Три клеточки слева: можно ли повысить мотивацию в учебе, снизив оценку за оформление тетради?

Рассуждаем вместе с психологами и учителями.

На прошлой неделе в интернете завирусились правила оформления домашних работ по математике, написанные для второклассников. И у родителей подгорели те места, которых обычно не касается свет солнца.

Проблема не в том, что какие-то требования к оформлению в принципе существуют, а в том, что за их нарушение снижают оценки. И родители, конечно, не хотят видеть своих умных и старательных детей в троечниках.

Клеточки-отступы — это понятно и приемлемо, но ровно до тех пор, пока их высчитывание не превращает детей в боящихся ошибиться невротиков. А еще учителя утверждают, что крайне важен наклон букв при письме! Получали ли вы когда-нибудь написанный без единой ошибки диктант с оценкой 5/3 (три — за почерк)? Я вот получала, и не раз.

У меня понятный почерк. Очень понятный, но тупо некрасивый. Я старалась (боже, КАК старалась!), проводила часы за прописями и вычерчиванием букв в тетрадях, но он не улучшился ни на йоту.

Потому что — ТАДАМ! — я имею проблемы с моторикой. С мелкой, крупной, средней (не уверена, что она существует, но вот проблема есть). Я не могу простоять на одной ноге без опоры дольше десяти секунд. У меня трясутся руки, и они это делают тем сильнее, чем больше мне надо, чтобы они не тряслись.

И выводить ровно буковку к буковке, просто в силу обстоятельств, не выходит никак. Это обидно, потому что моя мама умеет писать шестью различными почерками, и каждый из этих почерков — красив. Красивый каллиграфический — для открыток, красивый спокойный — для неспешно создающихся писем и записок, красивый с виньетками и завитушками — для того, чтобы расписывать одной и той же фразой в задумчивости лист бумаги, красивый обычный — для того, чтобы споро что-то изложить на бумаге, красивая скоропись — непонятная, но очень симпатичная, и красивый поддельный — чтобы имитировать чужое письмо (да, у меня был постер с автографом не совсем Земфиры — но, тссс!).

Хоть бы один почерк мне магически перешел по наследству! Так нет же — пишу как курица лапой.

Интересное по теме

Зачем детям учиться писать, если текст теперь можно набрать на компьютере?

С моей точки зрения, снижение оценок за почерк и «неправильные» отступы люто демотивирует младшеклассников. Особенно девочек. От нас с малых лет требуют большей аккуратности, усидчивости, прилежания и ответственности. «Ты же девочка!» — с упреком говорят взрослые, когда ты висишь вниз головой на турнике, с воплями носишься по классу или некрасиво пишешь. Как будто за почерк отвечает Х-хромосома, а не мозги, честное слово!

Еще хуже, если проблемы с почерком и соблюдением правил вызваны физическими или ментальными особенностями ребенка. Да-да, в идеальном мире родители должны предупредить учителя о том, что особенности имеются. Беда в том, что папы и мамы могут сами быть не в курсе, могут отрицать реальность или стесняться рассказывать кому-то о «диагнозе».

Я только в 15 лет узнала, почему так странно хожу, не могу примерять джинсы на картонке и заваливаю на физкультуре все тесты на равновесие. А хотелось бы раньше, чтобы хотя бы понимать свое состояние и ограничения! Оказывается, все мои проблемы были вызваны мозжечковой атаксией, которая, в свою очередь, была вызвана родовой травмой. А мама не была в курсе, что надо срочно тащить ребенка к неврологу, да и невролога в сельской больнице не было… Когда мне было около года, в краевой клинике заметили проблему и даже попытались ее решить, но последствия остались навсегда.

Правила: зло или благо?

А что думают о влиянии слишком жестких стандартов на детей с особенностями здоровья, СДВГ и РАС профессионалы?

Ответить на этот вопрос вызвалась Полина Шейнер, психолог-сексолог. Одним из основных направлений ее деятельности является работа с нейроотличными людьми, так что за комментарием я пришла по адресу.

Полина Шейнер

Психолог-сексолог

Для людей с расстройствами аутистического спектра и СДВГ правила — это супер! Когда у меня есть четкий распорядок дня, алгоритмы, по которым я буду выполнять какую-то рабочую задачу, подробный рецепт блюда, которое хочется приготовить, правила поведения в определенном месте, я чувствую себя в большей безопасности. Приходится тратить меньше ресурсов, чтобы разобраться, и остается больше сил на выполнение самой задачи. Это важно, потому что ресурсы — это штука небесконечная.

Человеку с СДВГ, например, приходится не только выполнять задание, но и «отбиваться» от потока мыслей, тратить усилия на то, чтобы сосредоточиться и не отвлекаться на внешние раздражители. И понимание того, что от меня ждут, в конечном итоге, помогает справляться с делами.

Для человека с РАС наличие правил помогает сделать мир предсказуемым. Их полное отсутствие, напротив, усиливает аутические черты и вызывает тревожность.

Но есть нюанс. Мы говорим о правилах оформления домашней и классной работы для второклассников, и проблема в том, как эти штуки реализуются в школе. У нас есть правила — мы их внедряем. По-хорошему, надо дать ребенку время для того, чтобы к ним адаптироваться, научиться ими пользоваться, определять ситуации, в которых нужны эти правила, и наработать у себя привычку автоматически их использовать. И у ребенка с особенностями обязательно должен быть период адаптации, настолько долгий, насколько ребенку нужно.

Но обычно никакого времени на адаптацию ни у кого нет. Правила иногда приходится добывать из учителей с боем. Нет никакого сайта, где бы можно было посмотреть все стандарты оформления и свериться с ними. И отсутствие единого источника, единой системы, постоянные изменения в правилах — это все очень стрессово.

То есть когда правила есть — это здорово, но, если они постоянно меняются и ребенок не понимает логику, по которой они созданы, — это кошмар.

Плюс еще есть такая особенность: когда мы учимся чему-то новому, необходимо учиться одной штуке за раз. Если мы будем одновременно пытаться выучить правила оформления домашки и проходить новую тему на уроке, — что-то обязательно выпадет из виду. Тем более что у ребенка не один предмет, на котором изучается что-то новое. Это очень сильно перегружает и нейротипичного, и нейроотличного ребенка. Но нейротипик имеет хоть какой-то шанс с этим справиться, а нейроотличный ребенок может не справиться никогда: делать ошибки, нарушать правила оформления, впадать в тревогу и ступор на протяжении всей учебы.

Короче, отсутствие внятной системы правил во внешнем источнике, к которому можно в любой момент обратиться, сильно усложняет всем жизнь.

Особенность нейроотличного мозга в том, что у нас мало «оперативной памяти», то есть мы можем выполнять только по одной задаче за раз, а для ребенка эта задача должна быть разбита на «кусочки». Пока не закончится усвоение одного «кусочка задачи», к следующему приступать нельзя. А еще — каждый нейроотличный ребенок отличен по-своему. И тут у нас еще одна проблема — нет какой-то понятной, устойчивой и заботливой системы адаптации нейроотличных детей к учебе.

Пока система обучения в нашей школе — карательная, она основана на наказании, а не на поощрении. Она негибкая: либо ты встраиваешься в процесс, либо превращаешься в аутсайдера. Это система неприветливая для любого человека, в любом возрасте, с любым уровнем отличия.

Поэтому я бы сказала, что проблема не в том, что какие-то правила существуют, а в том, как их детям помогают усваивать и применять.

Интересное по теме

Не диагностируется анализами, не лечится только таблетками, не проходит сам: что родителям нужно знать о СДВГ

Слово учителям!

Что ж, как мы выяснили, правила — это хорошо, но есть проблема с их внедрением. Настало время узнать, зачем они учителям. Самый популярный учительский комментарий в треде, ставшем поводом для этой колонки: «Чтобы не было грязи в тетрадях и была дисциплина». Заслушаем эту сторону!

Алевтина Н., 43 года, учительница начальных классов:

Я считаю, что, хотя детям может быть и трудно с этим, наличие правил их дисциплинирует. Ну и проверять тетради проще, потому что, господи, у меня 32 человека в классе! Если каждый будет писать как ему вздумается, я с ума сойду, все это проверяя. И я не знаю, какой инструмент, кроме снижения оценки, мог бы их мотивировать правильно оформлять домашние работы.

Да, я понимаю, что не все могут усваивать и тем более применять эти нормы. Если меня предупредили, что у ребенка есть особенности, я не буду на него наседать с немедленным улучшением оформления работ.

Но для всех, кто не имеет особенностей по физической и ментальной части, у меня одни и те же нормативы, и я хочу, чтобы их исполняли. Вы не представляете себе, как сложно может быть проверить кучу тетрадей, в каждой из которых непонятно примерно ни фига!

И потом, впереди у этих детей ГИА и ЕГЭ — и там требования к оформлению очень жесткие. Не лучше ли привыкнуть к тому, что так бывает, заранее? Если с оформлением ошибешься во время ЕГЭ, проблемы будут гораздо серьезнее, чем после ошибки в контрольной за второй класс. Мне кажется, существование требований к оформлению, пусть они и кажутся занудными, помогает ученикам подготовиться к будущему.

Интересное по теме

Готов ли ребенок к школе? Тесты, инструкции и упражнения, которые помогут это понять

Но не все учителя разделяют эту позицию. Есть те, кто считает, что грязь в тетрадях и судорожное высчитывание клеточек — это вещи, которые находятся в абсолютно разных плоскостях.

Виолетта М., 31 год, учительница начальных классов:

Ой, я считаю, что все эти правила оформления — это полный маразм. Для того чтобы в тетрадях не было грязи, нужно приучить детей писать «Классная работа» в середине строки и делать отступы между заданиями.

Мне вообще все равно, одну или две клеточки они отступят — хоть пять! Это их тетради и их представления о прекрасном. Главное, чтобы буквы и цифры не были «слеплены» друг с другом.

Хотите рисовать на полях — окей, главное, чтобы эти поля в тетрадке были. Хотите оформлять заголовок цветными ручками? Пожалуйста, только не красной!

Почерк — главное, чтобы был понятный, с его наклоном не у всех получается справиться. У левшей часто наклон влево, и что, я должна им всем снижать оценки?!

Мне кажется, что в оформлении должен быть соблюден только необходимый минимум: аккуратность и разборчивость. Нет жирных зачеркиваний, тысячи исправлений, цифры и буквы различить можно? Ну и хорошо. У меня в классе много детей, и только пара из них не способна справиться с этими правилами. Но я и им не снижаю оценки, если решение правильное. Только прошу писать почище.

И я вижу результаты: в моем классе дети более расслаблены, а хорошистов и отличников столько же, сколько и в тех классах, где педагоги лютуют с оформлением. Комфорт учителя и комфорт детей не должны вступать в противоречие — и, если я легко могу различить, что ребенок написал, я не вижу смысла высчитывать клеточки отступов.

А что с моей историей? Ну, правила оформления для ЕГЭ мне дались довольно просто. Баллы были хороши, и за оформление ни одного не снизили. Привычка есть палочками все подряд чуть-чуть улучшила мелкую моторику. Почерк по-прежнему остался ужасным. Стереотипы о девочках-отличницах, которые красиво пишут, приходится регулярно рушить: «Ань, а напиши меню для трактира на ролевке! А можешь оформить стенгазету? Нам надо продать мультиварку, изобрази объявление, а?» — «Нет, нет, и еще раз — нет». Потому что я до сих пор стесняюсь, ага. Хотя говорят, что чем хуже почерк, тем горячее человек в постели — и это дает надежду.

Так что, люди с тройками за почерк, у вас все еще будет хорошо!