партнерский материал

«Не опускать глаза и идти на контакт»: 6 способов рассказать ребенку о людях с особенностями развития и поддержать инклюзию

Разный цвет волос в понимании детей — это нормально. А вот разные ментальные особенности — не всегда, и за поведение ребенка порой приходится краснеть. Объяснить ему, как вести себя с людьми с особенностями развития, важно, но еще важнее — на своем примере показать, что поможет изменить мир к лучшему. Вместе с «Агушей» разбираемся, как поддержать инклюзию всей семьей.

Разобраться в терминологии и поговорить о том, что все люди разные

Ребенку будет проще объяснить это на примере других различий: у кого-то зеленые глаза, у кого-то голубые, кто-то отлично бегает, а кто-то талантливо рисует. Так же и с ментальными особенностями: у человека может быть другой характер, другое поведение и реакции. Помогут и сказки и мультфильмы — например, в одной серии мультсериала «Про Миру и Гошу» рассказывается о мальчике с особенностями развития.

Разберитесь в «новой этике» всей семьей, чтобы узнать, как правильно называть людей с особенностями развития. Например, слова «аутисты», «дауны» считаются оскорбительными. На сайте издания «Такие дела» есть словарь, в котором собраны все термины, связанные с диагнозами и объяснения, почему некоторые слова могут ранить.

Правильно вести себя при встрече

Если ребенок встречает человека с особенностями развития в первый раз, то он, скорее всего, спросит о его поведении. Но родителям и самим важно понимать, как правильно себя вести, ведь инклюзия зависит от нашей готовности принимать всех, у кого есть особенности, и быть на равных. Вот простые правила:

  • не отводите взгляд;
  • не демонстрируйте жалость — например, интонацией и показным сочувствием;
  • избегайте физического контакта, но отнеситесь спокойно, если человек с ОР захочет обнять вас;
  • наберитесь терпения — не перебивайте и не пытайтесь договорить за человека.

Откликаться на просьбы

Иногда людям с ментальными особенностями нужна помощь других людей — например, заполнить документы, найти дорогу или товар в магазине, застегнуть пуговицы на пальто. Навязывать помощь не стоит, но спросить о необходимости — можно.

Посещать кафе и театры, где работают люди с особенностями развития

Людям с особенностями развитиями трудно найти работу в России, а материальная поддержка поможет им вести полноценную жизнь. Чтобы поддержать их, можно всей семьей посещать места, где они работают.

В московском театре проекта «Взаимодействие» выступают люди с синдромом Дауна. Спектакли не длинные — в самый раз для семейного похода. А в Санкт-Петербурге есть инклюзивное кафе «Огурцы», где работают люди с особенностями развития психики и интеллекта и проводятся встречи, посвященные инклюзии.

Покупать изделия в инклюзивных мастерских

Творчество помогает людям с ОР зарабатывать, быть полезными и видимыми. Купить оригинальную рамку для картинку, кружку или блокнот можно в инклюзивных мастерских и магазинах, таких как:

«Не просто мастерские» в Краснодаре,

«Сундук» и «Особая керамика на ВДНХ» в Москве,

«Простые вещи» в Санкт-Петербурге,

Онлайн-магазин фонда «Антон тут рядом».

Участвовать в благотворительных мероприятиях

Можно посетить благотворительный концерт или поучаствовать в забегах, которые проводят фонды. Есть марафоны для детей и взрослых — зависит от условий и дистанции.

Благотворительные активности проводятся и онлайн. Бренд «Агуша» вместе с Фондом помощи детям и молодежи «Обнаженные сердца» с 1 апреля по 31 мая проводит кампанию #ЗаПравоНаСчастье, цель которой — помочь детям с особенностями развития расти счастливыми. Видеоролики рассказывают о детях с особенностями и их маленьких победах на пути к полноценной жизни — и эти добрые и вдохновляющие истории можно посмотреть всей семьей. Каждый репост видео приносит Фонду 10 рублей для реализации программ по помощи детям с особенностями. А чтобы дополнительно поддержать проект, можно купить творог «Агуша» с сердцем или отправить друзьям специальные подарки ВКонтакте.

ПОМОЧЬ ПРОЕКТУ
Ликбез 13 вопросов психологу о семейной терапии
Кому нужна, а кому – нет, что делать, если партнер не хочет идти, и когда пора заканчивать.