Чем больше игрушек, тем хуже: мнение экспертов

Если ваш дом переполнен игрушками, но ребенок просит новую или вы сами приглядели еще одну развивашку, и вас терзают сомнения стоит ли что-то покупать или это уже перебор, то знайте — специалисты не поддерживают идею заваливать ребенка игрушками.
Иллюстрация Лизы Стрельцовой

Несмотря на то, что родители покупают новые игрушки из лучших намерений, они часто не понимают, что, в действительности, больше игрушек может значить меньше времени на игру.

Дети могут теряться в попытках выбрать, во что именно поиграть, без конца переключаться с одной игрушки на другую, или, в конце концов, отказаться от всех вариантов и уткнуться в мультики. По словам экспертов, современная культура превращает детей из активных исследователей в пассивных наблюдателей, которые ожидают, что игрушки будут развлекательными сами по себе (мигать, пищать и переливаться).

Американская академия педиатрии добавляет, что простые игрушки лучше электронных. Специалисты рекомендуют оставить в стороне планшеты, онлайн-игры и приложения, и чаще выбирать игры, которые поддерживают общение между родителем и ребенком.

«Когда дети играют с родителями происходит настоящее волшебство, и не важно притворяетесь ли вы вымышленными героями или просто собираете вместе пазлы», — говорит педиатр Алан Мендельсон. И добавляет: «Мы знаем, что опыт имеет большее значение, чем приобретение новых игрушек».

Даже если ребенок остается играть самостоятельно, много игрушек ему все равно не нужно. В исследовании, которое проводилось несколько лет назад, было показано, что меньшее количество игрушек в пространстве ребенка повышает качество игры: ребенок больше фокусируется, дольше взаимодействует с каждой из них и чаще придумывает новые способы их использования. Получается, что чем меньше игрушек, тем больше у ребенка возможностей развивать креативность и способность фокусироваться.

Одной группе тоддлеров в этом исследовании давали четыре игрушки, а второй — 16. «Когда в комнате было 16 игрушек, время игры сокращалось», — рассказывает Алексия Мец, одна из исследовательниц. По ее словам, дети брали одну игрушку, вертели ее в руках около минуты и в это время уже смотрели на следующую, и так повторялось несколько раз. А когда игрушек было только четыре, дети играли с каждой в два раза дольше, чем с множеством.

Меньшее количество и простота игрушек может помочь детям меньше отвлекаться от процесса игры, что сделает ее более качественной, полезной и интересной.

Родителям предлагается сокращать количество игрушек в детской комнате: можно на время спрятать часть из них, а новые приобретать более осознанно. Еще игрушки можно время от времени перебирать и избавляться от сломанных, тех, из которых ребенок вырос, и просто мусора, который тоже иногда затаивается среди детских вещей.

Будет здорово, если все оставшиеся игрушки будут у ребенка на виду, и он будет иметь возможность легко до них дотянуться 

Ликбез Глава из новой книги Екатерины Мурашовой «Искусство (не) бояться»
В издательстве «Самокат» вышла книга психолога Екатерины Мурашовой «Искусство (не) бояться».
Ликбез Как правильно заниматься благотворительностью? 7 важных вопросов и понятных ответов
Можно ли жертвовать деньги в электричках? А как понять, что фонду действительно можно доверять?