Редакция
2 July 2021

Розетки, окна и ножи: почему детей привлекает все опасное? Мини-ликбез от психолога

Молодые родители нередко задаются вопросом, как человечество умудрилось выжить, если все человеческие дети так старательно пытаются самоубиться — особенно в первые годы жизни. Они суют пальцы в розетки, залезают на подоконники, хватаются за ножи и горячие кастрюли, и кто знает, на что еще они способны, если за ними не следить.
Иллюстрация Настасьи Железняк
Иллюстрация Настасьи Железняк

Иногда может даже показаться, что дети делают это намеренно и назло, когда в ответ на решительное родительское «Нет!» продолжают ползти в направлении стеклянной вазы или каменистого обрыва. Так почему же малыши так любят рисковать собой? На этот вопрос нам ответила семейная психотерапевтка и кандидатка психологических наук Румия Калинина.

Интересно, что слово «рисковать» имеет два основных значения, точнее оттенка значения:

— действовать, зная об опасности для себя или других, подвергать опасности себя или других (это скорее негативная коннотация),

— дерзать, осмеливаться, отваживаться, решаться, пробовать, пытаться, испытать счастье (положительная коннотация).


При этом в обоих случаях предполагается, что рискующий человек понимает наличие опасности в своих поступках. Но у ребенка первых пяти-шести лет жизни рискованное или опасное поведение имеет другой механизм.


Ребенок рождается с определенным набором инстинктов («автоматических» форм поведения), которые, с одной стороны, позволяют ему выжить, с другой — развиваться и совершенствоваться с эволюционной точки зрения.

Если оставить за скобками инстинкты, связанные с удовлетворением физиологических потребностей (например, еда и сон), то можно выделить инстинкт самосохранения (страх) и инстинкт познания (интерес). При этом это два инстинкта-конкурента, то есть, они никогда не разворачиваются одновременно.

Исследования показывают (не сомневаюсь, что и в жизни вы это неоднократно наблюдали), что, если ребенок переживает страх, у него активизирован инстинкт самосохранения, его невозможно «отвлечь», чем-то заинтересовать, пока он не почувствует себя в безопасности.

Только в состоянии безопасности (как внутреннего состояния ребенка, а не с точки зрения кого-то другого) ребенок начинает проявлять интерес к окружающим стимулам — игрушкам, предметам, животным и так далее. И как только он заинтересовался чем-то, именно тогда он «забыл» про все возможные опасности: побежал за улетающим листиком, полез на стол за блестящим предметом, протянул руку к спящему животному.

При чем у каждого ребенка эти инстинкты выражены с разной интенсивностью.

Обычно дети с сильной нервной системой менее чувствительны к опасности и более любопытны. И даже упав с высоты и недолго поплакав, тут же пытаются покорить вершину, которая минуту назад им не поддалась.

А дети со слабой нервной системой более чувствительны, более осторожны, и их первой реакцией на что-то новое, незнакомое, будет скорее страх, чем любопытство.


Таким образом, если ваш ребенок «вечно куда-то лезет» — это замечательно!


Он познает окружающий мир, он экспериментирует — и да, в этот момент он «забывает» о безопасности.

И это уже задачи взрослого: контролировать ситуацию, чтобы ребенок не причинил себе вред, учить ребенка оценивать опасность ситуации, предлагать альтернативные способы познания окружающего мира.

Приведу пример. Ребенку интересен огонь. Он хочет его потрогать и тянет руку. Взрослый останавливает руку ребенка, чтобы показать его опасность.

Затем, чтобы позволить ребенку изучить его, предлагает подержать руку на расстоянии от огня, почувствовать его тепло, позволяет медленно приближать руку к огню, ощущая повышение температуры, пока ребенок сам не прекратит движение руки к огню из-за жара, или не отдернет руку. Так ребенок может удовлетворить свою тягу к познанию, не подвергая себя опасности.


Конечно же, не во всех случаях можно найти безопасный способ исследовать интересующую ребенка вещь, а потому единственное, что можно сделать — оградить ребенка от опасности (например, поставить заглушки в розетки или блокираторы на окна).

Однако каждый раз, когда ваш трехлетка радостно бежит обниматься с незнакомым волкодавом, вспомните о том, что он делает это не из вредности или непослушания, а просто потому, что его любознательность и тяга к исследованиям взяли верх. Он обязательно научится себя контролировать в потенциально опасных ситуациях, но на это требуется время.

Не пропустите самое интересное
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать наши новости
Спасибо, мы будем держать вас в курсе