Почему адаптация к детскому саду вызывает такую тревогу и как ее пережить?
Детский сад — новая среда для ребенка (новое место, новые взрослые, часто — первое постоянное детское общество, новые занятия) и эмоциональная встряска для родителей. Тревожиться при этом — абсолютно нормально. Алия Шамсутдинова, педагог группы «ГлобоЯсли» образовательного центра «Глобокидс» в Казани, поделилась с НЭН советами и рекомендациями, как помочь и детям, и родителям мягко войти в этот новый период жизни.
Решение о готовности ребенка к детскому саду принимают родители. Универсального возраста для начала посещения детского сада нет. Но есть сигналы, по которым можно понять — кажется, время пришло.
— Ему скучно дома.
— Он проявляет интерес к другим детям, тянется к социуму.
То, что у семьи есть реальная потребность во времени — на работу, восполнение ресурсов, восстановлении здоровье, — не является ключевым фактором, но может быть составной частью мотивации.
Быстро — не значит лучше. Мягкость в этом процессе — главное.
Что способствует мягкой адаптации ребенка к детскому саду:
— Постепенное увеличение времени — от часа до полного дня. Сначала вы приводите малыша ненадолго и сами находитесь рядом («на диванчике»). Постепенно время присутствия в группе растет.
— Один новый ребенок в группе за раз — чтобы педагоги могли быть рядом. Это правило действует не во всех садах, но в тех, где это возможно, адаптация проходит мягче.
— Привычный режим дома: чтобы садик не стал еще и временным шоком. Стараемся будить, кормить и укладывать ребенка дома в то же время, что и в саду. Стабильность и внимание — основа безопасного перехода.
Вы имеете право на все свои чувства — тревогу, вину, сомнения.
Если в саду есть психолог — общайтесь с ним, задайте все свои вопросы, делитесь тревогами и мыслями.
Что еще помогает родителям, рассказывает ведущая подкаста «Растем вместе с Глобокидс» и мама двухлетки Радмила Хакова:
— Первое — это быть рядом. Мне очень помогла возможность посидеть на диванчике (знаю, что не в каждом саду такая возможность есть). Первые дни наша дочь проводила в детском саду час, потом — два часа, потом — время с утра до обеда. Если в первый день она вошла в группу с интересом и любопытством, то во второй уже со слезами, так как поняла, что это — разлука с мамой. Я слышала и как она плачет, и как она успокаивается, и это работало: мы заранее обсудили с педагогом, что если она не успокоится за 15 минут, мы пойдем домой. Она успокоилась за 5. В следующие дни, несмотря на то, что меня «отпустили».
Второе — участие всей семьи. Мы заметили, что когда дочь отводит в сад папа, расставание проходит легче (и мама может немножко дольше поспать). Педагог Алия Фаиловна говорит про гордость малышей, которых привел в сад папа. В нашем саду пап, приводящих и забирающих детей, стало больше. Для меня это еще одно подтверждение позитивных перемен в культуре участия отца.
Третье — утренние ритуалы. Сад, в который ходит наша дочь, работает с восьми утра. Мы приводим ребенка к 9 — потому, что нам важно завтракать дома, вместе. И я, и дочка просыпаемся обычно в среднем настроение. В первые же дни я заметила, что когда мы едим вместе, это снижает уровень утренней драмы, настроение улучшается, дочь охотнее соглашается одеваться и выходить в сад.
Четвертое — постепенное формирование доверия к другим взрослым. Я вижу, что дочь привыкла к педагогу и ассистенту, называет их по имени, узнает на фото, вспоминает их дома, охотнее идет им навстречу в детском саду.
Детский сад — это не про «оставить» или «спихнуть» своего ребенка. Это про «отпустить в новое, чтобы расти».
Что еще работает в реальности?
— Книги про садик, выбранные вместе с ребенком.
— Утренние ритуалы: короткие и предсказуемые.
— Совместное рассматривание фото из сада.
— Поддержка от всех: пап, бабушек, старших братьев.
— Ребенок спокойно заходит в группу и прощается.
— В группе он такой же, как дома — или становится даже смелее.
— Начинает играть, контактировать, приносить домой новые слова.
— Ребенок хорошо спит и хорошо ест в саду.
В какой-то момент вы замечаете: «Ого, он/она улыбается на фото с другими детьми». Это оно.
Подробный разговор с педагогом образовательного центра «Глобокидс» Алией Шамсутдиновой на тему адаптации к детскому саду можно послушать в подкасте «Растем вместе с Глобокид».