Что, как и когда начинать читать с малышом

Чтение с детьми может быть и огромной радостью, и яблоком раздора между детьми, их родителями и старшим поколением. Все согласны, что читать нужно, но мало кто может сформулировать правила удачного подхода к этому делу. И все-таки: как прийти к тому, чтобы этот процесс приносил удовольствие всем его участникам? Мы решили обратиться к основам – к тому, как правильно начинать читать с маленькими детьми, и спросили об этом людей, которые сначала преуспели в этом сами, а теперь делятся своим опытом с другими в своих блогах.

С какого возраста стоит начинать читать с детьми при условии, что родители не увлечены ранним обучением и развитием?

Евгения Кац, лингвист и педагог

В среднем дети начинают интересоваться книгами тогда, когда начинают распознавать предметы на картинках и понимать, о чем речь, то есть в год-полтора. При этом мне кажется, что чтение — хорошее дело, когда оно в радость и родителю, и ребенку. Если ребенок в три месяца завороженно слушает Пастернака, которого папа с удовольствием читает вслух — прекрасно. А если в девять месяцев малыш книги грызет и просит играть с ним в «по кочкам, по кочкам» и хочет кататься у папы на плечах, то чтение лучше отложить.

Наталья Медведь, создательница блога «Лапы»

С любого возраста. Если беспокойный младенец не дает даже почистить зубы, попробуйте взять книгу со стихами (кстати, необязательно детскими): ритмичное, мелодичное чтение успокоит вас обоих. Но я бы не ограничивала чтение вслух только ранним возрастом. Даже если ребенок уже в старших классах, а на совместное чтение все никак не находилось времени — стоит попробовать. Общие с родителями эмоциональные переживания полезны для детей любого возраста.

Еще я бы сразу развела чтение и раннее развитие по разным углам. Совместное чтение книги с ребенком — непредсказуемый, свободный, творческий процесс. Он сильно контрастирует с установкой на максимальную эффективность за минимальное время, которой славятся распространенные у нас занятия с дошкольниками. Чтение — это другое. Это время, когда никто не спешит, когда взрослый и ребенок настраиваются на одну волну, когда устанавливается телесный контакт (ребенок сидит рядом или у вас на коленях), когда можно дурачиться, переживать, обсуждать, додумывать. Одним словом — когда у ребенка формируется культура чтения.

Елена Иванова, основательница проекта KidsBookia

Когда конкретный ребенок будет способен воспринимать книжный текст, сложно сказать, но одно точно — нужно строить общение вокруг книги. В частности, если ребенок еще не говорит или только начинает произносить отдельные слова, то чтение книги требует от взрослого определенных творческих усилий: нужно импровизировать, уходить от написанного текста, обращаться к малышу, его опыту, к взаимодействию с ним. Потешки, например, хорошо бы произносить в определенных ситуациях, добавляя обращение по имени и сопровождая их определенными движениями.


С каких книг стоит начинать? Что вы скажете о мягких книгах, сборниках потешек, «словарях первых слов», виммельбухах и других типичных книгах первого выбора?

Евгения Кац

Для начала: мягкие книги, картонки с одним реалистичным изображением на странице и однотонным фоном, книги с вкладышами, книги с окошками. Затем — книги о чем-то понятном и знакомом, с минимумом текста на странице и хорошими иллюстрациями, которые можно разглядывать и обсуждать. Виммельбухи на самом первом этапе хороши именно малышовые — с несколькими крупными объектами на странице.

Рекомендации Евгении:

  • Эжени Фернандес. Котенок и лето. Мир и образование
  • Тэйлор Лори. Мы строим дом и другие книги серии «Первые книги малыша. Учим новые слова!»
  • Орлова Анастасия. Это грузовик, а это прицеп
  • Бернер Сузанна Ротраут. С добрым утром, Карлхен
  • Карл Эрик. Очень голодная гусеница

Наталья Медведь

Я считаю, что лучшая первая книга вашего малыша — та, которую вы знаете наизусть и читаете по памяти, лучше в лицах. Я хочу сказать, что хорошо бы ребенку слышать художественное слово в совершенно любой форме — потешки, песенки, колыбельные, считалки, да хоть романсы, сонеты или оды — еще до того, как он научится сидеть и брать книгу в руки самостоятельно. Самый простой способ этого достичь — выучить стихи, которые вам нравятся, и рассказывать их ребенку в подходящие моменты: во время переодевания, игры, сборов на прогулку. Возможно, ребенок не поймет содержания, но отзовется на ритм и звучание, поэтому специальный детский фольклор (песенки и потешки) стоит на первом месте в ряду детского чтения первого года жизни. Это хорошая новость для тех, кто сомневается, актуально ли для нынешних городских детей народное творчество, связанное с крестьянским бытом. Кстати, сегодня можно найти прекрасные современные малышовые стихи, сохранившие форму потешек. Например, в книге «Яблочки-пятки» Анастасии Орловой.

Мягкие тряпичные книжки, пластиковые книжки для купания, небольшие картонные издания преследуют одну и ту же цель — научить ребенка обращаться с книгой. Так малыш понимает, где обложка, где начало и конец, как книгу листать, куда смотреть. Учится ею манипулировать, и это крайне важная стадия изучения книги как предмета. А прочные материалы таких изданий — хорошее подспорье для родителей.

Потешки с иллюстрациями Васнецова хорошо открывать ребенку, который их слышит в исполнении родителей, это подарит ему восторг от узнавания знакомого. А иллюстрированный словарь первых слов хорошо рассматривать вместе с ребенком и учить его находить знакомые предметы, расширять словарный запас. Главное — не стоит воспринимать такие книги как учебники для дошкольников. Хотя тут мое мнение не будет популярно, но я не сторонник того, чтобы изучать цифры, геометрические формы и цвета по книжкам.

Большая радость, что виммельбухи чаще издают на плотном и надежном картоне, то есть, покупая их для годовалого ребенка (что несколько на вырост), можно надеяться, что они прослужат вплоть до школьного возраста (когда они достигают апогея функциональности). На мельтешащих картинках младшим детям сложно сосредоточиться, а нелинейность сюжета сложно осознать, но можно начинать с самых простых вариантов чтения — игр в «найди и покажи». По мере осваивания простейших заданий можно переходить к созданию сквозного сюжета и придумыванию предысторий. Чем старше будет становиться ребенок, тем с большей изобретательностью он будет подходить к фантазированию по мотивам виммельбухов.

Рекомендации Натальи:

  • Орлова Анастасия. Яблочки-пятки
  • Мерфи Джилл. Пять минут покоя
  • Дюбюк Марианна. Лев и птичка
  • Карл Эрик. Десять резиновых утят
  • Смолман Стив. История про овечку, которая пришла на обед к волку

Елена Иванова

Первыми книгами лучше выбирать те, которые вдохновляют взрослого на речевую импровизацию. Проще говоря, нужно открыть книгу и спросить себя: «Могу ли я что-то рассказать по картинкам?» Поскольку очень многое в раннем возрасте связано с действиями, лучше выбирать те книги, в которых много движения. Нарисованные герои в книжках должны что-то делать — чем больше глаголов будет в вашем рассказе, тем лучше.

В качестве первых книг можно выбрать книжки-игрушки из ткани или картона. Опять же, важно, чтобы картинки были сюжетны. Родителям будет легче строить по ним небольшие рассказы. Еще для начала можно взять те, что с клапанами. Например, Юсуке Ёнедзу построил свои книги вокруг игры в прятки. В возрасте около года они отлично идут.

Рекомендации Елены:

  • Макки Дэвид. Элмер
  • Карл Эрик. От головы до ног
  • Лаптев А. М. Пик, Пак, Пок

Как себя вести родителю, чтобы ребенку нравилось читать? Чего ни в коем случае делать нельзя?

Евгения Кац

Не возьмусь давать универсальных советов. Могу поделиться некоторыми нашими книжными привычками. Мои дети очень любят читать книги, сидя у меня на коленях, получается такое особое время близости с мамой, когда она ни на что другое не отвлекается.

В самом начале или когда мы в первый раз берем сравнительно сложную для восприятия книгу, я не читаю текст целиком. Мы обсуждаем картинки, ведем диалоги и играем с нарисованными персонажами. Например, младший примерно с полутора лет очень любит кормить трех поросят нарисованными в рамке ягодами или загораживать ладошкой дорогу машинам и поездам, живущим на книжных страницах, они должны говорить «би-би» и умолять пропустить их. Я пересказываю и разыгрываю сюжет. Это касается именно малышового чтения от года до двух, когда ребенок только знакомится с текстами.

Мы очень любим устраивать игры по книжкам — с игрушками или сами перевоплощаемся в знакомых персонажей. Простейшие игры такого рода вполне доступны примерно после полутора лет ребенка, а иногда и раньше, особенно если есть старшие дети, за которыми младшие радостно повторяют все подряд, как уж могут.

Я часто делаю паузы в знакомых текстах — дети, даже если еще совсем плохо говорят, обычно превосходно все помнят. Иногда они все-таки стараются произнести нужное слово, и сами ужасно горды и рады, когда хоть как-то получается. Если получается что-то не то или ребенок молчит, я никогда не исправляю и не понукаю, просто сама произношу нужный вариант.

Ну, о том, что чтение должно быть выразительным, можно было и не писать, наверное, скажу только, что и тут главное — расслабиться и получать удовольствие. Ну здорово же иногда попищать и побасить, побегать пальцами по страницам, потянуться, показывая что-то «большое-пребольшое» и посмеяться вместе с ребенком. Мне всякая такая театральщина очень помогает пережить тысячу прочтений «Репки» и две тысячи исполнений стихотворения про девочку Марину и ее машину.

Чего не делать? Конечно, не заставлять слушать книги под угрозой наказания или за какое-то поощрение. Уж лучше вообще не читать, чем заменять внутреннюю познавательную мотивацию ребенка внешней. Скажу страшное: чтение — не самое главное в жизни. Я научилась читать в 2,5 года и с тех пор читаю практически беспрерывно. Но я думаю, что мои дети имеют право не любить читать. Может быть, у них будут совсем другие увлечения. Но пока им нравится.

Наталья Медведь

Чтобы ребенку нравилось читать, в первую очередь должно нравиться читать родителю. Если вы с удовольствием читаете — малыш с удовольствием слушает. Конечно, он растет, и у него неизбежно будут периоды, когда не хочется слушать: то он научился прыгать и ему некогда сидеть, то он научился собирать конструктор и ему скучно не крутить ничего в руках. Но если в семье сложилась традиция чтения вслух, родители практически никогда не услышат «нет» в ответ на предложение почитать книжку.

Разные правила — результат попыток манипулировать детскими предпочтениями: ты плохо себя вел, я не буду тебе читать; если хочешь посмотреть мультики, прочитай главу до конца; я не верю, что ты сделал уроки, прочти мне параграф вслух. Это тупиковый подход. Только увлеченный ребенок-читатель не сломается в таких условиях и продолжит любить книги. Лучше просто помнить, что заставить любить невозможно, можно только показать, что такое любовь. Читайте детям с любовью.

Елена Иванова

Пробуйте создавать вокруг чтения атмосферу, семейную традицию. Думаю, читающие родители — важное условие для воспитания читающего ребенка.

И, конечно, важно не превращать чтение, как говорил Пеннак, в орудие педагогической пытки. Все должно быть естественно. Если ребенок листает страницы туда-сюда или неожиданно вскакивает, то не нужно его ругать и заставлять читать.

Ликбез Отчаянная Хелен: история первой в мире кинокаскадерши
Сегодня мы хотим вам рассказать про замечательную женщину, которая коней на скаку останавливала и в горящие избы входила, а когда получала травмы, называла их п...