партнерский материал

Отличницы тоже делают это! Титаник на крыше и поджог школы: чего еще мы не знаем о наших детях

Подростковая жажда приключений и профилактика рискованного поведения
Иллюстрация Настасьи Железняк

Родителям обычно кажется, что если их ребенок отлично учится в школе, играет на скрипке и вежливо здоровается с соседями, то он в полной безопасности. Ведь их примерный и разумный мальчик (и тем более девочка!) совсем не склонен к опасному и рискованному поведению! У нас для вас плохие новости: умные и социально адаптированные подростки тоже творят такое, отчего может вмиг поседеть любой родитель. Только благодаря своей сообразительности и примерному имиджу — им часто удается скрывать от взрослых свое опасное поведение гораздо дольше, чем известным хулиганам и двоечникам.

Об этом очень хорошо известно руководителю программы «Зона риска» фонда «Полдень» Анне Коноваленко: эта программа как раз помогает попавшим в беду подросткам и их родителям.

«Я училась в женской гимназии, где нам постоянно твердили, что мы — „элита нации“, у нас были занятия по домоводству, мы ездили в Петергоф, каждый год писали исследовательские работы и выступали на сцене Александринского театра и БДТ. Я была круглой отличницей, получала специальную стипендию за свою учебу, входила в состав ученического совета, занималась хоровым пением, играла на гитаре, выступала в театральной студии и ездила верхом. Ни минутки свободного времени на всякие глупости!


С точки зрения взрослых, я была образцовым подростком! Но все это отлично сочеталось во мне с жаждой приключений и умением их организовать.


Классе в пятом мы с подругами обнаружили, что дверь на крышу школы можно открыть, если приложить чуть силы — так у нас появилось место для прогулок на переменах. В тот момент на экранах только-только появился «Титаник», и мы вставали на край крыши как Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет и распевали: «Every night in my dreams!» А когда начались заморозки — устроили на крыше каток. Что плохого могло случиться, ведь мы уже хорошо умели кататься! Ну, почти… Сейчас и подумать страшно.

Под другой лестницей, куда завхоз сваливал старую мебель, мы организовали «Тайное общество любителей страшных историй». Сделали камин из кирпичей и таскали туда свечки, так что атмосфера для страшилок была весьма располагающей. Место быстро стало популярным среди других параллелей, и кто-то, конечно, плохо потушил эти свечки, какие-то тряпки начали тлеть, слава богу, что огонь не успел перекинуться на старые парты и деревянные стулья. Просто чудо, что школа не сгорела и никто не пострадал!

«Зона риска», которой я занимаюсь в фонде «Полдень», — это программа профилактики опасного поведения среди подростков. Мои школьные воспоминания — это правило, а не исключение. В этом возрасте всем хочется делать что-то сумасшедшее, пробовать, рисковать, переходить границы дозволенного.


Но наша задача — сделать так, чтобы каждый подросток знал меру. Мы не пытаемся внушить им, что совать монеты под колеса поезда или прыгать по крышам гаражей — это плохо.


Вместо этого мы устраиваем сюжетно-ролевые игры, которые помогают подросткам проектировать и проживать опыт, связанный с проявлением рисков, деструктивными трендами, травлей и кибербуллингом. Для проработки каждого направления есть своя игра, всего в цикле их шесть. Многие ребята говорят, что были героями разных рискованных ситуаций или наблюдали их стороны. Им важно обсудить чувства, но иногда страшно делать это с личной позиции, поэтому мы даем им возможность поговорить об этом от лица персонажа игры. Этот способ помогает прорабатывать сложные, неприятные и травматические моменты, осознавать свою черту рисков. Ведь приключения точно должны наполнять жизнь, но не должны быть опасными для нее!

Мы успели провести программу 34 регионах, охватить 2600 участников. Подростки говорят, что игры помогали им по-другому посмотреть на многие поступки: они стали задумываться о последствиях, стали анализировать действия, терпимее относиться к окружающим, им проще общаться со сверстниками, взрослыми и понимать самих себя.