Простите, но мы тоже собираем cookie, а еще данные об IP-адресах и местоположении. Без этого наш сайт не будет работать.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.

Гала Дали: профессия — муза

7 сентября 1894 года в Казани родилась девочка, которую родители назвали Еленой. Через несколько десятков лет она станет известна всем любителям искусства под именем Гала Дали.
8 сентября 2022
Анна Кухарева
Фото: AP Photo | JH
Фото: AP Photo | JH

Про эту женщину очень много говорили и писали разного: кто-то считал ее прекрасной музой, кто-то — расчетливой охотницей на богатых мужчин, кто-то — непонятой художницей, кто-то — ветреной и похотливой дамочкой. Часто про Галу говорят, что у нее был сильный материнский инстинкт, поскольку она выбирала себе в партнеры молодых творческих мужчин и пестовала их талант, приводя к славе. При этом наша сегодняшняя героиня в действительности была матерью — и в этом амплуа она выглядела так себе.

Девочка из Казани

Происхождение будущей музы и разбивательницы сердец слегка туманно: ее мать Антонина Деулина рано вышла замуж за Ивана Дьяконова, потом, овдовев, сочеталась браком с адвокатом Дмитрием Гомбергом.

Тут и начинаются расхождения: по одним сведениям, Елена — дочь Ивана Дьяконова, как и ее братья с сестрами, а Гомберг — их отчим. По другим сведениям, мать девочки ушла от мужа почти сразу же после свадьбы и сбежала в Москву, где встретила Дмитрия Гомберга. Молодые люди жили гражданским браком, пока не умер законный муж Антонины, а затем поженились. Всех четверых собственных детей Гомбергу пришлось усыновить, потому что с точки зрения закона они были детьми покойного Дьяконова. В Казани, где родилась Елена, пара жила некоторое время в связи с работой Дмитрия. Но в столице Татарстана никаких записей о рождении Елены Дьяконовой нет!

Ни одна из версий, впрочем, не выглядит слишком уж удивительной. Документы теряются. Вдовы с четырьмя детьми счастливо выходят замуж. Но за отцовство адвоката говорит тот факт, что все его «пасынки и падчерицы» учились в очень хороших учебных заведениях, и он явно не жалел средств на их благополучную жизнь.

В частности, Елена Дьяконова получала образование в престижной женской гимназии М. Г. Брюхоненко и была знакома с Анастасией и Мариной Цветаевыми.


Анастасия даже составила описание подруги: «В полупустой классной комнате на парте сидит тоненькая длинноногая девочка в коротком платье. Это Елена Дьяконова. Узкое лицо, русая коса с завитком на конце. Необычные глаза: карие, узкие, чуть по-китайски поставленные. Темные густые ресницы такой длины, что на них, как утверждали потом подруги, можно рядом положить две спички. В лице упрямство и та степень застенчивости, которая делает движения резкими».


Девочка прекрасно училась, интересовалась иностранными языками, была серьезной и вдумчивой. Но она была не самым здоровым ребенком — часто и подолгу болела различными респираторными инфекциями. Потом заразилась туберкулезом. Чтобы избавить падчерицу (или дочь?) от страшной болезни, в 1912 году Дмитрий Гомберг отправил ее лечиться в швейцарский санаторий «Клавадель». В это же время отец молодого француза по имени Эжен-Эмиль-Поль Грандель отправил его в тот же санаторий, чтобы юноша вылечился от туберкулеза, хорошенько подумал о своем будущем и бросил, наконец, писать стихи.

Муза поэта

Восемнадцатилетняя Елена и семнадцатилетний Эжен-Эмиль-Поль познакомились и тут же влюбились друг в друга. Девушка была в восторге от таланта своего избранника и горячо убеждала его не бросать писать стихи. Он в принципе и сам не собирался, но вера Елены его вдохновляла.


Говорят, что это молодой поэт придумал для нее имя, под которым она войдет в историю — Гала. А она якобы оказала ему ответную любезность, и Эжен-Эмиль-Поль Грандель стал Полем Элюаром.


И тут тоже есть своя запутанная история. Потому что, по некоторым данным, девушке с ранних лет не хотелось быть Еленой, а хотелось — Галиной. Многие современники, знавшие ее подростком, вспоминали, что она представлялась как Галя или Га́ла. А ее французский ухажер переставил ударение на последний слог и звал девушку Гала́ (что по-французски означает «праздник»).

Родители молодого поэта не одобряли его влюбленность: мало ли местных симпатичных девушек, нет, ему понадобилась какая-то русская! Но особо не протестовали, потому что сезон закончился, Поль и Гала разъехались по своим странам, и все думали, что скоро страсти утихнут. Ничего подобного! Между молодыми людьми шла оживленная переписка, пока в 1916 году Гала не приехала в Париж. В это время ее возлюбленный еще служил в армии, но в 1917 году пара поженилась, а через год у них родилась дочь, которую назвали Сесиль.

Неласковая мать

Сама Гала позже откровенно признавалась, что дети ее «не очень-то интересовали». Но материнство наступило — и оно ее тяготило. Женщина желала яркой и интересной жизни, блистать в кругу поэтов и художников, а вместо этого ей приходилось нянчиться с младенцем и переживать всякие интересные возрастные кризисы.

Гала и маленькая Сесиль (Источник)

Поль Элюар дочь обожал и везде с собой брал, но в те редкие разы, когда он уезжал куда-то один, его жена всячески старалась сбыть малышку с рук: отдать няням, отправить гулять в сад, отослать в свою комнату. Гала не только бесилась из-за необходимости играть с ребенком, она старалась по возможности не оставаться с ней наедине. Элюар уравновешивал эту скупость на чувства по-своему — он брал Сесиль с собой, куда бы семья ни направлялась.

Интересное по теме

«Это ужасно скучно – просто пялиться на новорожденного»: колонка об одиночестве, которое чувствует мать в компании своего малыша

Так девочка оказалась среди поистине блистательной компании — с ней беседовали Луис Буньюэль, Ман Рэй, Макс Эрнст, Марсель Дюшан, Луи Арагон, Рене Магритт. Ее снимали знаменитые фотографы. Пабло Пикассо рисовал ее. Кстати, он единственный из всех отцовских друзей не казался Сесиль скучным — со знаменитым кубистом девочка ходила на боксерские матчи, а позже периодически выбиралась в одной компании в отпуск.

Когда Гала познакомилась с Сальвадором Дали и ушла к нему от мужа, ее отношения с дочерью прервались окончательно. Конечно, поначалу причиной были чисто бытовые трудности: новоиспеченная пара жила чуть ли не на улице и остро нуждалась в деньгах. Им некуда было пригласить погостить девочку-подростка.

Потом Гала опасалась того, что материнство разрушит ее образ музы. Потом — что ее экстравагантный партнер и Сесиль не найдут общего языка. Так Сесиль и жила с одним отцом. Она легко сходилась с его партнершами, потому что те были довольно добрыми и сердечными женщинами, а сама она — уже почти взрослой девушкой.

Тем не менее по своей блудной матери Сесиль тосковала, и когда Гала умирала, попыталась напоследок с ней увидеться. Сиделка не пустила женщину на порог. Что по этому поводу думала умирающая — неизвестно, поскольку она уже не приходила в сознание. В завещание Гала свою дочь не внесла и Сесиль оспаривала это в суде.

Полиаморка и муза художников

Поль Элюар был поэтом-сюрреалистом, вращался в богемной среде и не испытывал предубеждений против свободной любви. Так что, когда он вступил в брак, ни он, ни Гала не обременяли себя верностью. Многие видные деятели искусств всерьез увлекались русской «фам фаталь». Среди сюрреалистов ходила даже шутка, что если кто написал хорошее стихотворение или картину, значит, влюбился в Галу.

Элюар до поры до времени делал вид, что его все устраивает (или его в самом деле все устраивало, потому что увлечения Галы были не слишком серьезными). Но затем у его красавицы-жены завязались отношения с художником Максом Эрнстом.

Эрнст переехал к ним в дом и остался там жить — по разным источникам это полиаморное сожительство продолжалось от одного года до трех лет. Вдохновленный Макс расписал все стены дома фресками, Гала радовалась, из-за того, что у Макса и Поля творческий подъем, и только Поль заметно грустил — да так, что решил все бросить и уехать в кругосветное путешествие, никому ничего не сказав. Его даже считали погибшим! Потом Элюар не выдержал и начал писать жене. Гала нашла мужа где-то в Азии и вернула во Францию. Их брак, казалось, переживал возрождение.

Интересное по теме

«Мужа и моего парня мы называем — „папа один“ и „папа два“». Интервью фемактивистки Залины Маршенкуловой

Но в 1929 году молодой испанский художник Сальвадор Дали пригласил своих друзей с семьями погостить у него в рыбацком домике на побережье. Элюары приехали полным составом, к ним присоединились Рене Магритт с женой. Сальвадор хотел встретить гостей с помпой: покрасил подмышки в синий цвет, распорол рубаху, намазался в качестве духов смесью из лаванды, козьего помета и рыбьего клея, — и выглянул в окно. А там стояла она — его богиня, муза, любовь всей жизни (и гениальный менеджер, но он об этом еще не знал). Дали быстренько помылся, переоделся, и предстал перед гостями уже не таким красивым и вонючим.

Гала была старше молодого художника на десять лет, но кому это мешало! Женщина сразу поняла, что перед ней гений и неограненный алмаз. Сальвадор влюбился раз и навсегда.

Отношения Галы и Дали были не совсем обычными: художник страшился интимных связей (так и умер девственником), а вот его жена секс любила и ценила, поэтому получала его на стороне. Однако при этом они были довольно счастливой парой, потому что Гала приносила мужу не только вдохновение, но и контракты.

«Три лица Галы на скалах» (Источник)

Гениальная менеджерка

Гала осталась в рыбацком домике, а Поль Элюар и их общая дочь уехали. И женщина взялась за продюсирование работ нового возлюбленного. Многие рисуют нашу героиню жадной охотницей за знаменитостями, но из песни слов не выкинешь: когда Дали познакомился со своей музой, у него было крайне мало денег и совсем не было умения их зарабатывать.

Это Гала обивала пороги галерей, искала подработки, богатых спонсоров, продавала готовые полотна, рекламировала Дали и занималась бытом. Перед началом Второй мировой войны Гала уговорила мужа переехать из Европы в США — и сделала его суперзвездой уже в Америке. Она одновременно была нянькой, секретаршей, моделью и соавторкой великого испанца. По крайней мере Сальвадор Дали ее таковой считал, и частенько подписывал свои полотна «Гала — Сальвадор Дали». В сооружении инсталляций жена художника точно принимала непосредственное участие в виде еще одной творческой единицы.

Дали и Гала в 1932 году (Источник)

Сестра Галы Лидия навещала пару. Вот что она писала по поводу их отношений: «Гала возится с Дали как с ребенком, читает ему на ночь, заставляет пить какие-то необходимые таблетки, разбирает с ним его ночные кошмары и с бесконечным терпением рассеивает его мнительность. Дали швырнул часами в очередного посетителя — Гала бросается к нему с успокоительными каплями — не дай Бог, с ним сделается припадок».

Гала любила сорить деньгами изобретательно и весело. Но нельзя сказать, что она тратила чужие деньги, потому что без нее не состоялся бы великий триумф Сальвадора Дали. Наверное, это единственный случай в истории, когда муза обогатила художника, сделав его в буквальном смысле миллионером.

Хозяйка замка

Дали был признателен. Он не жалел хвалебных слов для своей супруги, готов был выполнить любой ее каприз и в один прекрасный день купил ей настоящий замок Пуболь. Гале к тому моменту исполнилось 74 года. Она с благодарностью приняла это невероятное подношение, но сказала мужу, что он сможет там бывать только с ее письменного разрешения. Сальвадор, обожавший всякие страдашки и сложности, тут же с восторгом согласился.

Галу не устраивала старость. Она до последнего делала пластические операции, красила волосы и встречалась с мужчинами намного младше себя. Но когда женщина сломала шейку бедра, все ее поклонники разбежались. Последовали осложнения, которые привели к смерти.

Ради жены Сальвадор совершил последний безумный поступок. Гала хотела быть похороненной неподалеку от замка, но закон запрещал перевозку трупов по дорогам Испании. Тогда художник взял свой «кадиллак», водителя и сиделку и устроил тело жены на заднем сиденье. На случай, если их остановят, решено было соврать полиции, что женщина умерла в дороге. Все обошлось, и 11 июня 1982 года Галу Дали похоронили в склепе замка.

Сальвадор Дали прожил на семь лет дольше, но это были печальные семь лет. Состояние его рассудка ухудшалось, у него обнаружили болезнь Паркинсона, а вскоре он совершенно потерял возможность писать картины. 23 января 1989 года великий художник умер от сердечной недостаточности.

Мнения Ты наконец отдохнешь: 8 несуществующих девайсов, которые сделали бы родительство проще
8 августа мир отметил день холодильника. Это годовщина получения патента на прибор, охлаждающий продукты. Безусловно, холодильник улучшил и облегчил быт множест...
Ликбез Да здравствует жизнь! Удивительная судьба, фантастические картины и несбывшееся материнство Фриды Кало
Художница, которая считается одной из самых известных женщин в искусстве, прожила недолгую и нелегкую жизнь. Она терпела страшную физическую боль...