Что делать, если вы не хотите отпускать ребенка на идеологические уроки.
По понедельникам в школах для каждого класса будут проводить внеурочные занятия «Разговоры о важном». «Основные темы связаны с ключевыми аспектами жизни человека в современной России», — указано на сайте, посвященному этой инициативе. Здесь же размещены инструкции, методички и сценарии предстоящих тематических уроков.
Уже опубликованы материалы для сентябрьских занятий. Формулировки и идеи некоторых инструкций звучат вполне конструктивно. Например, вот как звучит одна из целей урока «День знаний» (5 сентября) в восьмом-девятом классах: «Воспитывать деятельностный патриотизм как ценностно-смысловое отношение к Родине, выраженное в гражданской идентичности, социальном созидании, несении социальной ответственности через осмысленную самореализацию и самоопределение».
Интересное по теме
«Учить патриотизму — это как говорить человеку, кого и как ему надо любить»: мнения читателей Chips Journal о любви к Родине
Но другие цели, задачи и темы «Разговоров о важном» могут показаться родителям неуместными. Так, урок «Наша страна — Россия» для пятых-седьмых классов содержит описание специальной военной операции и связанное с ней творческое задание.
«Проявления подлинного патриотизма мы видим и сегодня, прежде всего при проведении специальной военной операции», — написано в методических рекомендациях.
«Альянс учителей» и движение «Мягкая сила»* в своем заявлении отметили, что «во многих темах красной нитью проходит тема „служения Родине“. Вместо важности личности, уважения к ней и ее развития, детям предлагают смириться с мыслью, что главный идеал — служение, часто с оружием в руках, и о своих желаниях и склонностях ради этого надо забыть».
Поскольку эти занятия внеурочные, ученик может сам выбирать, ходить на них или нет, это гарантирует статья 34 закона «Об образовании». Общественники предложили варианты действий, которые родители могут предпринять в том случае, если они против участия своих детей в этих уроках. Воспользоваться инструкциями могут и учителя, если они такие уроки проводить не хотят.
Интересное по теме
«Жизнь отдать очень легко, а вот исправить что-то, чтобы никому погибать не приходилось — вот это сложно»: редакция НЭН — о патриотизме в жизни взрослых и детей
Психологиня Людмила Петрановская призывает родителей, волнующихся в связи с введением идеологических занятий, «ничего не бояться»: «Вы — главные люди в жизни вашего ребенка, как минимум до подросткового возраста. Никакие мероприятия не будут для него авторитетнее вас, если у вас хорошие отношения. Во-вторых, не преувеличивайте возможности официозного „патриотизма“. Многие из вас успели побыть октябрятами и пионерами, прослушать много патриотических песен и политинформаций. И? Прям что вам тогда говорили, в то вы до сих пор и верите? Вот так же и ваши дети <… >. Не нагнетайте. И у вас, и у вашего ребенка есть право иметь свое мнение и пока это напрямую нигде не запрещено <…>. Мой прогноз: все эти „уроки патриотизма“ выродятся в скуку и обязаловку, которую дети будут пережидать как осенний дождь. В этом смысле утро понедельника — лучшее время для них, всегда можно доспать чуток под пафосные речи».
Еще до введения уроков с «разговорами о важном», некоторые учителя пробовали привить детям чувство родины специфическими способами. Например, в Санкт-Петербурге в апреле четвероклассникам показали фильм проекта Никиты Михалкова «Бесогон ТВ» «Откуда растут ноги» с маркировкой 18+.
* — организация внесена Минюстом РФ в «реестр СМИ/НКО, выполняющих функции иностранного агента».