Агрессивные воспитатели и заботливая бабушка: колонка о том, как пищевое насилие, пережитое в детстве, меняет нашу жизнь

Современные диетологи и врачи говорят, что пищевое насилие недопустимо: оно сильно вредит детям и влияет на их пищевое поведение даже во взрослой жизни. Но об этом стали говорить относительно недавно, а вот в нашем детстве никто не знал даже такого понятия. И если вы до сих пор не понимаете, что такое пищевое насилие, и к каким последствиям оно может привести, то давайте я расскажу — на личном примере.

Иллюстрация Лизы Стрельцовой

В детстве я была очень худым ребенком — помню, как мне нравилось смеха ради втягивать живот так, чтобы можно было пересчитать ребра. Во многом моя худоба была связана с тем, что я не ела в детском саду — почти вся еда выглядела и пахла неприятно, а потому в течение дня я питалась фруктами из компота, кусками черного хлеба и пюре, которое иногда удавалось выцарапать из-под крахмалистой мясной подливы.

Конечно же, такое положение дел не устраивало работников сада, а потому есть меня (вопреки настойчивым просьбам родителей) заставляли регулярно. В ход шли классические ультиматумы «пока не доешь — из-за стола не выйдешь».


До сих пор помню это унизительное чувство, когда все остальные уже пообедали и готовятся ко сну, а ты сидишь над тарелкой ненавистного холодного супа и понимаешь, что кроме вас тут никого — либо ты, либо он. Такая вот дуэль.


Еще были уговоры «съесть хотя бы… (нужное вписать)», попытки накормить с ложки (чувство неизбежности усиливалось, потому что съесть то, что на ложке, было мерзко, а отказ приводил к ругани), угрозы, запугивания и — мое самое нелюбимое — два блюда в одной тарелке. Кажется, это какой-то популярный столовский прием — класть первое и второе в одну тарелку, чтобы надо было мыть меньше посуды.

Правда в моем случае (суп я не ела) второе плюхали прямо в ненавистные щи, лишая меня шанса поесть хотя бы гарнир. Я мрачно наблюдала за тем, как котлетно-картофельная флотилия медленно тонет в коричневых капустных волнах и глотала слезы. Кажется, этот прием должен был меня чему-то научить — например, тому, что в следующий раз, чтобы этого не допустить, мне надо было съесть весь суп до дна. Но почему-то урок не срабатывал.

Вторая разновидность пищевого насилия, с которой я очень хорошо знакома — это доброжелательное пищевое насилие (и оно куда более коварно). И вообще, если посмотреть на это со стороны, то и насилием-то это назвать язык не поворачивается, но не дайте себя запутать.


Я говорю о том, что обычно делают наши любящие и заботливые бабушки, когда с любовью и слезами умиления на глазах запихивают в нас шестой пирожок. Таких бабушек в моей жизни было несколько, а потому мне кажется, что это распространенный паттерн.


Как я уже говорила, в детстве я была довольно худой, а для моей бабушки (как и для любой другой бабушки!) это, конечно же, было неприемлемо. Поэтому она всегда старалась меня накормить, чем больше и чаще — тем лучше. Справедливости ради, бабушкину еду я любила, но далеко не в тех объемах, в которых она мне предлагалась. Не доесть было невозможно.

Если я пыталась отказаться, бабушка начинала пробуждать во мне чувство вины («Я так старалась, готовила, а ты не ешь»), ласково уговаривать («Ну тут всего-то ничего осталось, давай еще пару ложечек») — а в случае отказа явственно расстраиваться, запугивать историями («недоеденный кусочек ночью к тебе придет, будет за тобой бегать»). В какой-то момент я просто научилась молча доедать то, что было передо мной, потому что знала, что каждая попытка отказа приведет к долгим вроде бы ласковым, но очень настойчивым увещеваниям, в результате которых я буду чувствовать себя виноватой и неправой, а потому намного проще потерпеть и доесть этот несчастный пирожок, хотя он уже не лезет.

Должна отметить, что я не считаю свой опыт каким-то уникальным или выдающимся. Агрессивный постсоветский сад, заботливая бабушка — такой классический расклад поколения моих ровесников, многие через это проходили.


То, что этот опыт повлиял на мое пищевое поведение во взрослом возрасте, я поняла значительно позже, когда рядом со мной уже не было ни крикливой воспитательницы, ни любящей бабушки, ни строгой поварихи, которая морщит нос, увидев, что ты выкидываешь что-то с тарелки в бак для отходов.


Вот, что я заметила:

Насыщение зависит не от меня. Это сейчас модно говорить об осознанности и предоставлении ребенку свободы в вопросах саморегуляции (замерз — не замерз, голодный — не голодный), а раньше такого вопроса не стояло — взрослые знали все за нас. Если на улице холодно — значит, надо шапку, если не съел все, что перед тобой — значит, не наелся. Сейчас мне уже за тридцать, но я до сих пор не всегда могу поймать чувство насыщения за столом — кажется, что до тех пор, пока тарелка не опустеет, насыщение наступить просто не может.

Доедать — это хорошо. Позитивное подкрепление работает, правда иногда работает не там, где надо. В детстве меня бурно хвалили за то, что я что-то ем или доедаю, в саду чистая тарелка была оберегом от воспитательского гнева и унижений, я с ранних лет запомнила, что доедать — это хорошо. Даже сейчас иногда, сидя в своей квартире, за своим столом, перед тарелкой с едой, которую приготовила сама, я начинаю против своей воли доедать, даже когда понимаю, что уже сыта. Надо мной никто не стоит, но мой надрессированный мозг подсказывает: «Доешь — будешь молодцом!», и я давлюсь ради какого-то эфемерного одобрения, которое мне уже никто не дает.

Отказываться — это плохо. Ну и обратная сторона медали. Мне до сих пор очень сложно оставлять в тарелке недоеденное или выкидывать еду. Каждый раз, даже когда я просто заявляю о своем нежелании что-то есть, я жду упреков, обвинений, возмущения и ругани. И хотя этого не происходит, я все равно чувствую, что поступаю неправильно (Ну и все мы знаем, что надо сделать, чтобы почувствовать себя лучше — взять волю в кулак и доесть все, чтобы быть молодцом).

Еда спасает от всего. Привычка заедать стресс есть у многих из нас — это даже считается вполне нормальной реакцией организма. Все-таки еда приносит нашему телу радость и силы, и логично, что когда никаких других источников позитива у него нет, он обращается к еде. Когда все детство твоя ценность во многом определяется тем, как ты ешь, еда неизбежно превращается в источник радости и любви — даже если это жирные чипсы или химозный тортик из ближайшего продуктового. И вот таким легким движением руки забота о себе (это же помогает мне чувствовать себя лучше!) превращается в нанесение себе вреда (потому что вряд ли химозные тортики полезны вообще хоть кому-то).

Говорят, признание проблемы — первый шаг к ее решению. И теперь, когда я поняла, почему я за столом веду себя так, как веду, мне стало немного легче. Если я понимаю источник проблемы, значит, я могу с ним бороться. Нет, я не могу вернуться в прошлое и отстоять маленькую плачущую себя у безжалостного детсадовского Горыныча с тарелкой вонючих щей, но я могу помочь себе сейчас. Как? Рассказываю.

  • Я прислушиваюсь к себе. Да, нас этому не учили в детстве, но начать слушать себя никогда не поздно (это та самая пресловутая осознанность, на которой не один лайф-коуч обогатился). Я учусь понимать свой организм, отказываться от еды, которая плохо на него влияет, и выходить из-за стола не тогда, когда моя тарелка опустеет, а когда мой желудок наполнится. Это непросто, но я стараюсь.
  • Я не доедаю. Это очень сложно, особенно если недоеденная тарелка еды полжизни считалась преступлением против человечества. Иногда мне нужна помощь со стороны, и тогда мой муж напоминает мне: «Ты же помнишь, что ты не должна это доедать?» — и я испытываю невероятное облегчение, внезапно поняв, что могу отставить тарелку в сторону здесь и сейчас, и мне ничего за это не будет.
  • Я внимательнее выбираю еду. Я не перестала заедать стресс — увы, у меня его слишком много, но я стараюсь хотя бы делать так, чтобы те продукты, которые призваны заменить мне положительные эмоции и путешествия, не наносили прямой вред моему организму. Фрукты вместо химозных тортиков, хороший сыр вместо чипсов. Это не идеал, но промежуточный этап, который сейчас меня вполне устраивает.
  • Я разрываю цикл. Это не совсем про меня, а в целом про культуру пищевого насилия, которая должна отмереть как социальный рудимент. Я не заставляю своего ребенка есть и разрешаю ему не доедать. Даже если на тарелке осталась «всего пара ложечек». Даже если эту пару ложечек мне потом придется выкинуть. Он сказал, что он сыт — он может выйти из-за стола и не чувствовать себя виноватым. Не знаю, что он сам скажет об этом тридцать лет спустя, но я очень надеюсь, что его опыт с едой будет намного более спокойным и естественным, чем у меня.

На всякий случай напомню, что я — не эксперт в области питания и поделилась лишь своим опытом, а вообще расстройства пищевого поведения лучше всего лечить со специалистами (начать можно с психолога или психотерапевта, который на этом специализируется). Мы ежедневно сталкиваемся с едой, и именно поэтому здоровые отношения с ней невероятно важны для нашего здоровья — как физического, так и психологического. И если мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми, то начинать нам стоит традиционно с себя.

Лайфхаки Как не стать героем мамских чатов: курс молодого отца
Если вы думаете, что ваш мужской вклад в родительство закончился на роддоме — спойлер: всё только начинается. Этот курс для тех, кто хочет остаться жив, любим и...
Ликбез «Великое возвращение»: все про месячные после родов
Когда они начнутся? От чего это зависит? Будут ли они такими же, как до беременности, станут сильнее или слабее? Можно ли забеременеть, пока их еще нет? (спойле...