И почему они почти никогда не похожи на героев криминальной хроники?
На краудфандинговой платформе Planeta.ru сейчас открыт предзаказ на книг Анны Межовой «Взрослые+дети=?» рассказывает о том, как защитить детей от сексуализированного насилия. Одна из глав посвящена тому, как выглядят преступники на самом деле. Мы попросили Анну поделиться примерами и рассказать истории, которые не вошли в книгу.
СМИ очень много значения придают историям сексуальных маньяков и педофилов, мы часто их видим и находим в их внешности признаки злодейства и расстройств. Фильмы и книги дополняют этот образ.
Большинство представляют преступников, которые насилуют детей, именно как людей с злодейской внешностью, которых легко различить в толпе.
Многие знают про Чикатило — да, порой такие люди выглядят действительно пугающе. Но давайте посмотрим на других преступников — тот же скопинский маньяк: возьмите фотографию, где он одет в обычную одежду деревенского жителя и улыбается. Перед вами уже не маньяк, а добродушный дедушка из соседнего дома.
И еще один интересный факт, который переворачивает представление о преступниках, совершающих преступления против половой неприкосновенности ребенка. По статистике Генпрокуратуры, только 25 процентов из них страдает психиатрическими расстройствами, в том числе педофилией. Большая же часть не имеет заболеваний.
Я поняла это, когда начала работать с детьми, пострадавшими от сексуализированного насилия, и увидела фотографии одного из преступников. Он насиловал собственную внучку. А мама девочки очень долго не могла принять произошедшего. Она приходила ко мне с фотографиями своего отца, показывала его, твердила, что он выглядит нормально, он не педофил. И действительно, он выглядел как обычный дедушка, седой, с бородой, лысиной и добрым взглядом. И ты смотришь на фото и думаешь: «Ну действительно, обычный человек», а потом слушаешь девочку и понимаешь, что он преступник.
Во время следствия у него не было выявлено никаких расстройств. Почему он это сделал, что толкнуло его на этот поступок, я могу только косвенно предположить по словам девочки: он говорил, что чувствует себя с ней снова молодым.
Интересное по теме
«Он сказал, что я не должен никому говорить об этом»: история мужчины, пережившего насилие в детстве
Другой случай произошел в организации, где я работала. Девочку в летнюю группу для подростков привозил отчим. Знаете, он поразительным образом влиял на всех остальных мам, которые приводили детей в эту группу. Всем нравился, был таким обаятельным и галантным. Он делал комплименты мамам, улыбался детям, в нем совершенно не было никакой угрозы, по крайней мере на первый взгляд.
Его дочка попала к нам в виде исключения: очень просила мама — некуда было деть ребенка на лето. Да еще девочка очень хорошо рисовала. Но чем больше ребенок привыкал к нашему специалисту, тем страшнее становились ее рисунки. И в конце концов девочка рассказала нам о том, что творит с ней этот обаятельный человек.
Потом, когда мы вызвали маму на срочный разговор, она призналась, что подозревала что-то подобное, но боялась признаться, спросить.
Знаете, как звучал ее главный аргумент? Человек, который так располагает к себе, так нравится женщинам, просто не может быть преступником: «Ну он же совсем на него не похож».
«А кто похож?» — хочется спросить у родителей.
У меня есть ответ, даже в картинках.
Фото предоставлено Анной Межовой
Вот эта фотография ходит периодически по родительским группам. На ней педофилы — подозрительные лица, которые завлекают детей в машину котенком или щенком и которых разыскивает полиция.
На самом деле педофилы выглядят как обычные люди, не привлекающие внимания, большая часть из них не имеет никаких внешних или поведенческих отличий, которые бы могли помочь их выделить.
Но распознать их все-таки можно. И важно учить этому детей.
Об этом и нужно говорить с детьми, аккуратно рассказывать им разные случаи, обсуждать.
Приведу пару историй, которые вы сможете обсудить с детьми.
Мальчик, назовем его Миша, каждый день возвращался сам из школы. Во дворе с ним начал здороваться мужчина. Как вежливый мальчик, Миша, конечно, здоровался в ответ. Потом сосед стал перебрасываться с Мишей фразами, спрашивать, как дела в школе, интересоваться предметами и оценками. Потом — угощать Мишу конфетами, разговаривать об увлечениях. И мальчик перестал считать чужим своего нового друга и соседа.
Совершенно спокойно пошел к нему домой, даже сказал маме, что идет к другу-соседу, мама отпустила. Потом вместе с ним смотрел кино для взрослых. Все шло постепенно, по нарастающей.
Мальчик не боялся идти в гости, ведь они были знакомы. А родители же всегда говорят остерегаться незнакомцев. Мама легализовала их знакомство сама, не подозревая этого, когда отпустила сына в гости к другу. Конечно, она думала про других ребят, ровесников.
Обсудите с ребенком эту тонкую грань, когда незнакомец, с которым нельзя говорить, превращается в соседа, с которым нужно быть вежливым.
Интересное по теме
«Это касается каждого, это рядом с нами — иногда прямо в нашей семье»: важный разговор о насилии над детьми
Девочка, назовем ее Маша, жила с мамой и папой, ей было десять лет. Они жили в квартире в Москве. К ним в командировку приехал папин двоюродный брат. Остановился погостить на неделю. Брат привез всем подарки. Девочке — очень красивое платье.
Когда на следующий день мамы и папы Маши не было дома, он завел с девочкой ничего не значащий разговор, спросил, понравилось ли ей платье. Маша была в восторге, еще бы! Дядя предложил померить его снова и походить в нем, пока родители не видят. Помог девочке его надеть.
А потом вдруг на платье оказалось пятно. При этом примечательно мнение Маши: даже спустя время она была уверена, что сама случайно поставила это пятно. Хотя я думаю, что это сделал дядя, ведь именно он это пятно увидел и начал ругать девочку, запугивать, что ей влетит от родителей. И когда девочка начала плакать, «нашел выход» — предложил снять платье, застирать пятно, чтобы никто не заметил. Маша осталась в одних трусиках, а дядя стал гладить ее и утешать. Девочке было это неприятно, но казалось естественным. Она чувствовала себя благодарной дяде и терпела.
Хотя, конечно, взрослому со стороны видно, что это манипуляция.
Обсудите это со своими детьми в доступной для них форме, возможно еще сильнее упростив эти истории. Поговорите о том, что важно обсуждать свои чувства, если кто-то, даже знакомый, трогает тебя или заставляет трогать себя, если эти прикосновения вызывают неприятные чувства, не нужно сомневаться, бояться, что не поймут, искать решение самому — лучше обсудить это со взрослыми.
И отдельно говорите про манипуляции, учите детей их различать, этот навык им пригодится в жизни. Ведь манипулятора можно отличить по поступкам, а не по внешности.
Еще почитать по теме
«После школы»: новое расследование Насти Красильниковой о насилии над детьми