Как правильно выбирать книги для детей, которые учатся читать

Все дети обожают слушать сказки на ночь, однако далеко не каждому нравится самостоятельно пробираться сквозь чащу букв и слов. Хорошо, если к четырем-пяти годам ребенок уже начал проявлять интерес к буквам, звукам и слогам. Но этого мало: главное, чтобы будущий школьник по-настоящему заинтересовался чтением. А для этого нужно правильно подобрать первые книги. Итак, вы пришли в книжный магазин. На что обратить внимание? Рассказываем и показываем на примере книг дружественного НЭН издательства «МИФ» из серии «Расчитайки» («Ника превращается», «Сказки на один укус» и «Игрушечные рассказы»).

Темы, близкие ребенку

Прежде всего, ребенку понравится читать о детях — таких же, как он. Истории про героев, в которых можно узнать самого себя, всегда вызывают любопытство. В книгах из серии «Расчитайки» главные действующие лица — мальчик Гриша, девочка-фантазерка Ника, малыши Соня и Миша.

Ищите сюжеты, которые будут понятны и интересны ребенку. Например, это могут быть простые истории из повседневной жизни — о том, что происходит дома и в садике. Ничуть не меньше детям нравятся рассказы о домашних животных или любимых игрушках.


Простые предложения

Выбирая первые книги, смотрите на то, каким языком они написаны. Когда-нибудь ваш ребенок сможет оценить длинные предложения Льва Толстого, но сейчас замысловатый синтаксис только отобьет желание читать.

Чем проще и короче формулировки, тем выше вероятность, что ребенок сможет осилить текст самостоятельно. Для примера — небольшой рассказ из книги «Сказки на один укус»:

«Папа мыл тапок. Тапок был грязным. Тапок стал чистым. Чистым, но мокрым. Папа сушит тапок на балконе. Тапок высох. Папа взял тапок. Вдруг из тапка — шмель! — Ж-ж-ж! „Какой большой шмель“, — подумал папа. „Какой большой папа“, — подумал шмель. И улетел».


Небольшие рассказы или короткие главы

Сам текст тоже не должен быть слишком объемным. Для первого самостоятельного чтения отлично подойдут тоненькие сборники простых маленьких рассказов. Замечательно, если каждая история укладывается в несколько абзацев. Пусть ребенок видит, что книга ему по силам!


Если же вы предлагаете ребенку прочитать длинную историю, то убедитесь, что она разбита на короткие, логически завершенные части. Например, в книге «Ника превращается» девочка Ника примеряет на себя образы кошки, собаки, черепахи и других животных. Каждая глава посвящена новому перевоплощению.


Крупный шрифт

Мелкий шрифт затрудняет чтение и утомляет глаза. Чтобы первое знакомство с литературой было для ребенка легким и приятным, выбирайте книги, где текст напечатан крупными буквами.


Иллюстрации

Чтобы книга привлекла, а не отпугнула ребенка, в ней должно быть мало текста и много интересных иллюстраций, показывающих, что происходит с героями.


Фон

Если текст напечатан на слишком пестром или темном фоне, ребенку придется прилагать дополнительные усилия, чтобы разобрать слова. Гораздо лучше простой белый или нежный пастельный фон.


Юмор

Желательно, чтобы книга была смешной. Если в ней есть шутки, комичные ситуации, над которыми можно похохотать, или веселая игра слов, то ребенок начнет связывать чтение с позитивными эмоциями. А именно этого мы и добиваемся.

Все книги из серии «Расчитайки» написаны с юмором. Вот один из забавных рассказов:

«Гриша встал на самокат. Самокат стоял на месте.

— Сам не катится, — сказал Гриша, — значит, не самокат.

Гриша оттолкнулся ногой. Самокат покатился.

— Всё равно, — сказал Гриша, — не самокат, а толконог».


Повторы

Чем больше повторов, тем лучше. Ребенок привыкает к слову, увидев его несколько раз, запоминает, как оно выглядит, и теряет страх перед чтением. На повторы, как на каркас, нанизываются новые слова. «Мама вела Гришу в сад. Гриша шёл и ел. Гриша ел подушечки. Подушечки с шоколадом. У дверей сада сидела тётя. Это тётя-охранник».


Междометия и звукоподражательные слова

Хорошо, когда детская книга содержит много междометий и звукоподражательных слов («Ах!», «Ох!», «Ого!», «Уф!», «Бам!», «Бух!», «Фу!», «Дзынь!»). Они короткие, но информативные, а потому отлично подходят для развития навыка чтения. Кроме того, сам текст с ними становится более живым и эмоциональным.

«Дзынь! Дзынь! Гриша протянул руку. Ай! От яиц — пар. Пар горячий. Грише больно… Гриша терпит боль. Он молодец. Яйцеварка гудит. Бу-у-у!».

И еще один совет. Помните: чтение — это не повинность, а удовольствие. Вам нужно сделать так, чтобы начинающему читателю самому захотелось взять в руки книгу, поэтому очень важно учитывать его вкусы. Отправляясь в магазин или библиотеку, возьмите ребенка с собой и дайте ему возможность лично поучаствовать в поиске книг на свой вкус начинающего читателя.