Действительно ли существует «математический склад ума»? И правда ли, что любители литературы обречены лить слезы над уравнениями?
В старшей школе детей часто делят на профили: гуманитарные и технические. Это значит, что примерно к девятому классу ребенку нужно определиться, к кому он себя относит — к физикам или «лирикам», технарям или гуманитариям.
На самом деле навешивание таких ярлыков не имеет никакого смысла. Во-первых, оно исключает все другие существующие направления: а вдруг перед нами — будущий киберспортсмен или художник, политолог или инструктор тренажерного зала? Во-вторых, преобладание определенных способностей связано не с наклонностями, а с развитием тех или иных зон мозга. В-третьих, эти зоны у детей развиваются неравномерно.
У такого деления может быть и «в-четвертых», и «в-пятых». Но что еще хуже: оно предопределило наше отношение к основным предметам каждого профиля: русский язык стал прерогативой гуманитариев, а математика — технарей. К каждому из них якобы должна быть особая предрасположенность (например, в зависимости от того, мальчик это или девочка). Деление требует постоянной зубрежки, но при этом вряд ли пригодится тем, кто планирует работать журналистом или актером (коллеги, давно ли вы пользовались интегралами в обычной жизни?). Слона едят по частям, поэтому с математики мы и решили начать разбираться.
Интересное по теме
Всем по ролевой модели: чего девочкам не хватает в школе
Миф, который раньше оправдывался скорее социальными ожиданиями, чем исследованиями. Но в 2019 году американские ученые сравнили математические способности мальчиков и девочек. Вывод вполне ожидаем: дети смотрели обучающие видео по этому предмету и обрабатывали информацию одинаково — при помощи одних и тех же участков мозга.
Детский нейропсихолог и магистр когнитивных исследований, консультант Плюс Детям Наталия Романова-Африкантова утверждает, что успех в занятиях математикой складывается из многих факторов: уровня интеллекта, качества зрительно-пространственного восприятия и умения сочетать использование аналитической и холистической (глобальной) стратегии. Еще важный фактор — это любовь к математике.
Так что никакой предрасположенности к математике в зависимости от гендера не существует. Даже термина «математический склад ума» в психологической и педагогической науке нет.
А вот разница между логическим, математическим и алгоритмическим мышлением есть.
Логическое мышление — это способность рассуждать, делать выводы и применять правила логики. Оно же способствует развитию критического мышления и умению делать обоснованные выводы.
Математическое мышление — навык работы с числами, формулами, абстрактными концепциями и моделями. Оно включает в себя способность решать математические задачи, анализировать данные и находить закономерности.
Алгоритмическое мышление помогает разрабатывать и использовать алгоритмы — последовательности шагов или инструкций, которые решают определенную задачу.
Хотя все эти виды мышления тесно связаны и дополняют друг друга, каждый из них имеет свои особенности и применяется в различных сферах. В дошкольном возрасте начинают формироваться логическое и математическое мышление, в начальной школе — алгоритмическое (при условии, что ребенка учат работать не по готовым алгоритмам, как принято в школе, а показывают, как можно их расширять и создавать самостоятельно).
Математика нужна не для умения рассчитывать сдачу в магазине (хотя это важно) — решение задач, уравнений и разных примеров развивает мозг ребенка: делают его пластичным, заставляют работать эффективнее и быстрее.
Например, программирование (которое тоже часто считают прерогативой технарей) развивает навыки анализа, решения проблем и логического мышления. Еще оно стимулирует креативность: когда дети создают что-то своими руками, они получают удовлетворение и повышают уверенность в своих способностях. Программирование дает возможность видеть результаты своего труда. Кроме этого, дети часто работают над проектами в командах — это учит их находить решения, договариваться, общаться, делиться идеями, искать решения проблем. Все это, конечно, важно для любой профессии в будущем.
Интересное по теме
Двадцать яблок, одна клякса: задачку для шестилетних детей не смогли решить взрослые
К ней нужно пробудить интерес — и все формулы будут выводиться с помощью логики, а не по памяти. Прокачивать мозг вообще и логику в частности помогают даже футбол, занятия на фортепиано или занятия речью — связь не самая очевидная, но во всем этом задействован вербальный интеллект, который зачастую определяет математический успех.
Есть понятие математической тревожности — Наталия Романова-Африкантова объясняет ее как «особенность личности, которая проявляется повышением уровня тревоги в ответ на любую задачу, связанную с оперированием числами. Она не имеет ничего общего с ленью или отсутствием интереса — возможно, она связана как раз с тем уровнем абстракции, который требует от нас математика — когда приходится оперировать тем, что нельзя увидеть или пощупать».
Чтобы необходимость сделать домашку по математике или пойти на контрольную таких ощущений не вызывала, нужна доброжелательная среда: адекватный уровень требований, правильная обратная связь от педагогов, поддержка родителей, положительное подкрепление каждого математического успеха. «Лени в психологии не существует. Если ребенок идет на математику через силу — надо разбираться, почему так. Может быть, ему не подходит уровень занятий, может быть — педагог, а может быть, математика вообще ни при чем и он просто с детьми там не поладил или физически устал, потому что математика у него сразу после английского, карате, робототехники и флейты», — объясняет Наталия.
Во-первых, не заниматься «школьной» математикой слишком рано. По словам Наталии Романовой-Африкантовой, классическая математика (алгебра) — абстрактное логическое мышление, которое развивается после 12 лет. Поэтому перегружать ребенка цифрами и примерами раньше нельзя. Зато можно развивать сам тип этого мышления, который складывается из следующих умений:
По стандарту дошкольного образования, ребенок к первому классу должен освоить счет и элементарные математические действия в пределах десяти — а значит, понимать, что такое число, количество, цифра. И представлять простые геометрические фигуры и формы.
Проще всего искать применение математики в реальной жизни, чтобы ребенок видел, для чего ему учиться считать. А осваивать разные навыки – через игру: она доставляет удовольствие, позволяет узнать новое, проявить творчество, фантазию, выразить свои эмоции.
Сейчас даже есть олимпиады, которые дети пишут не в угнетающей атмосфере на неудобных стульях, а в комфортной привычной обстановке дома. Такую придумал Плюс Детям: задания представлены в играх и помогают ребенку полюбить (а не возненавидеть) математику и не требуют специальных знаний и подготовки. Для дошкольников в нее включены интересные задания в приложении «Кубокот», а для учеников начальной школы — турнир роботов в Яндекс Учебнике.
Все упражнения помогают участникам улучшить арифметические навыки и алгоритмическое мышление, учат рассуждать логически и находить оптимальные решения нестандартных задач. Выполнять задания можно в комфортном темпе: у дошкольников время не ограничено, а ученикам начальной школы дается 90 минут. Проходит Олимпиада по 17 декабря. Каждый участник получает диплом призера или победителя, а еще цифровые подарки.