Удивительная мисс Браун: что нам нужно знать об авторе книги «Баю-баюшки, луна»

Невероятно красивая, обожающая животных и охоту, всегда окруженная толпой друзей и поклонников, но так и не вышедшая замуж, очень свободная и постоянно меняющая города и страны, оставившая в наследство человечеству более 100 книг, а свои бесчисленные гонорары — 9-летнему соседу — такой была Маргарет Уайз Браун.

Писать для детей она начала в 26 лет под влиянием Люси Спрэг Митчелл — основательницы экспериментальной школы в Гринвиче, в которую Маргарет устроилась работать. Философия Митчелл, основанная на ее многолетнем опыте наблюдения за маленькими детьми, заключалась в том, что на самом деле детям не интересны все эти волшебства, феи и прочие сказочные персонажи, а читать и слушать они хотят про их мир, про то, что их окружает и происходит «здесь и сейчас». И именно с книг Маргарет Уайз Браун в американской литературе начался переход к философии «Здесь и сейчас», так что можно сказать, что в какой-то степени вся современная детская литература выросла из ее книг.

На русский язык переведены две самые важные книги Маргарет — «Как зайчонок убегал» в переводе Евгении Канищевой и «Баю-баюшки, луна» в переводе Марины Бородицкой. Разберем, в чем их особенность и такая безумная популярность среди детей во всем мире.

Во-первых, картинки, созданные иллюстратором Клементом Хердом: очень яркие, очень насыщенные, напоминающие цветовой палитрой работы Анри Матисса и так же, как и у него, передающие через цвета эмоции. Во-вторых, обе книги сделаны по принципу чередования цветных и черно-белых картинок, что развивает у малышей цветоощущение и остроту зрения. И в-третьих, в обеих книгах очень много смысла. «Как зайчонок убегал» — это история о безусловной материнской любви: кем бы ты ни был, кем бы ты ни стал, мамина любовь и поддержка всегда будут стоять за тобой, это тот бэкграунд, который дает свободу экспериментировать и не бояться осуждения. Та поддержка, которой никогда не было у самой Маргарет Уайз Браун и которой, возможно, ей не хватало на протяжении всей ее жизни. Кроме глубокого смысла, есть и поверхностный — детям двух-трех лет свойственно убегать от мамы, например на улице, и мамы часто пользуются приемом — на примере зайчонка из книжки показать, что так делать не надо).

«Баю-баюшки, луна» — это идеальная колыбельная! Ритмичность и с каждой страницей гаснущие иллюстрации усыпляют даже взрослых. А в маленьком зайчонке, который просто не может лечь спать, когда вокруг столько интересного, стопроцентно узнает себя каждый ребенок — и вместе с героем книги будет следить за воздушным шариком, медведями, мышкой, летающей коровой и котятами, желая всем спокойной ночи, пока глаза сами собой не закроются. Кроме того, это и очень детально прорисованная история — можно изучать, как постепенно меняется время, куда все время прячется маленький мышонок, в чьих домах повторяются висящие на стене картины, как постепенно поднимается луна… И в «баю-баюшки, луна» есть несколько отсылок к книге «Как зайчонок убегал», их тоже будет интересно найти. Этой книге уже 73 года и ее популярность не снижается, а переиздания перевалили за сотню.

Ликбез Зависть отца: жизнь и смерть маленькой актрисы Джудит Барси
Эта история произошла более 35 лет назад, и она — о домашнем насилии, несоответствии амбиций и возможностей, о зависти к успеху собственного ребенка и бездейств...