«Иммунитет детей, которые живут в условиях, близких к стерильным, может в будущем оказаться неразвитым»: второй отрывок из книги «Как работает иммунитет»

Вчера мы опубликовали один отрывок из книги «Как работает иммунитет», которая выходит в рамках серии «Библиотека Гутенберга». Сегодня мы решили представить вам следующую главу, которая называется «Миф третий: раз у новорожденных нет иммунитета, то им не нужно делать прививки. Достаточно обеспечить детям стерильные условия». В ней очень доступным языком и спокойным тоном объясняется, почему не нужно намеренно ограничивать контакты малыша с окружающей средой. Информация в книге вообще изложена, как вы могли заметить по первой публикации, весьма просто, что делает ее потенциально хорошим подарком бабушкам и дедушкам, которые не готовы слушать вас, но доверяют печатному слову, а также старшим детям в семье, которые начали проявлять интерес к естественным наукам.

На самом деле, у новорожденных иммунитет есть, но развивается он в течение нескольких лет согласно генетической программе, заложенной в ДНК. Она реализуется по мере взросления ребенка.

Пока плод находится в утробе матери, его оберегает материнский иммунитет. Постепенно формируются лимфоидные органы: костный мозг, тимус, скопления диффузной лимфоидной ткани, расположенные на стенках полых органов пищеварительной, дыхательной систем и мочеполового аппарата, лимфатические узлы, селезенка. Кроме того, в печени, в селезенке и в костном мозге плода образуются иммунные клетки — лимфоциты, нейтрофилы, эозинофилы.

Малыш рождается еще с не вполне развитыми лимфатическими узлами и селезенкой, а в его фагоцитах содержатся неактивные антимикробные вещества. Организм ребенка сразу начинают заселять различные микроорганизмы. Самую первую порцию микробов новорожденные получают из родовых путей. Представители вагинальной флоры матери попадают в организм и на кожу новорожденного. Кишечные бактерии мигрируют из анального отверстия матери во время родов.

В первые три месяца жизни малыша защищают исключительно материнские антитела. Перенос антител типа lgG происходит в последнем триместре беременности. Материнские антитела со временем распадаются, и к 3-6 месяцам многие из них прекращают функционировать.

Примечательно и то, что мать может передавать антитела, которые образовались в результате заболевания двадцатилетней, или даже тридцатилетней давности. А вот если материнский организм не перенес опасных детских инфекций, то тогда новорожденный подвергается риску ими заболеть в первые месяцы жизни.

Кожа ребенка, чувствительная даже к мелким повреждениям, покрыта первородной смазкой vernix caseosa. Это воскоподобная смесь выделяется сальными железами. Она содержит антимикробные вещества — лизоцимы, дефенсины, псориазины, антимикробные жирные кислоты. Все они составляют антимикробный щит, который оберегает младенца от большого количества разнообразных болезнетворных микробов.

Кишечник новорожденного с первых дней начинает заселяться микроорганизмами, численность и состав которых регулируют антимикробные белки и пептиды клеток Панета. Кроме этого, в кишечнике на момент рождения уже присутствуют пейеровы бляшки — скопления T- и B-лимфоцитов в слизистой. При попадании микробов, они провоцируют иммунный ответ и в дальнейшем помогают адекватно реагировать на чужеродное в пищеварительном тракте. Из-за того, что с самого рождения некоторые родители стремятся создать максимально стерильные условия для малыша, пейеровые бляшки могут хуже развиваться. Во всяком случае, об этом свидетельствуют опыты на животных.

Благодаря грудному вскармливанию в организм ребенка поступают антитела, которые защищают желудочно-кишечный тракт от патогенных бактерий, а также сигнальные молекулы цитокины, антимикробные белки и пептиды. В том числе — лактоферрин. Этот белок способен инактивировать бактерии, вирусы и грибки.

У ребенка с рождения есть программа развития иммунной системы. Для того чтобы реализовалось ее созревание, необходимы контакт с различными антигенами и время. Разумеется, пока иммунитет не окреп в полной мере, дети сильнее, чем взрослые, подвержены риску заразиться той или иной инфекцией.

Для того чтобы снизить риск развития заболеваний, необходимо делать прививки. Они стимулируют появление иммунного ответа в организме как взрослых, так и детей. Некоторые вакцины состоят из уже убитых инфекционных агентов или частей их микроорганизмов. После прививания иммунные клетки встречаются с неактивными патогенами. В результате это приводит к образованию антител и клеток-памяти, которыми становятся некоторые B-лимфоциты, обеспечивающие длительную защиту организма. Благодаря прививкам происходит «тренировка» иммунного ответа, появляется устойчивость к некоторым патогенам. Последствия вакцинации иногда могут выражаться в легком недомогании, аллергических реакциях, но инфекции, против которых запускается иммунный ответ с помощью вакцины, имеют гораздо более серьезные последствия. Тем не менее прививки необходимы детям для здорового взросления и долгосрочной защиты организма, несмотря на побочные эффекты. Для того чтобы минимизировать риски и не подвергать детей опасности заражения, стоит делать вакцинации по рекомендациям ВОЗ и Минздрава согласно календарю. Прививки не гарантируют на 100%, что заражения не произойдет. Но они значительно снижают риск заболеть.

К сожалению, не от всех вирусов, бактерий и паразитов существуют вакцины. Дети время от времени заболевают инфекционными заболеваниями. При этом образуются и антитела, и клетки-памяти, способные в дальнейшем оберегать организм от аналогичной угрозы. Со временем защита, обеспечиваемая иммунным ответом, усиливается, и люди страдают меньшим количеством инфекций. Накопление иммунологической памяти — важная особенность адаптивного иммунного ответа. Иммунологическая память сохраняется до самой старости.

Несмотря на то, что иммунитет новорожденных работает иначе и во многом зависит от материнского, попытки полной изоляции детей от контактов с вирусами и микробами может приводить к необратимым последствиям. Для созревания и врожденного, и приобретенного звена иммунитета необходим контакт организма с потенциальными возбудителями. Без раннего взаимодействия с потенциальными возбудителями инфекций не будет вырабатываться адекватный иммунный ответ на патогены. Кроме того, стремление к созданию “стерильных условий” для ребенка грозит чрезмерным усилением работы его иммунитета, что нередко приводит к развитию реакций гиперчувствительности — аллергий и аутоиммунных заболеваний.

В медицине существует гипотеза о гигиене (подробнее мы рассмотрим ее в следующем разделе). Суть ее заключается в следующем: недостаточный контакт в раннем детстве с инфекционными агентами, симбиотическими микроорганизмами — представителями нормальной микрофлоры, паразитами — приводит к развитию аллергических заболеваний, подавляющих естественное развитие иммунитета. Кроме того, недостаток такого рода контактов приводит к нарушению установления иммунной толерантности — невосприимчивости к своим собственным клеткам и молекулам. Иммунитет детей, которые живут в условиях, близких к стерильным, может в будущем оказаться неразвитым. Эволюционно человек всегда получал определенный уровень нагрузки на иммунную систему в виде некоторого количества патогенов. Если число окружающих антигенов падает, то организм начинает атаковать безвредные частицы и соединения. Например, пыльца цветов или компоненты пищи могут становиться причиной развития иммунного ответа.

Считается, что иммунная система созревает к 12–14 годам, когда в юном организме начинает вырабатываться столько же антител, сколько и в организме взрослого. Важно, что развитие иммунной системы — это многоступенчатый процесс, в рамках которого ребенок получает необходимое количество вакцинаций, успевает переболеть различными инфекциями и приобрести иммунитет ко многим патогенам. В этот непростой длительный период созревания иммунной системы стоит быть внимательнее к здоровью детей и при необходимости обязательно консультироваться со специалистами.

Новости В Иркутский университет поступила 73-летняя студентка
Женщина решила получить четвертый диплом – на этот раз в сфере изящных искусств.
Ликбез «Великое чудо — дарить людям счастье быть родителями»: история суррогатной мамы
Взгляд изнутри на самый неоднозначный и противоречивый путь к родительству.