У моего ребенка появился воображаемый друг — это нормально? Большой ликбез для родителей

Одним прекрасным утром вы рискуете проснуться и узнать, что в вашей семье пополнение. И нет, речь тут не о ребенке или котенке, а о вымышленном друге вашего ребенка, который теперь с ним играет, гуляет, требует отдельное место за обеденным столом и присутствует на всех ваших семейных портретах. Откуда берутся воображаемые друзья и как к ним относиться? Разбираемся вместе с психологами.

Нормально ли, что у моего ребенка появился воображаемый друг?

Да. Психологи утверждают, что это абсолютно нормальный и довольно распространенный этап развития воображения вашего ребенка. Чаще всего воображаемые друзья появляются у детей в возрасте от трех до пяти лет. Согласно проведенным исследованиям, невидимые компаньоны для игр есть примерно у 65 процентов детей. В подавляющем большинстве случаев наличие у ребенка воображаемого друга не является причиной для родительского беспокойства или похода к психологу.

Откуда берутся воображаемые друзья?

Существует несколько причин, по которым дети заводят воображаемых друзей. Вот наиболее распространенные:

  • Потому что это весело. Детское воображение начинает развиваться в возрасте 2,5-3 лет, и им нравится пользоваться своей новой способностью по любому поводу. «Дети — выдумщики от природы, и упражнения на воображение полезны для их эмоционального и ментального здоровья, — говорит психолог Лора Маркхэм. — Дети, у которых есть воображаемые друзья, получают удовольствие от общения с ними, и им всегда есть с кем поиграть, если им скучно или одиноко».
  • Потому что им не с кем поиграть. Воображаемые друзья нередко выступают в качестве универсального средства от скуки — особенно для единственных детей в семье. Кроме того, вымышленный друг помогает ребенку прожить определенные эмоции и справиться со стрессом.
  • Потому что они хотят играть по-своему. Даже те дети, у которых есть братья, сестры и регулярное общение в детском коллективе, могут испытывать необходимость в воображаемом друге. «Ребенок, которому никогда не дают выбрать, во что играть — например, если он младший в семье, может захотеть играть со своим воображаемым другом, — объясняет психолог Саманта Родман. — В детстве нет лучшего способа заполучить себе идеального друга, чем создать его в своем воображении».
  • Чтобы избежать наказания. Иногда воображаемые друзья появляются как способ защититься от родительского гнева. Именно они становятся виновниками всех происшествий: они рисуют на обоях, теряют варежки, ломают игрушки и горланят песни после отбоя. При помощи воображаемых друзей дети учатся не только придумывать что-то новое, но и врать — тоже, кстати, очень важный и полезный социальный навык.

Что хорошего в воображаемых друзьях?

Несмотря на то, что иногда игры и разговоры с воображаемым существом выглядят немного пугающе (все мы помним эти фильмы ужасов), общение с вымышленным другом скорее идет ребенку на пользу. Вопреки распространенному заблуждению, дети, которые придумывают себе друзей, в дальнейшем не вырастают в нелюдимых одиночек — скорее наоборот.

«Дети с воображаемыми друзьями часто оказываются смышлеными, креативными, общительными, и обладают высоким социальным интеллектом», — говорит семейный терапевт Кэти Лир.

То, что дети, которые оттачивали свои социальные навыки при общении с воображаемыми друзьями, нередко оказываются лучше адаптированы к жизни в обществе, свидетельствуют и современные исследования. Так, например, исследование 2014 года показало, что детям, у которых были вымышленные друзья, проще поставить себя на место другого человека и принять отличные от своих взгляды.

В ходе другого исследования ученые выяснили, что дети, играющие с воображаемыми друзьями, больше обращают внимание на внутренний мир других людей, чем на их внешность. Например, описывая своих настоящих друзей, такие дети чаще говорили об их личности и характере, чем об их внешних особенностях.

Ну и наконец в результатах некоторых исследований отмечалось, что дети, у которых есть воображаемые друзья, в целом демонстрируют более развитое воображение. Впрочем, здесь не совсем понятно, что является следствием, а что — причиной: то, что более креативные дети чаще склонны придумывать себе друзей, или то, что после того, как дети обзаводятся вымышленными друзьями, их воображение начинает развиваться с утроенной силой.

Что делать родителям, если у их ребенка появился воображаемый друг?

Лучшее, что вы можете сделать, если в вашем доме появился незваный жилец — это подыграть, но не забывать при этом установить границы допустимого для воображаемого друга (это как раз касается тех случаев, когда воображаемый друг превращается в универсальное оправдание для всех детских проделок).

«В большинстве случаев вы можете предоставить ребенку возможность самому решать, насколько сильно вы можете включаться в его игру, ” — говорит социальный психолог Сьюзан Ньюман. — «Уважайте своего ребенка и дайте ему возможность управлять процессом. Если «друг» стал часто ездить с вами на машине, не спрашивайте ребенка, поедет ли он с вами в этот раз, а дождитесь, чтобы ребенок сам вам об этом сообщил. Вы можете говорить с воображаемым другом или о нем только с разрешения ребенка, чтобы он сохранял контроль над плодом своей фантазии. Чрезмерное вмешательство будет приводить к конфликтам, раздражению и борьбе за власть».

Родители могут подыгрывать ребенку и включаться в игру, однако важно не перегибать палку. «Не стоит делать того, что приносит вам или другим членам семьи дополнительный стресс», — рекомендует Родман. — «Не позволяйте воображаемому другу превратиться в способ, при помощи которого ваш ребенок получит доступ к управлению вашей семьей. Поставить на стол тарелку с воображаемой едой — это нормально, но если вам приходится накрывать полноценный ужин на еще одну персону, это не очень правильно».

Если воображаемый друг начинает вести себя плохо (что, кстати, тоже случается довольно часто): безобразничать, устраивать беспорядок и ломать вещи, родитель может вмешаться и напомнить невидимому гостю о правилах, принятых в доме, и объяснить ребенку, что ему придется нести ответственность за все проказы своего невидимого товарища.

Также, если воображаемый друг начинает «обижать» ребенка — например, отказывается делиться игрушкой или обзывается, вы можете помочь ребенку разобраться в этом конфликте и помочь смоделировать поведение в подобных ситуациях. Получается отличный виртуальный тренажер участия в реальных конфликтах.

Когда воображаемый друг может стать причиной для беспокойства?

В большинстве случаев воображаемые друзья являются совершенно нормальным проявлением детской фантазии, однако в некоторых случаях вам стоит присмотреться к ним повнимательнее и, возможно, обратиться к детскому психологу за помощью. Вот два основных «красных флага», на которые стоит обратить внимание:

Обычно дети знают, что их воображаемые друзья ненастоящие (даже если они хитро утверждают обратное). Однако если вы заметили, что ваш ребенок всерьез убежден в том, что его воображаемый друг существует на самом деле, то, возможно, это повод обратиться к детскому психологу.

 Еще одним поводом для беспокойства считаются случаи, когда ребенок систематически предпочитает общение с воображаемыми друзьями реальным друзьям. «Дети, у которых есть воображаемые друзья, обычно более общительны, чем остальные, — говорит Маркхэм. — Но если родители замечают, что их ребенок отказывается от возможности поиграть с настоящими детьми и вместо этого играет с воображаемым другом, я бы рекомендовала изучить, что происходит с социальными связями ребенка. Может быть, ребенок испытывает тревожность или подвергается травле?».

Когда воображаемые друзья уходят?

Чаще всего воображаемые друзья пропадают из жизни ребенка в младших классах — просто потому, что у ребенка появляется больше дел и настоящих друзей, с которыми он может проводить время. Иногда воображаемые друзья не пропадают, просто дети начинают меньше о них говорить, потому что боятся, что их засмеют. Если воображаемый друг остается с вашим ребенком после окончания начальной школы — например, в подростковом возрасте, это все равно не должно вызывать у вас беспокойство.

«Это совершенно нормально, — утверждает Маркхэм. — Я бы вмешалась, если бы происходило что-то, из-за чего стоит волноваться, например, если бы подросток не умел строить отношения со сверстниками. Но если у подростка в жизни в порядке, то и наличие у него воображаемого друга — не проблема».

Более того, иногда воображаемые друзья есть и у взрослых. «Агата Кристи писала в своей автобиографии, что у нее был воображаемый друг во взрослом возрасте, — вспоминает она. — А еще я знала взрослую женщину, у которой был воображаемый тигр — он путешествовал вместе с ней и оберегал ее. Она знает, что этот тигр — не настоящий, но когда ей страшно, он ее успокаивает и помогает ей почувствовать себя менее тревожно. Я подумала, что это прекрасный способ помочь себе справиться с тревожностью!».

В общем, если в вашем доме появился «замечательный сосед» — это не повод для беспокойства или срочного вызова экзорциста. Предоставьте ребенку возможность проявлять фантазию так, как ему это нравится, и поддерживайте его игру в рамках допустимого. «Наличие у ребенка воображаемого друга или друзей скорее всего станет частью вашей семейной истории, которую вы будете с удовольствием и теплом вспоминать на протяжении многих лет», — говорит Ньюман.

Понравился материал?

Поддержите редакцию!

Понравился материал?

Поддержите редакцию!
Мнения Домашнее насилие в современном кино: как его показывают режиссеры
Применение физической силы, сексуализированное насилие и психологический абьюз — как говорят об этом с нами с экранов?