Дети начинают заниматься искусством раньше, чем ходить. Они рисуют, танцуют и поют, не умея еще толком разговаривать. Поэтому большой вопрос — кто на самом деле кому должен устраивать погружение в современное искусство.
Для меня поход с детьми в музей современного искусства — всегда приключение с друзьями и диалог, в котором открываются очень интересные мысли.
Когда мы объясняем детям, как устроен мир вокруг них, мы называем предметы, вещи, людей и животных. Когда связи между словами установились и ребенок начинает понимать, что штука, которая лижет его в нос, называется «собака», наступает время развития ассоциативного мышления. Именно оно пригодится ребенку в знакомстве с современным искусством.
Современное искусство — это культура интерпретаций. С тех пор как появился фотоаппарат, у человечества пропала необходимость скрупулезно работать над созданием живописных портретов людей, пейзажами, изображением животных. Зато у них появилась свобода транслировать свой художественный подход к предметам и людям вокруг.
Для того, чтобы привить ребенку интерес к современному искусству, не нужно быть искусствоведом. Важно научиться слушать ребенка и признавать право на его личное мнение. Первое, что он должен узнать от родителя: его выслушают, к нему прислушаются. Второе: у вас тоже есть мнение — и вы можете им поделиться.
Дети не будут слушать длинные искусствоведческие речи, у них нет культурного опыта, чтобы находить параллели и складывать сложный культурный пазл, который задумал, — а может, и нет — художник. Тем не менее, даже в детстве наш мозг обожает решать загадки, особенно несложные. Так что осматривать экспонаты ребенку будет интересно даже без багажа знаний и богатого культурного бэкграунда.
Возьмите себе на вооружение три вопроса, которые придумали и превратили в метод знакомства с искусством два человека: искусствовед и социолог Абигейл Хаузен и Филипп Йенавен, бывший директор отдела по работе с семьями в нью-йоркском Музее современного искусства. Эти вопросы помогают структурировано и последовательно проанализировать изображение. Будь оно беспредметным или фигуративным, созданным неделю или несколько веков назад.
Этот вопрос запускает механизм вовлечения, и ребенок начинает превращать предметы, или беспредметность, изображенные на картине, в сюжет. Это помогает ему сделать самостоятельный анализ работы и проявить интерес к ней, запомнить личную историю, которую он только что придумал. Пример: «Я вижу девушку, она стоит у зеркала. Она расстроена, потому что некрасивая». (П. Пикассо «Девушка перед зеркалом»)
Этот вопрос дает возможность аргументировать свою историю и аргументы находить в изображении. Пример: «У нее растрепанные волосы и фон такой красный, как будто она злится. А еще ей казалось, что она оделась красиво, а в зеркале все выглядит иначе».
Третий вопрос дает импульс блуждать глазами по работе автора и находить новые предметы, которые могу подтвердить или перевернуть твою историю с ног на голову.
Постарайтесь опросить всех детей в вашей группе или, если вы пришли одни, отвечайте сами. Очень важно, чтобы ребенок слышал, что у одного и того же изображения может быть несколько интерпретаций. Постепенно, по мере взросления ребенка, добавляйте несколько фраз, знакомящих его с жизнью художника, его темами в творчеством.
Современное искусство мультиязычно. Художник уже не человек с кистью и мольбертом, он скорее тот самый artist, как его называют на английском языке, — теперь условной кистью художника может стать все что угодно, даже его тело.
Признайтесь, не каждый взрослый в состоянии выдержать сильный и откровенный перформанс, какие, к примеру, делает Марина Абрамович. На самом деле мы, взрослые, спрятали свое понимание и чувство тела куда дальше, чем дети, которые все еще только учатся им управлять и постоянно зависят то от новых возможностей своего тела, то от новых размеров.
Перформанс — это высказывание художника на какую-то тему, но для этого высказывания он использует тело. Как и инсталляция, перформанс живет в тесной связи с пространством, с временем суток, с погодой на улице.
Перформанс — как бабочка, которой можно только любоваться, а взять в руки нельзя. Перформанс, придуманный, созданный и показанный автором, живет только раз. В этом месте и времени. Его можно повторить, но это будет уже совсем другой перфоманс.
Когда вместе с ребенком вы будете смотреть перформанс, попробуйте обратить его внимание на то, как движется или не движется перформер, во что одет или не одет, почему это выглядит приятно или неприятно. Попробуйте вместе повторить движения перформера, чтобы почувствовать происходящее телом, а не головой.
Интересное по теме
«Не позволяйте личным претензиям сотрудников испортить вам настроение»: искусствоведка — о том, как сводить ребенка в музей
Как я и говорила выше, инсталляции — это некий комплекс, который включает в себя что-то созданное автором, а также пространство вокруг. Инсталляция не может, как картина или скульптура, гастролировать из музея в музей. Инсталляция живет, пока живет ее автор. Он ездит вместе с ней и в зависимости от того места, где она будет установлена, воссоздает ее заново, изменяя что-то каждый раз.
Часто автор дает нам возможность изменить представление о себе и ощущение положения тела в пространстве при помощи инсталляции, погружая нас в ощущение невесомости, бесцветности, блаженства или ужаса.
Все эти перевертыши очень любят дети и воспринимают их как определенный аттракцион, который дарит им новые ощущения.
Во время знакомства с инсталляциями не забывайте рассказывать о том, какую идею автор хотел передать, перенося вас при помощи новых ощущений в придуманные им миры. А если не знаете наверняка, какую, то подумайте вместе в ребенком.
Это любимая фраза моей младшей дочери. Но, я слышала, другие дети тоже так говорят. Если эта фраза настигла вас в музее или галерее, то скорее всего, восприятие ребенка уже притупилось и ему действительно уже тяжело воспринимать визуальную информацию дальше. Закончите на этом сегодня.
Я всегда рекомендую родителям смотреть за раз с ребенком от пяти до десяти лет не больше трех-шести картин. Анализ искусства — это труд, который требует максимального включения мозга. Ребенок должен знать, что он может уйти, когда устал или, если родители хотят продолжить экскурсию, посидеть и ничего не смотреть.
Если ваш ребенок не хочет идти смотреть современное искусство в музей, идите с ним смотреть его на улицы. Уличное искусство — тоже часть современного искусства, из которого выросли некоторые известные художники, которому подражают или берут как художественный метод. Об уличном искусстве, как части современной культуры очень интересно и подробно рассказывал в новом сезоне образовательного курса фестиваля Cosmoscow исследователь Игорь Поносов, а творчество художника, ставшего победителем в номинации «Художник года» Фонда поддержки современного искусства, Валеры Чтака, очень похоже на уличное искусство. Но так называть его нельзя. Почему? Читайте дальше.
Получается, что современный художник — это вовсе не тот, кто рисует или даже умеет рисовать. Художник — это человек с особым взглядом на мир, который он доносит при помощи особых выразительных средств.
Чтобы объяснить это детям, организаторы ярмарки ежегодно создают отдельное специальное пространство Cosmoscow Kids с тематическими мастерскими и активностями, где родители могут оставить своих детей, если они устали или не хотят гулять с ними между стендами.
В этом году тематика мастерских как раз была связана с творчеством Художника года, Валеры Чтака. Ее наполнение и концепцию с учетом творческого метода Чтака разрабатывали внимательные преподаватели Международной школы Алгоритм.
Чтак — современный художник, который любит абсурд, минимализм и простоту, в прошлом библиотекарь, он работает со словом как с орнаментом и украшением, использует методы дадаистов.