эти взрослые интерпретации чаще всего смущают детей. Подобные комментарии формируют и поддерживают представления о невозможности дружбы между мужчинами и женщинами без сексуального или романтического подтекста. Что, конечно же, вовсе не так. Если ваших девочек в школе травят за дружбу с мальчиками, психолог советует поддержать ребенка в проживании ее чувств и подключать взрослых школы (чтобы формировали коллектив и совместную деятельность), учить отстаивать границы. Важно транслировать ребенку его право выбирать в друзья того, кого он хочет.

На вопрос о том, как вообще сформировать у ребёнка позитивное отношение к противоположному полу, Патрикеева отвечает встречным вопросом: «А что значит позитивное отношение к противоположному полу? Давайте формировать позитивное, а лучше уважительное отношение к людям в целом. Формировать у ребенка гуманистические ценности, априорную ценность жизни и здоровья другого человека. Формировать эмоциональный интеллект и эмпатию. А в отношениях с противоположным полом стараться избегать вредных обобщающих мифов („всем мужикам одно надо“, „всем бабам нужны только деньги“ и пр)». Давайте сами будем ловить себя на стереотипных суждениях и попытаемся не передавать их своим детям.

Как бывает

Ирина Полежаева: «У меня в детстве был друг Митя. Когда нам было пять лет, мы вместе начали ходить в музыкальную школу, а потом попали в один и тот же класс и в общеобразовательной. И так получилось, что к началу школы мы с Митей совсем «спелись», у нас было много общих интересов, даже наши родители невероятным образом подружились. Мы часто все вместе ходили на выходных в лес делать домики или ездили в центр города гулять. Но в школе, как только мы с Митей где-то рядом садились, нас тут же другие дети начинали обзывать «сладкой парочкой» и спрашивали, когда у нас родятся дети. Это было очень странно, и в итоге в школе мы решили больше не показывать нашу «связь», хотя в ней и не было совершенно ничего романтического. Мне до сих пор грустно, что нам из-за этих дурацких комментариев пришлось так сильно сторониться друг друга в школе. А родителям мы как-то постеснялись говорить о том, что нас дразнят. Митя навсегда для меня останется одним из самых замечательных детских друзей, хотя мы потом с ним в жизни растерялись. Но иногда все же встречаемся дома у кого-то из наших родителей (родители до сих дружат не разлей вода).

Клара Рудковская: «Когда я была совсем маленькой девочкой, мне почему-то все родственники пытались найти какого-то жениха. Я вообще не понимала, в чем прикол с этим женихом и почему его надо обязательно заиметь прямо сейчас. Но бабушка и ее сестра постоянно перебирали в голове, кто из детей маминых подруг станет моим суженым. Это у них были такие шутки, наверное. Хотя я не исключаю, что это было все-таки всерьез. Приятного в этом для меня было мало. И, может быть, поэтому я в детстве долгое время предпочитала с мальчиками не дружить, чтобы, наверное, на себя не навлекать лишних подозрений. Но потом мои родители купили дачу и у меня там появился новый сосед Гриша. С ним было безумно интересно: мы сочиняли какие-то песни и стихи, до умопомрачения играли в бадмингтон, резались с ним все время в „Менеджера“ (помните такой аналог „Монополии“?). Да, это был вариант дружбы десятилетних детей на каникулах (в течение года мы в основном созванивались, потому что жили в городе все-таки далековато друг от друга). Гриша ко мне никогда не приставал ни тогда, ни потом, когда уже мы стали тинейджерами, всегда относился ко мне с уважением».

Что почитать

Сказка «Маленький Мы» Даниэлы Кункель

Эта книга с яркими иллюстрациями рассказывает о дружбе Эммы и Бена. Как-то раз, они вместе с Маленьким Мы отправились в путешествие. Но из-за грубых слов ребят по дороге Маленький Мы исчез. Эта история учит детей быть внимательным к своим словам — ведь неверно выбранной лексикой можно иногда ранить даже сильнее, чем делом. Книга рекомендована для прочтения детям от 3 лет.

Рассказ «Вафельное сердце» Марии Парр

«Вафельное сердце» — это трогательный рассказ о дружбе девятилетнего Трилле (спокойного и рассудительного) и его одноклассницы Лены (бесшабашной оторвы). Это дебютное произведение норвежской писательницы Марии Парр, после которого ее сразу прозвали новой Астрид Линдгрен. Если вам и вашим детям понравится эта история, обратите внимание и на продолжение книги под названием «Вратарь и море». Возрастная рекомендация: для детей от 8 лет.

Сагу «Гарри Поттер» Джоан Роулинг

Знаменитая сага о Гарри Поттере — это не только история борьбы добрых и злых волшебников, но прежде всего — великая история о дружбе. Сам Гарри точно не стал бы таким популярным, если бы его не окружали Рон Уизли с Гермионой Грейнджер. Но в книге есть еще много других интересных дружеских линий — например, Минервы Макгонагалл и Альбуса Дамблдора. Короче говоря, когда ваши дети возьмутся читать книжку Роулинг, обязательно используйте возможность обсудить с ними, как складывались теплые приятельские отношения у разных персонажей книги.

Что посмотреть

Мультфильм «Эрнест и Селестина»

Главные герои этого красивого франко-бельгийского анимационного фильма — мышка Селестина и медведь Эрнест. Казалось бы, они живут в совершенно разных мирах у них нет ничего общего, но каким-то образом они становятся лучшими друзьями, а в конце фильма даже напишут мемуары о своих похождениях. В 2013 году лента получила награду «Сезар» как лучший анимационный фильм, а годом позже была номинирована на Оскар.

Анимационный сериал «Ронья, дочь разбойника»

Популярную повесть Астрид Линдгрен о Ронье экранизировал сын знаменитого японского мультипликатора, Горо Миядзаки. Жизнь девочки сильным образом меняется, когда она встречает Бирка — он тоже сын разбойника, и ему тоже крайне надоело быть втянутым в дела своего отца. Визуально получился довольно интересный кроссовер: японская техника аниме встречается с классической скандинавской детской литературой.

Фильм «Мост в Терабитию»

С детьми постарше вы можете посмотреть эту семейную драму по повести Кэтрин Петерсон, сюжет которой основан на реальных событиях. Главные герои, десятилетние Лесли и Джесс, как белые вороны в своем классе. Фильм рассказывает об их дружбе, о травле в школе и об опыте переживания потери близкой подруги — эта грустная история надолго запомнится всем зрителям.

Новая энциклопедия

для девочек

Еще больше суперполезных статей на сайте

Подробнее
Ликбез Красный, серый, голубой — Хагги Вагги есть любой! В Сети завирусилась классификация монстров в стиле игры Poppy Playtime
Месяцев семь назад, когда у родителей были совсем другие проблемы, одним из самых популярных запросов среди читателей наших проектов был «как зовут зеленого Хаг...
Новости Теннисистка Мария Шарапова родила
Теннисистка Мария Шарапова впервые стала мамой. Мальчика назвали Теодором.