партнерский материал

5 причин показать советские иллюстрации к «Золотому ключику» современным детям

21 сентября иллюстратору Леониду Владимирскому могло бы исполниться 100 лет. Художник прожил 94 года и оставил нам самые любимые и узнаваемые образы героев «Приключений Буратино» и «Волшебника Изумрудного города». Рассказываем, что необычного в его иллюстрациях и почему они так нравятся детям и взрослым.

1

Иллюстрации Буратино принесли художнику славу. Но до этого он столкнулся с непониманием родителей и прошел войну

У Леонида Владимирского непростая судьба: он всегда любил рисовать (с детства собирал яркие марки и любил их разглядывать, а потом срисовывать) но, по настоянию отца, поступил в инженерно-строительный вуз. Отучился три года, а потом — война, и только после нее он попал во ВГИК, на отделение мультипликации.

После института Владимирский начал карьеру с диафильма по сказке Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». А в 1956 году в издательстве «Искусство» вышла и книга с его рисунками, которая и принесла первое признание.

Помимо «Приключений Буратино» самыми известными работами художника стали иллюстрации к книгам:

  • «Волшебник Изумрудного города»;
  • «Три толстяка»;
  • «Руслан и Людмила»;
  • «Приключения Петрушки»;
  • «Путешествие "Голубой стрелы"»;
  • «Буратино ищет клад» и «Буратино в Изумрудном городе» — эти сказки художник написал сам.

Именно работы Владимирского были и остаются образцом, самой настоящей, узнаваемой классикой — например, придуманный им образ Буратино использовали при создании театральных кукол и даже этикеток для лимонада. А в США есть целый Международный клуб волшебника Оз — и его президент, Фрэнк Миллер, признал Владимирского «лучшим иллюстратором волшебной страны».

2

Владимирский рисовал героев с реальных людей, это «оживляет» персонажей

Прототипами для рисунков Владимирского стали реальные, близкие ему люди, — именно поэтому герои воспринимаются как живые. Озорного Буратино он рисовал со своей пятилетней дочери Аи — малышка покорно позировала с картонным носом и с колпачком на голове. Когда девочка стала школьницей — Владимирский рисовал с нее Элли. А папой Карло стал не какой-то итальянский старик, а дедушка иллюстратора. Рассказывают, что его даже узнавали на улицах, чем он очень гордился.

А вот для поэмы «Руслан и Людмила» живые прототипы не подошли. Художник перебрал девятнадцать образов, рисовал встретившихся на улице девушек, но никто не подходил. И тогда он взял за основу портрет Натальи Николаевны Гончаровой (работы Брюллова) — жены и музы Пушкина. Так появилась русская красавица с благородными чертами лица и легкой грустью в глазах.

3

Владимирский не боялся отойти от оригинала, его слушали сами авторы

Как обычно работают иллюстраторы? Вчитываются в текст и добросовестно пытаются воспроизвести каждую деталь, каждую эмоцию. Владимирский не боялся импровизировать, если считал, что это точнее передаст характер героя.

Знаменитый полосатый колпачок Буратино в оригинальной сказке Алексея Толстого был просто белым, курточка — коричневой, а не красной. И именно такой образ понравился и детям, и взрослым, и критикам.

А в сказочной повести Волкова «Семь подземных королей» царственных героев на самом деле было целых двенадцать. Художник сумел убедить: надо сократить их количество до семи, чтобы раскрасить каждого — вместе со свитой — в отдельный цвет радуги. Волкову пришлось вносить изменения в уже написанную повесть, так безоговорочно он верил Владимирскому и его художественному дару.

4

Художник рисовал в особых тонах и верил, что дети могут понимать эмоции и мимику героев

Владимирский рисовал в основном в светлых тонах. Художник всегда помнил, что его работы — для младшеклассников. В этом возрасте темные тона и страшные злодеи могут напугать ребенка, поэтому отрицательные персонажи (даже грозный Карабас-Барабас!) у художника не получились угрожающе-злобными.

Позам и мимике каждого героя Владимирский уделял особое внимание, эти черты, как он считал, отражают характер персонажа. Гордая поступь Трусливого Льва выдает, что в душе он все-таки храбрый; Гудвин оказывается растерянным, похожим на концертмейстера человеком, за которым гонится Тотошка; а на лице Буратино написана детская наивность и доверчивость. Позднее такой подход станет предметом научных исследований.

В одном из интервью Владимирский так описывал свое отношение к работе:

«Если ты можешь сопереживать, то ты сможешь передать чувства своим героям. Когда рисую Страшилу, представляю: а что он чувствует? Для детей надо работать по-доброму. Кто может нести доброту, тот может быть детским художником или писателем».

Разглядывать забавные детали малышам и младшеклассникам невероятно интересно, и художник учел это. Например, кокетливый шарфик в горох у хитрой Лисы Алисы, заплатки на рубашке бедного Карло и любопытные пиявки вокруг Черепахи Тортиллы, пшеничный колос на голове Страшилы и бантики на косичках Элли.

Вместе со второстепенными персонажами и фоном (который тоже может быть героем — как, например, Изумрудный город) иллюстрации создают для ребенка особенный, волшебный мир, который делает сказку живой, заставляет верить писателю и сопереживать героям — то, чего мы и ждем от детских книг.

5

Книги с работами Владимирского актуальны до сих пор, совсем недавно вышли новые переиздания

С «появления на свет» Буратино прошло более полувека, и всего книг с иллюстрациями Леонида Владимирского вышло свыше 20 миллионов экземпляров. Издательство АСТ к столетию со дня рождения художника перевыпустила целую серию — «Буратино» и «Волшебника Изумрудного города» в нескольких вариантах. В том числе:

Но самым настоящим сюрпризом для маленьких читателей станет подарочное издание «Приключений Буратино» с объемными иллюстрациями и тремя секретными окошками. Выглядит как волшебство: Буратино, словно живой, сидит за картонным столом, бросает шишку, повиснув на сосне. А в букваре, который раскрыл Папа Карло, можно «листать» страницы.

Иллюстрации — это тот самый «золотой ключик» к детским книгам. И если вы хотите, чтобы ребенок видел и чувствовал ровно то же, что и вы, и ваши родители, когда впервые взяли в руки знаменитые сказки, — издания с работами Леонида Владимирского помогут перенестись в удивительный мир приключений, юмора, дружбы и победы добра над злом.

Ликбез «Наши дети умеют читать рисунок волн»: пять историй о семьях, которым море стало домом
Кругосветка в 15 лет, на веслах через Северный Ледовитый океан и другие невероятные приключения.