Катя Статкус
3 December 2019
Спонсорский материал

Рай или комната для учения: краткая история детских

Сегодня наличие в домах детских комнат – вещь довольно расхожая. Хотя сама по себе концепция детской не так уж стара: в буржуазной среде она утвердилась в девятнадцатом веке, а повсеместное распространение получила только после Второй мировой войны. НЭН решил совершить путешествие во времени и разобраться в истории и меблировке детских комнат: от советов дедушки Руссо до современной мебели с принтами из «Холодного сердца».

Как известно, дети на протяжении веков не стояли во главе семейной иерархии, а их нужды не принимались всерьез. Показателен такой пример: как пишет историк Рената Герке-Ридлин, в восемнадцатом веке, даже если семья обладала средствами и жила в доме с несколькими комнатами, то отдельная комната, скорее, была бы зарезервирована для гостей, чем для собственных отпрысков. Да никого и не смущало, что все дети спали дома вместе вповалку в гостиной.

Если мы исключим из списка аристократию (в замках сооружали специальные пространства для детей на последних этажах уже даже в шестнадцатом веке), то первой группой людей, которые решили оборудовать у себя дома детские, были академики. Они верили в то, что в специально отведенном месте ребенок сможет концентрированно учиться. Хотя и для этой цели дизайнеры интерьеров восемнадцатого века советовали не сильно перегружать комнату мебелью, а то вдруг гости приедут, и помещение внезапно сменит свой функционал. (Еще одна рекомендация того времени довольно очевидна — лучше обустраивать детскую недалеко от спальни родителей, чтобы маме нужно было поменьше ходить туда-сюда).

Вообще ближе к концу восемнадцатого века к детям внезапно начинают прислушиваться, и детские вопросы все чаще попадают в фокус медицины. В профильных журналах того времени появляются рекомендации о том, что дети должны быть отделены в доме от прислуги, от больных и нуждаются в отдельной комнате, а сама эта комната должна быть хорошо проветриваемой и достаточно светлой. «Это должна быть самая лучшая комната в доме» — можно резюмировать все эти советы цитатой из трактата Йоханнеса Штруве о телесном воспитании (1781).

Самым важным инфлюэнсером того периода в воспитательных делах был, конечно, Жан-Жак Руссо (хотя всех своих пятерых детей он, по легенде, отдал в детдом). Руссо написал несколько программных сочинений, в которых педалировал тему обустройства детской. В «Проекте воспитания де Сент-Мари» (1740) он предлагал убрать из комнаты все конвенциональные игрушки, чтобы ребенок занимался в ней только уроками и умными развивашками. Из разрешенного инвентаря можно было использовать ножницы для вырезания, микроскоп, лупу, музыкальные инструменты. По концепции Руссо, времяпрепровождение ребенка в комнате должны были довольно строго контролировать родители или гувернер, существовало четкое расписание, когда и что нужно было делать.


Через пару десятилетий Руссо кардинально поменял свои взгляды, стал ярым противником цивилизации и сочинил в «Эмиле» новую концепцию для детской. Теперь здесь должна была царить простота: «никаких зеркал, никакого фарфора, никакого люкса, — детская комната не должна сильно отличаться от обычной комнаты в крестьянском доме».

По новой идее философа, в закрытых помещениях вообще нужно было проводить как можно меньше времени. Единственные украшения, которые Руссо позволял по новому регламенту, были детские рисунки и рисунки учителя (при этом он все же советовал развешивать их таким образом, чтобы ребенок мог видеть собственный прогресс), а также карты прилежащей местности – видимо, они должны были напоминать о важности прогулок.

И первый, и второй концепт Руссо были подхвачены разными последователями. Например, немецкий филантроп и педагог-реформатор Кристиан Хайнрих Вольке (кстати, он преподавал даже какое-то время в Санкт-Петербурге) написал в 1805 году рекомендации для создания «умной комнаты», которая могла, по его мнению, заменить фигуру учителя. Он советовал поделить детскую комнату на квадраты, поставить в ней доску с цифрами, положить много кубиков, железных инструментов, а также позаботиться о том, чтобы в комнате были рисунки с изображениями животных, растений и камней. И все, готово дело, в такой обстановке ребенок всему научится сам.

В девятнадцатом веке рождается идея о том, что у каждого малыша должна быть своя комната (особенно пропагандировала это Хенриэтта Брейманн – внучатая племянница Фридриха Фрёбеля, создателя детских садов современного типа). Причем комната эта теперь нужна была не для того, чтобы делать в ней уроки, а для того, чтобы у ребенка было свое место, где ему было бы хорошо. Детская комната получает все большее распространение, о чем говорит и то, что ее описания чаще встречаются в литературе, а изображения – на картинах (например, знаменитая серия Йоханна Михаэля Вольца о Kinderstube). В архивах сохранилось много строительных планов из этого периода, на которых видны детские (как правило, это были самые маленькие комнаты в доме).

В девятнадцатом веке огромное развитие получает литература для малышей, и книги становятся частью обстановки комнаты ребенка. Игрушки тоже выходят из-под запрета. Правда, они все еще строго нормированы по гендерному признаку: мальчикам за редким исключением предлагают играть в солдатиков, а девочкам – в кукол. Девятнадцатый век – это время, когда детская комната, с одной стороны, становится детским раем, а с другой стороны – местом изоляции, где дети находятся, пока болеют, и где их могут в качестве наказания запереть или даже выпороть.

В двадцатом веке детские и их убранство претерпевают новые изменения. Комната ребенка становится моделью мира: в нее попадают маленькие фигурки животных, уменьшенная железная дорога, кухонька и другие игрушки. Разные веяния в обустройстве интерьеров сменяют друг друга.

Так, в 30-е годы в Европе советовали отказаться от специальных детских стульчиков и мебели для малышей, потому что в семьях стало рождаться меньше детей, и подобные покупки стали квалифицироваться как «неокупаемые» траты. А в 50-е годы на рынке появляются шкафы-конструкторы, которые дети могли сами составлять из разных ящиков.

А о том, насколько по-разному в разных странах мира до сих пор выглядят современные детские комнаты, можно судить по фотопроекту Джеймса Молиссона «Где спят дети».

Сегодня вообще возможна полная кастомизация мебели: например, в Mr.Doors родители вместе с ребенком могут выбрать собственный дизайн и размер шкафов (что актуально, например, для небольшой квартиры), а также принты с любимыми героями, которые будут напечатаны на дверцах. Если малыш в какой-то момент перерастет героя мультфильма, на панели можно будет напечатать изображение его нового кумира.

Что особенно здорово, так это тот факт, что все принты и паттерны на детской мебели Mr.Doors выглядят качественно и радуют глаз: никаких кричащих цветов и безвкусных расцветок— все максимально стильно и соответствует не только вкусам детей, но и представлениям родителей о безопасной и удобной детской мебели.

Отдельно отметим, что сейчас, когда в кинотеатрах стартует вторая часть мультфильма «Холодное сердце», особенно актуальным для детей может оказаться принт с главной героиней картины — королевой Эльзой. Посмотрите, насколько классным может быть интерьер в стиле любимого мультфильма.


Материал подготовлен при содействии компании Mr.Doors. Мы в НЭН тщательно выбираем партнеров — мы рекомендуем вам только тех, чьими товарами и услугами мы уже пользуемся или планируем пользоваться сами. В ассортименте магазина Mr.Doors, службы которого могут не только доставить заказанную вами мебель к вам домой, но и собрать ее, есть множество вариантов решений интерьера для детских комнат. Детская мебель Mr.Doors придется по вкусу как фанатам Marvel, так и юным поклонницам Русалочки и Рапунцель. И что особенно приятно: специально для вас в Mr.Doors подготовили скидку в размере 5 процентов. Воспользоваться ею можно до 31 декабря 2019 года. 


Читайте также
Не пропустите самое интересное
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать наши новости
Спасибо, мы будем держать вас в курсе