Гендерные стереотипы содержатся в «скрытом учебном плане» детсадов и поддерживаются родителями

Специалисты из НИУ ВШЭ провели исследование, направленное на изучение гендерных установок, транслируемых детям в детских садах. Оказалось, что девочкам прививают устаревшие ценности и стереотипные представления о гендерных ролях.
28 декабря 2018

Исследование «Гендерное (не)равенство в детском саду: материнские нарративы о скрытом учебном плане и девичьей идентичности» проводилось по итогам беседы и диадных интервью с 11 матерями и их дочерьми в возрасте 4-7 лет. Все девочки посещают государственные детские сады.

«Анализ материнского описания различных видов деятельности в детском саду показывает, что «скрытый учебный план», конструирующий девичью идентичность, пронизывает весь распорядок дня дошкольниц: выбор образовательной траектории, сюжетно-ролевую игру, прогулку, сон, одежду и внешний вид, праздники», — сказано в аннотации к работе ученых.

По их сведениям, полученным со слов матерей и их дочерей, в садах поддерживаются традиционные представления о девичестве и через так называемый «скрытый учебный план» транслируется мысль о том, что девочкам предстоит соответствовать определенным представлениям о себе и в будущем — в частности, в школьные годы.

«Являясь одним из самых важных институтов социализации, образование в числе своих функций имеет трансляцию жизненных ценностей и ориентиров, передачу опыта и знаний от поколения к поколению и помощь в самореализации и самоидентификации личности. Таким образом, образование, как и семья, – агент первичной социализации, закладывая базовые нормы, ценности и роли, в том числе и касающиеся гендерной идентификации, аккумулируется в понятии «скрытый учебный план» (Jackson 1968). Филип Джексон видел в этом феномене самые разные аспекты социализации учеников, не отраженные в учебном плане, но с неизбежностью реализуемые его выполнением», — поясняется в работе ученых понятие «скрытого учебного плана».

Итак, в садах девочкам говорят о том, что они должны быть симпатичными, чистыми и красивыми, покладистыми, любить определенные игры и проявлять интерес к определенным видам деятельности — в частности, танцам и музыке. Женщины эти интересы тоже считают важными для девочек и проявляют готовность водить их в соответствующие кружки (вне зависимости от взглядов дочерей на эти занятия). Матери считают, что у девочек есть природная предрасположенность к артистическим занятиям.

Участницы исследования также сообщили, что в садах девочки играют в гендерно-окрашенные игры — чаще всего это «дочки-матери», во время которых они играют роли либо дочерей, либо матерей. Мальчики либо не принимают участие в играх, либо делают это очень редко и косвенно (о том, что мальчик в девичьих играх в саду ее дочери играет роль папы, который приходит с работы, заявила лишь одна респондентка).

При том, что матери уверены в том, что игры, занятия, деятельность, роли в играх и на садиковских праздниках, и даже любовь к определенным цветам, играм и игрушкам должна и зависит от пола ребенка, они не экстраполируют эту точку зрения на проявление телесности детей. Иными словами, они не возражают против того, чтобы разнополые дети во время тихого часа спали в одной комнате.

«Таким образом, матери отрицают телесные проявления мужского и женского в детских садах, они уверены, что дети в таком возрасте – существа, в какой-то степени «бесполые». Этот тезис противоречит тому, что мы выявили ранее. Матери, обучая своих детей с детства тому, что мальчики и девочки являются противоположными, в ситуации проявлений телесности заявляют, что дети пока не осознают телесных различий между мальчиками и девочками. Получается, что матери уверены, что в дошкольном возрасте гендер проявляется не как биологически определенный признак пола, а в самом чистом социальном виде, то есть через практики поведения и взаимодействия с окружающими, а также через усвоение полоролевых ожиданий и их оправдания», — говорится в исследовании. Иными словами, большинство матерей воспринимают гендер как социальный, а не биологический конструкт.

«Анализ собранных интервью показал, что матери поддерживают гендерные элементы воспитания ребенка, выдвигая свои аргументы и обоснования принятых в детском саду воспитательных практик. В партнерстве с детским садом они формируют гендеризованный «скрытый учебный план» или образовательные практики, которые не вписаны в образовательные программы, но подспудно транслируются в ходе их реализации. Он навязывает девочке традиционную модель женственности, создает правила социализации, которые задают узкие рамки конструирования девичьей идентичности, лишая возможности индивидуальной образовательной траектории и формирования своей неповторимой личности», — пришли к выводу специалисты НИУ ВШЭ.

Как тебе такое, Илон Маск?

Ликбез Снять хиджаб. Женщины, которые пытались изменить Иран
Всю осень мы следили за новостями из Ирана, где женщинам снова приходится отвоевывать право не носить хиджаб.