Что такое здоровые отношения: психотерапевты объясняют на примере мультфильмов

После выхода материала об абьюзивных отношениях в диснеевских мультиках (а там довольно много дисфункциональных союзов, если взглянуть на классические сюжеты сквозь современную оптику) нам стали задавать вопросы: «Окей, так неправильно, а как правильно? Есть ли мультики с примерами здоровых отношений?». Они, конечно же, есть.

Для того, чтобы разобраться в вопросе, мы воспользовались помощью подкаста The Disney Therapist (представляете, есть целый подкаст, где психотерапевты разбирают диснеевские мультики — правда на английском) — у них вышел огромный двухчастный выпуск, посвященный здоровым отношениям в диснеевских мультфильмах. И вот, что нам удалось узнать.

Что такое здоровые отношения?

Для начала давайте разберемся с терминологией, чтобы понимать, что мы говорим об одном и том же. Один из ведущих подкаста, клинический терапевт Алан Ягер, характеризует здоровые отношения так: «Здоровые отношения — это те, в которых у нас много свободы, в которых мы можем быть собой, иметь недостатки, и не подвергаться из-за них нападениям и критике. В здоровых отношениях люди чувствуют себя безопасно — и это самое главное».

Отношения между людьми (а в данном случаем — между мультипликационными персонажами) могут быть разными — не обязательно романтическими. Отношения складываются между членами одной семьи, между друзьями, между учеником и наставником, между коллегами, между боссом и подчиненными. В своем подкасте психотерапевты рассмотрели несколько видов здоровых взаимоотношений, которые встречаются в мультиках компании Disney.

Дружба

«Мне кажется, дружба в диснеевских мультиках изображена лучше всего», — говорит Ягер, и мы не можем с ним не согласиться.

«Король Лев»

Первая группа друзей, за которыми полезно и приятно наблюдать — это ребята из «Короля Льва»: Тимон, Пумба и Симба. Все начинается со знакомства — при встрече с хищником (маленьким Симбой) Тимон и Пумба не пытаются сразу убежать от него (хотя это самое первое, что предлагает сделать Тимон) — они спасают его, приводят в чувства, а потом пытаются подбодрить, обнаружив, что львенок из-за чего-то тоскует.

Со временем между Тимоном, Пумбой и Симбой формируется глубокая связь, состоящая из привязанности и принятия, которая объединяет их в очень необычный союз из хищника и животных, которые потенциально могли бы стать его добычей. Симба преодолевает свою природу для того, чтобы сохранять отношения со своими друзьями — он сознательно принимает решение не идти на поводу у своих инстинктов, и это невероятно ценно.

«Зверополис»

via GIPHY

Следующий на очереди — мультик «Зверополис» об отношениях между коллегами — зайчихой Джуди Хоппс и лисом Ником Уайлдом, который тоже можно использовать как яркий пример дружеских отношений.

Там, по мнению второго ведущего подкаста, семейного терапевта Тайлера Рича, прослеживается идея, которая встречается во многих диснеевских фильмах: о том, что дружба — это непростой вызов.


«Если мы ценим отношения, мы должны в них вкладываться, и этот вклад должен быть равным для обеих сторон. Нельзя считать дружбу настоящей, если в нее вкладывается только один партнер», — объясняет он.


«Зверополис» в данном случае является отличным примером: герои мультфильма начинают свои отношения совсем не как друзья, однако потом, по мере того, как они приобретают совместный опыт и проходят через различные испытания, они становятся ближе друг к другу и постепенно превращаются в друзей. «Я думаю, именно так мы и приобретаем друзей», — отмечает Рич. Несмотря на то, что герои мультика очень сильно различаются по своим характерам и убеждениям, в итоге они разбираются с тем, как поддерживать друг друга и сохранять связь.

«Зверополис показывает, что дружба не всегда начинается с немедленной связи типа „Мне это нравится“ — „И мне это нравится!“ — „Ого, ура, мы лучшие друзья!“… Здесь мы видим [пример того, что] мы можем принадлежать к совершенно разным мирам, но при этом мы можем понимать друг друга, и благодаря этому пониманию мы можем вступать в отношения, о которых мы раньше даже не думали», — объясняет Ягер.

«Город героев»

via GIPHY

По мнению Ягера, этот мультик наглядно показывает зрителям как важно и полезно иметь группу поддержки, свое «комьюнити» единомышленников, которые готовы прийти на помощь в любой момент.


«В „Городе героев“ мы видим, на что способно сообщество, и что, когда мы грустим и нуждаемся в помощи, иногда нам надо, чтобы к нам пришли люди и нас поддержали — и это то, что нам показывает шестерка героев», — говорит он.


Рич обращает внимание на то, что иногда хорошие друзья появляются тогда, когда ты в них нуждаешься — ты можешь их об этом даже не просить, но они просто готовы прийти на помощь, заметив, что у тебя проблемы — именно это и делают друзья Хиро, после того, как Бэймакс рассылает им уведомления о его плохом настроении.

Семья

«В гости к Робинсонам»

via GIPHY

«Это один из самых моих любимых и один из самых недооцененных диснеевских мультфильмов», — говорит Рич. Однако, по словам психотерапевта, этот мультик 2007 года стоит вспомнить и посмотреть — и вот почему. «Этот мультфильм показывает, что каждая семья уникальна, но при этом в семьях все поддерживают друг друга, принимают друг друга и все связаны друг с другом на очень глубоком уровне», — объясняет он.


Ягер добавляет, что одна из ключевых ценностей этой мультипликационной семейки заключается как раз в том, что каждый ее член имеет достаточно пространства и свободы быть собой, и при этом к особенностям каждого относятся с уважением и принятием.


В одном из эпизодов главный герой мультфильма — мальчик-изобретатель Льюис — пытается починить внезапно сломавшийся агрегат по производству арахисового масла и джема. После того, как усилия Льюиса приводят к провалу (агрегат просто обливает всех собравшихся арахисовым маслом и джемом), а он начинает ругать себя, вся семья встает на его сторону: «Ты облажался… и это было круто! Невероятно! Исключительно!», «На ошибках ты учишься, а на успехе — не особо». Робинсоны радостно объясняют Льюису, что в провалах нет ничего страшного, а ошибка — это на самом деле еще один шаг к успеху.

«Моана»

Еще один мультфильм, в котором, по мнению психотерапевтов, прослеживается здоровая семейная динамика — это «Моана». В семье Моаны происходят конфликты и разногласия, однако они решаются, а члены семьи при этом не теряют доверия друг к другу.


По сюжету Моана покидает семью, чтобы позаботиться о своем племени: и в этом кроется конфликт, через который проходят многие подростки — желание «отпочковаться» от родительского дома и жить своей жизнью, но при этом сохранять причастность к своей семье.


После того, как Моана возвращается домой, родители радостно ее приветствуют и — что не менее важно — прислушиваются к ее опыту, который она получила за время своих путешествий. В этом, по словам Ягера, и есть настоящая сила семьи — умение отпустить своих «птенцов» на свободу, когда они к этому готовы, а затем принять их обратно с теплотой и уважением к их личному опыту, идеям и мнениям.

«Лило и Стич»

via GIPHY

В этом мультфильме можно наблюдать динамику в отношениях, которые не так часто встречаются в мультипликационных сюжетах — отношения, в которых старший сиблинг заботится о младшем (потому что по сюжету родители Лило и Нани погибли). Старшей сестре Лило приходится заботиться о ней — это дается девушке непросто, не обходится без скандалов, слез и криков, однако, несмотря ни на что, Лило и Нани остаются любящей и заботливой семьей.


Рич отмечает, что этот мультик хорош тем, что он отходит от образа «идеального мира» и «идеальной семьи».


«Иногда, когда нам кажется, что в неидеальном что-то „не так“, а на самом деле все „так“. Дела могут идти неидеально, и нам надо принимать эту неидеальность жизни и продолжать ей наслаждаться — мне кажется, это очень здоровый подход», — поясняет он.

Романтические отношения

Несмотря на то, что многие отношения в диснеевских мультиках кажутся оторванными от реальности и строятся на гиперболизированных стереотипах о романтике, влюбленности и любви (и заканчиваются абстрактным «долго и счастливо»), есть среди них и те, с которых хочется брать пример. (Справедливости ради хочется отметить, что тему романтических отношений ведущие подкаста затронули лишь поверхностно и рассказали далеко не о всех позитивных примерах).

«ВАЛЛ-И»

Романтические отношения между ВАЛЛ-И и ЕВой примечательны тем, что они выстраиваются как в немом кино — для создания и поддержания своих отношений герои не пользуются словами, только жестами, действиями и поступками.

Любопытны отношения между этими героями еще и потому, что они принадлежат к совершенно разным мирам — ВАЛЛ-И спокойно относится к беспорядку и мусору, а ЕВА — настоящая принцесса-робот. Их история, впрочем, не обходится без романтических клише — есть там и любовь с первого взгляда, и чудесное спасение.

Однако психотерапевты отмечают здесь не это, а то, как влюбленность маленького робота, его настойчивость, внимание и старания в итоге оборачиваются взаимностью. «Это имеет отношение ко многому из того, о чем я говорил сегодня, — отмечает Ягер. — Мы видим связь, несмотря на то, какие мы разные, мы умеем ценить то, что каждый из нас может предложить, и мы уважаем ту связь, что есть между нами».

Однако Рич отвечает ему, что проблема отношений между ВАЛЛ-И и ЕВой в том, что они строятся на преследовании — распространенном диснеевском сюжете, который в жизни редко бывает здоровым и романтичным: влюбленные мужчины-преследователи редко понимают намеки и осознают, что перешли грань допустимого и приемлемого.

«Однако мне кажется, что в случае ВАЛЛ-И все немного иначе, — добавляет терапевт. — Он понимает намеки». Также он говорит о том, что в мультфильме ВАЛЛ-И преследует ЕВу не для того, чтобы завоевать ее, а просто потому, что она ему нравится, он переживает за нее и стремится ей помочь — и когда она наконец узнает об этом, то начинает отвечать роботу взаимностью.

«Тарзан»

via GIPHY

Аналогичную динамику можно наблюдать в отношениях между Тарзаном и Джейн — он не может говорить, а потому вынужден проявлять свою симпатию другими доступными ему способами. «Здесь снова два человека, пришедшие из разных миров, которые искренне восхищаются друг другом, — говорит Ягер. — И это восхищение, и время, которое они проводят вместе, позволяет им узнать друг друга лучше, и через это — при желании — можно найти любовь».

Кроме того в отношениях между Тарзаном и Джейн присутствует загадка, какая-то тайна, которая пробуждает в них интерес друг к другу и желание узнавать друг друга на более глубинном и сложном уровне.


Можно сказать, что здоровые отношения — будь то отношения между друзьями, родственниками или романтическими партнерами — строятся на принятии (а не на идеальности), на уважении (а не на продавливании чужих границ), на любопытстве и готовности узнавать других людей (а не на попытках подогнать их под определенные стереотипы и свои ожидания).

Диснеевские мультфильмы сложно назвать идеальным образцом экологичных отношений, однако в них все же можно отыскать настоящие жемчужины, которые заслуживают нашего внимания и, возможно, более глубокого анализа. Ведь, как резонно отмечают в конце своего подкаста психотерапевты, то, какие истории мы выбираем, и то, какие сюжеты нравятся нам, многое говорят о нас самих, наших личных особенностях, предпочтениях и потребностях.

Ещё почитать по теме

Если друг оказался вдруг: 7 признаков токсичной родительской дружбы


Как стать отличной свекровью: советы для бабушек, которые готовы меняться


Как научить ребенка уважать свои и чужие личные границы? Концепция согласия для самых маленьких за 10 шагов

Понравился материал?

Поддержите редакцию!

Понравился материал?

Поддержите редакцию!
Новости Это я, Кот Матроскин! Появился новый помощник для родителей
Детская умная колонка, которая умеет сочинять сказки и развлекать детей множеством других способов.
реклама