Наталья Бесхлебная
12 October 2020

Картонка на вес золота: 10 правил выбора первой книжки для ребенка

Мы много пишем о книгах и стараемся рассказывать вам о новинках, чтобы вы могли пополнять библиотеку малыша интересными изданиями. Но что, если пополнять еще нечего? Как выбирать самую первую книгу ребенку? Публикуем полезные советы от создательницы телеграм-канала о новой этике в детской литературе mamarnazi Натальи Бесхлебной.

Тут зайка слишком милый, тут крылья у бабочки недостаточно хороши, тут текст глуповат, тут ценности не те – выбор первой книжки для малыша может превратиться в испытание. Кто-то считает, что к этому вопросу надо относиться проще и одна слишком яркая книжка не испортит вкус ребенку. Но есть и такие, кто не найдя детского книжного, который бы их удовлетворил, например, открывают собственный магазин! Я же всего лишь завела блог и стала записывать свои мысли о том, какие книжки соответствуют моим запросам, а какие – не очень. На основании этих наблюдений получился список признаков хорошей книжки для самых маленьких.

 Она должна нравиться вам

Вдохновенно читать то, что вам не нравится, невозможно. Если вы будете страдать, беря книжку в руки, вряд ли у ребенка будет случаться выброс окситоцина при словах «давай почитаем» – короче говоря, так любовь к книгам не привьешь. Так что приходится признать: в таком возрасте в этом вопросе целиком и полностью решаем мы, навязывая (да!) ребенку свой вкус. Когда-нибудь в будущем он или она будет гулять вдоль стеллажей и выбирать самостоятельно, если, конечно, полюбит читать.

 Она подходит конкретно вашему ребенку

Даже самая крутая книжка от прекрасного продвинутого издательства может не подойти конкретно вам. Допустим, вы не давали ребенку соску, и история про соску не будет понятной.

Бывают и более тонкие нюансы – например, внимательно изучив симпатичную книжку Юсуке Ёнедзу «Мы с тобой две половинки», я решила ее не покупать. Она состоит из картинок-трансформеров, иллюстрирующих идею о двоих, которые являются одним целым. Картинки сопровождаются текстом вроде: «Друг на друга мы похожи/друг без друга мы не можем». Поскольку я обеспокоена большой привязанностью ко мне сына и необходимостью сепарации, я посчитала, что этот мотив будет в нашей жизни излишним.

 В ней нет гендерных стереотипов

В общем, книжки про розовых пони не только для девочек, а книжки про синие троллейбусы не только для мальчиков, тут никаких сомнений нет. Однако проблема сложнее. Иногда, называя персонажей мальчиками или девочками, я обнаруживаю себя в этическом тупике, поскольку определяю их по подсказкам вроде юбочек или более суровых черт лица, то есть, получается, учу ребенка тому же самому стереотипному отношению.

Как тут быть, честно говоря, не очень понятно. Но, во-первых, хорошо, когда мальчики и девочки, нарисованные в книжке, не всегда радикально отличаются друг от друга. Пример – рисунки в картонке Эрика Карла «От головы до ног».

Во-вторых, здорово, когда ребенок не определяется вообще никак. В книжке «Давай качаться» Сюзанны Штрассер герой ни мальчик, ни девочка, а просто «ребенок», очаровательный ребенок, который и нарисован так, что мог бы быть и тем и другим и по сюжету это совершенно неважно.

 Она разрешает эмоции, но не поощряет агрессию

Агрессия и жестокость – часть нашей жизни, как с ними быть? Можно ли чтобы в книжке кто-то кого-то обижал? И где грань, за которую нельзя выходить в этом нежном возрасте? Лягушка, съедающая муху, это слишком жестко или норм? А мотылек, погибающий из-за безответственности Дюймочовки?

Я, например, забраковала подаренную нам книжку Чуковского «Краденое солнце» – неприятно читать, как медведь избивает крокодила, который совершенно точно стал в этой истории крайним. В принципе ясно, что солнце никто не крал, оно просто спряталось за тучи, да и в любом случае не хочу учить сына разрешать конфликты при помощи насилия.

Зато шведские книжки про Макса которые, который периодически дерется, (например стукнул собаку, потому что она схватила у него печенье) кажутся мне хорошими. В Сети много возмущенных отзывов, родители не хотят показывать детям, как Макс стукнет то песика, то утку. Но дети так делают нередко и книга рассказывает об эмоциях ребенка, что очень важно.

 В ней нет стереотипных образов животных

Если уж книжка Виталия Бианки «Лис и мышонок» оказалась у нас дома, то выбрасывать я ее за набивший оскомину образ хитрого лиса я не буду. Но вообще-то стереотипны о животных из классических сказок раздражают. Гадкий крокодил, злой волк, добрый барашек – это своего рода «видовой расизм», который учит навешивать ярлыки.

Благо, сейчас очень много новых отличных книг, которые осмысляют поведение животных нетривиально – я за наивных лисичек, грозных мышей и жаб-интеллектуалок. Так, в книжке «Две веселых строчки для сына и для дочки. Игры и занятия» зайка летит на парашюте с программным лозунгом «Зайка не трусишка/Храбренький мальчишка».

 Она не слишком пестрая и яркая

Популярно мнение, что родители-книголюбы проявляют снобизм и перегибают палку, подсовывая своим детям слишком стильные книжки – детям-то, мол, нравятся как раз те самые супер-аляповатые. В ответ процитирую классный рассказ пиарщицы «Самоката» Марии Орловой.

В поисках аргумента для подобных дебатов Мария попросила свою дочь самостоятельно выбрать в супермаркете продукты к ужину. И девочка принесла пельмени, чупа-чупс, скитлз и мороженое – все в самых ярких упаковках. Очевидно, что ребенок поддается первому впечатлению и особенно беззащитен перед грубыми приемами маркетинга. «То есть в книжках вы его выбору доверяете, а на ужин вы тоже скитлз с пельменями понесете? – комментирует Мария, – Так и в книжках: будьте их проводником, объясните, что мы сегодня будем есть брокколи».

 Она не слишком тактильная

Внезапно включающаяся музыка, матерчатые ушки и прочие штучки, привлекающие внимание, внимание зачастую отвлекают. Это не книжки, а игрушки в виде книжки.

Что же такое книга? Она должна рассказывать какую-то историю. В том-то и весь прикол – малыш еще даже не разговаривает, но уже приобщается к искусству восприятия жанра фикшн. Поэтому если какая-то ненавязчивая тактильная деталь, ловко дополняет сюжет, она, конечно, может быть уместной. Один из моих любимых примеров – выпуклая паутинка в книжке «Трудный день у паучка» того же Эрика Карла. На каждой страничке паутинка прибавляет в узоре и проводя по ней пальцем ребенок получает объемное представление о том, что такое паутина.

Или вот книжка Криса Хоутена «Немножко потерялся», посвященная поиску выпавшего из гнезда совенка. Двигая туда-сюда картонку, можно увидеть совенка, то летящим из гнезда, то сидящем в нем – это не просто интерактивная забава, это ключевой поворот, завязка истории. А дальше все рассказывается только с помощью рисунков и текста.

 В ней нет нагромождений сюжета

Правильная книжка для малыша содержит минимальное количество персонажей, которые от странички к страничке только немного перемещаются туда-сюда. Именно так малышу легче всего сосредоточиться на содержании. Книжки с набором не связанных одна с другой картинок или смешными стишками тоже могут быть приятными, но это не высший пилотаж. Высший пилотаж – это суперпростая история со своей драматургией.

Например, вся история в легендарной книжке Людмилы Петрушевской «Поросенок Петр и машина» состоит из манипуляций поросенка с крышкой от кастрюли. Сначала крышки нет, но появляется ощущение, что она нужна, потом крышка добывается, потом превращается в руль от машины. Все гениально просто и на каждой страничке мы видим одного и того же поросенка, который лишь слегка меняет выражение мордочки и расположение в похожих интерьерах.

 Текст в ней не имеет значения

Насколько мы придирчивы к картинкам, настолько же можно расслабиться по поводу текста. Ребенок не читает, и родитель адаптирует текст так, как ему хочется. И даже если бы не склонный к творчеству родитель предпочитал читать, это не очень просто: ведь книжка повернута к ребенку – хочешь не хочешь, а подбираешь слова на ходу. Чем больше возможностей для вариаций дает книжка, тем она круче.

Этот период также хорош тем, что можно приобщаться к мировому наследию и привозить книжки из других стран на любых языках – в хороших историях все будет понятно.

 А хороший картон имеет значение

Возвращаясь к проблеме самостоятельного выбора – его все-таки можно предоставить, установив специальную доступную полочку. Вы составляете ассортимент, а ребенок подходит и берет то, что нравится ему самому. Видеть, как у маленького человека появляются свои предпочтения, – особое удовольствие.

Но, конечно, надо понимать, что самые лучшие и самые умные книжки – и без всяких стереотипов, и казалось бы не слишком тактильные, и с хорошо рассказанной в картинках историей – будут летать по квартире, как мячики! Поскольку хорошие детские издания стоят почти как альбомы по искусству, это то еще испытание. И если уж мы платим эти деньги, то хотелось бы, чтобы книжка продержались хоть какое-то время, а для этого нужен хороший материал. Обращайте внимание на соотношение цены книжки и качества картона.

Читайте также
Не пропустите самое интересное
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать наши новости
Спасибо, мы будем держать вас в курсе