Исследование «Гендерное (не)равенство в детском саду: материнские нарративы о скрытом учебном плане и девичьей идентичности» проводилось по итогам беседы и диадных интервью с 11 матерями и их дочерьми в возрасте 4-7 лет. Все девочки посещают государственные детские сады.
«Анализ материнского описания различных видов деятельности в детском саду показывает, что «скрытый учебный план», конструирующий девичью идентичность, пронизывает весь распорядок дня дошкольниц: выбор образовательной траектории, сюжетно-ролевую игру, прогулку, сон, одежду и внешний вид, праздники», — сказано в аннотации к работе ученых.
По их сведениям, полученным со слов матерей и их дочерей, в садах поддерживаются традиционные представления о девичестве и через так называемый «скрытый учебный план» транслируется мысль о том, что девочкам предстоит соответствовать определенным представлениям о себе и в будущем — в частности, в школьные годы.
«Являясь одним из самых важных институтов социализации, образование в числе своих функций имеет трансляцию жизненных ценностей и ориентиров, передачу опыта и знаний от поколения к поколению и помощь в самореализации и самоидентификации личности. Таким образом, образование, как и семья, – агент первичной социализации, закладывая базовые нормы, ценности и роли, в том числе и касающиеся гендерной идентификации, аккумулируется в понятии «скрытый учебный план» (Jackson 1968). Филип Джексон видел в этом феномене самые разные аспекты социализации учеников, не отраженные в учебном плане, но с неизбежностью реализуемые его выполнением», — поясняется в работе ученых понятие «скрытого учебного плана».
Итак, в садах девочкам говорят о том, что они должны быть симпатичными, чистыми и красивыми, покладистыми, любить определенные игры и проявлять интерес к определенным видам деятельности — в частности, танцам и музыке. Женщины эти интересы тоже считают важными для девочек и проявляют готовность водить их в соответствующие кружки (вне зависимости от взглядов дочерей на эти занятия). Матери считают, что у девочек есть природная предрасположенность к артистическим занятиям.
Участницы исследования также сообщили, что в садах девочки играют в гендерно-окрашенные игры — чаще всего это «дочки-матери», во время которых они играют роли либо дочерей, либо матерей. Мальчики либо не принимают участие в играх, либо делают это очень редко и косвенно (о том, что мальчик в девичьих играх в саду ее дочери играет роль папы, который приходит с работы, заявила лишь одна респондентка).
При том, что матери уверены в том, что игры, занятия, деятельность, роли в играх и на садиковских праздниках, и даже любовь к определенным цветам, играм и игрушкам должна и зависит от пола ребенка, они не экстраполируют эту точку зрения на проявление телесности детей. Иными словами, они не возражают против того, чтобы разнополые дети во время тихого часа спали в одной комнате.
«Таким образом, матери отрицают телесные проявления мужского и женского в детских садах, они уверены, что дети в таком возрасте – существа, в какой-то степени «бесполые». Этот тезис противоречит тому, что мы выявили ранее. Матери, обучая своих детей с детства тому, что мальчики и девочки являются противоположными, в ситуации проявлений телесности заявляют, что дети пока не осознают телесных различий между мальчиками и девочками. Получается, что матери уверены, что в дошкольном возрасте гендер проявляется не как биологически определенный признак пола, а в самом чистом социальном виде, то есть через практики поведения и взаимодействия с окружающими, а также через усвоение полоролевых ожиданий и их оправдания», — говорится в исследовании. Иными словами, большинство матерей воспринимают гендер как социальный, а не биологический конструкт.
«Анализ собранных интервью показал, что матери поддерживают гендерные элементы воспитания ребенка, выдвигая свои аргументы и обоснования принятых в детском саду воспитательных практик. В партнерстве с детским садом они формируют гендеризованный «скрытый учебный план» или образовательные практики, которые не вписаны в образовательные программы, но подспудно транслируются в ходе их реализации. Он навязывает девочке традиционную модель женственности, создает правила социализации, которые задают узкие рамки конструирования девичьей идентичности, лишая возможности индивидуальной образовательной траектории и формирования своей неповторимой личности», — пришли к выводу специалисты НИУ ВШЭ.
Как тебе такое, Илон Маск?