Иллюстрации Буратино принесли художнику славу. Но до этого он столкнулся с непониманием родителей и прошел войну
У Леонида Владимирского непростая судьба: он всегда любил рисовать (с детства собирал яркие марки и любил их разглядывать, а потом срисовывать) но, по настоянию отца, поступил в инженерно-строительный вуз. Отучился три года, а потом — война, и только после нее он попал во ВГИК, на отделение мультипликации.
После института Владимирский начал карьеру с диафильма по сказке Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». А в 1956 году в издательстве «Искусство» вышла и книга с его рисунками, которая и принесла первое признание.
Помимо «Приключений Буратино» самыми известными работами художника стали иллюстрации к книгам:
Именно работы Владимирского были и остаются образцом, самой настоящей, узнаваемой классикой — например, придуманный им образ Буратино использовали при создании театральных кукол и даже этикеток для лимонада. А в США есть целый Международный клуб волшебника Оз — и его президент, Фрэнк Миллер, признал Владимирского «лучшим иллюстратором волшебной страны».
Владимирский рисовал героев с реальных людей, это «оживляет» персонажей
Прототипами для рисунков Владимирского стали реальные, близкие ему люди, — именно поэтому герои воспринимаются как живые. Озорного Буратино он рисовал со своей пятилетней дочери Аи — малышка покорно позировала с картонным носом и с колпачком на голове. Когда девочка стала школьницей — Владимирский рисовал с нее Элли. А папой Карло стал не какой-то итальянский старик, а дедушка иллюстратора. Рассказывают, что его даже узнавали на улицах, чем он очень гордился.
А вот для поэмы «Руслан и Людмила» живые прототипы не подошли. Художник перебрал девятнадцать образов, рисовал встретившихся на улице девушек, но никто не подходил. И тогда он взял за основу портрет Натальи Николаевны Гончаровой (работы Брюллова) — жены и музы Пушкина. Так появилась русская красавица с благородными чертами лица и легкой грустью в глазах.
Владимирский не боялся отойти от оригинала, его слушали сами авторы
Как обычно работают иллюстраторы? Вчитываются в текст и добросовестно пытаются воспроизвести каждую деталь, каждую эмоцию. Владимирский не боялся импровизировать, если считал, что это точнее передаст характер героя.
Знаменитый полосатый колпачок Буратино в оригинальной сказке Алексея Толстого был просто белым, курточка — коричневой, а не красной. И именно такой образ понравился и детям, и взрослым, и критикам.
А в сказочной повести Волкова «Семь подземных королей» царственных героев на самом деле было целых двенадцать. Художник сумел убедить: надо сократить их количество до семи, чтобы раскрасить каждого — вместе со свитой — в отдельный цвет радуги. Волкову пришлось вносить изменения в уже написанную повесть, так безоговорочно он верил Владимирскому и его художественному дару.
Художник рисовал в особых тонах и верил, что дети могут понимать эмоции и мимику героев
Владимирский рисовал в основном в светлых тонах. Художник всегда помнил, что его работы — для младшеклассников. В этом возрасте темные тона и страшные злодеи могут напугать ребенка, поэтому отрицательные персонажи (даже грозный Карабас-Барабас!) у художника не получились угрожающе-злобными.
Позам и мимике каждого героя Владимирский уделял особое внимание, эти черты, как он считал, отражают характер персонажа. Гордая поступь Трусливого Льва выдает, что в душе он все-таки храбрый; Гудвин оказывается растерянным, похожим на концертмейстера человеком, за которым гонится Тотошка; а на лице Буратино написана детская наивность и доверчивость. Позднее такой подход станет предметом научных исследований.
В одном из интервью Владимирский так описывал свое отношение к работе:
«Если ты можешь сопереживать, то ты сможешь передать чувства своим героям. Когда рисую Страшилу, представляю: а что он чувствует? Для детей надо работать по-доброму. Кто может нести доброту, тот может быть детским художником или писателем».
Разглядывать забавные детали малышам и младшеклассникам невероятно интересно, и художник учел это. Например, кокетливый шарфик в горох у хитрой Лисы Алисы, заплатки на рубашке бедного Карло и любопытные пиявки вокруг Черепахи Тортиллы, пшеничный колос на голове Страшилы и бантики на косичках Элли.
Вместе со второстепенными персонажами и фоном (который тоже может быть героем — как, например, Изумрудный город) иллюстрации создают для ребенка особенный, волшебный мир, который делает сказку живой, заставляет верить писателю и сопереживать героям — то, чего мы и ждем от детских книг.
Книги с работами Владимирского актуальны до сих пор, совсем недавно вышли новые переиздания
С «появления на свет» Буратино прошло более полувека, и всего книг с иллюстрациями Леонида Владимирского вышло свыше 20 миллионов экземпляров. Издательство АСТ к столетию со дня рождения художника перевыпустила целую серию — «Буратино» и «Волшебника Изумрудного города» в нескольких вариантах. В том числе:
Но самым настоящим сюрпризом для маленьких читателей станет подарочное издание «Приключений Буратино» с объемными иллюстрациями и тремя секретными окошками. Выглядит как волшебство: Буратино, словно живой, сидит за картонным столом, бросает шишку, повиснув на сосне. А в букваре, который раскрыл Папа Карло, можно «листать» страницы.
Иллюстрации — это тот самый «золотой ключик» к детским книгам. И если вы хотите, чтобы ребенок видел и чувствовал ровно то же, что и вы, и ваши родители, когда впервые взяли в руки знаменитые сказки, — издания с работами Леонида Владимирского помогут перенестись в удивительный мир приключений, юмора, дружбы и победы добра над злом.