«Какое бы тяжелое событие ни произошло, оно не определяет, кто мы и что с нами будет». Как помочь детям, которые стали свидетелями военных действий

25 апреля стал шестьдесят первым днем специальной военной операции в Украине. Жертвами боевых действий оказались, в том числе, дети. НЭН поговорил с психологиней Верой Якуповой о том, как дети переживают травматический опыт и как родители могут помочь им его перенести.

Фото: Adobe stock

По данным Всемирной организации здравоохранения, у десяти процентов людей, переживших травмирующие события, позже появляются симптомы травмы, а еще у десяти процентов развиваются тревога, депрессия и психосоматические проблемы.

Сильнее всего на психическое здоровье детей влияют лишение крова, воды, еды, школы и врачебной помощи, а также нарушенные семейных отношений из-за утраты, разлуки или перемещения членов семьи. У детей может развиться пессимистическое мировоззрение, которому свойственны чувство утраты и горя, неспособность видеть светлое будущее, а также толерантность к насилию.

По данным Детского фонда ООН, к 24 марта более половины всех детей в Украине (около 7,5 миллиона) были вынуждены покинуть свои дома. Примерно 1,8 миллиона из них стали беженцами в других странах.

Вера Якупова, психологиня

Травматический опыт

Ключевой признак травматического опыта — это столкновение с угрозой жизни и благополучия или свидетельствование угрозы другому.


Здесь важно отметить, что травмой свидетеля считаются события, которые человек видит лично, а не читает о них в Сети или видит по телевизору.


Люди сталкиваются с травматическими событиями в течение жизни. Это могут быть военные действия, автокатастрофы, природные катаклизмы, опыт насилия или потеря близкого человека. Это часть нашей жизни, и далеко не всегда такие события приводят к посттравматическому расстройству (ПТСР), потому что психика умеет самостоятельно справляться с этим опытом. Однако есть небольшой процент случаев, в которых травма все же приводит к ПТСР.

Травматический опыт, пережитый в детстве, может сказываться на развитии ребенка, но важно понимать, что любое травматическое событие не определяет дальнейшую жизнь человека. Какое бы тяжелое событие ни произошло, оно не определяет, кто мы и что с нами будет потом. После любого события можно и нужно жить дальше, строить спокойную и хорошую жизнь. Это самое главное.

Что помогает пережить травму

Самая ядовитая идея, которую может принести человеку травматический опыт, заключается в том, что он начинает думать, что если с ним такое случилось, то он не может жить дальше и теперь он теперь поломанный человек, которому что-то недоступно. Но на деле это совсем не так. Сама мысль о том, что травматическое событие не определяет будущее человека, уже помогает это событие пережить.

Обсуждать с ребенком его опыт

Родителям может показаться, что с ребенком не нужно говорить о смерти и лучше отвлечь его, но на самом деле это избегание лишает возможности помочь ему переработать этот опыт. Если ребенок играет в войну или похороны, которые стали частью его опыта, это нормально и не означает, что его психика сломана. Наоборот, в эти моменты психика пытается переработать произошедшее.

Не нужно инициировать такие игры самостоятельно, но их можно поддержать. Например, если ребенок попросит сочинить ему грустную сказку о том, как кто-то умер или уехал, то можно предложить ему сделать это вместе, задавать ему вопросы, что дальше было с героем. Для ребенка это будет способом поговорить о трудных событиях и пережить их. Не нужно пугаться, что вы обсуждаете это перед сном, ведь на самом деле у многих старых сказок очень страшные сюжеты — это тоже зеркало той жизни, которой люди жили раньше.


Дети могут задавать очень трудные вопросы, например, «почему в нас стреляют».


Не нужно уходить от ответа, лучше попытаться сформулировать ответы по возрасту, потому что такой разговор — это тоже переработка тяжелых событий. Когда мы называем вещи своими именами, то мы их переживаем.

Разговоры о происходящих событиях сокращают риски развития ПТСР. Поддержка со стороны родителей может смягчить негативные последствия травмирующих событий.

Сохранить «островки нормальности» для ребенка

Если есть возможность, то нужно заниматься с ребенком чем-то привычным: читать, играть, учить чему-то. Есть книга «Детство 45–53», в которой Людмила Улицкая (признана Минюстом РФ иноагентом) собрала воспоминания людей, которые в детстве пережили Вторую мировую войну.

По этим рассказам видно, что дети в войну пытались жить своей детской жизнью, хотеть конфет и радоваться, что рядом есть мама и, например, тому, что папа вернулся. В этой книжке видно, как жизнь пробивается даже через самые тяжелые симптомы и события. За это очень нужно держаться. Глобально, мы все — потомки выживших в жутких ситуациях людей.

Помнить, что дети восстанавливаются от травмы быстрее, чем взрослые

Детская психика гораздо более гибкая, чем у взрослого человека. Дети умеют быстро восстанавливаться. Если травматическая ситуации не длится долго, а рядом находятся поддерживающие родители, то восстановление у них происходит быстрее, чем у взрослых. Психика у детей более пластичная и многого они не осознают так, как взрослые, они не оценивают ситуацию так, как может ее оценить взрослый человек. Ребенок воспринимает все происходящее как данность.

Обратиться к специалисту

Если на фоне травматических событий у ребенка возникли нехорошие симптомы, например, заикание, навязчивые движения или нарушение сна и ночные кошмары, то понадобится помощь специалиста.

Также помощь может понадобиться, если у ребенка появились симптомы нарушения пищевого поведения. Например, он прячет еду, запасается едой или пытается наесться впрок. Тут есть высокий шанс, что психотерапия поможет пережить травму.

Сказать ребенку, что вы его защитите

Привязанность — это основной механизм, который помогает почувствовать себя в безопасности и может быть спасительным даже в очень страшных ситуациях. Когда родители говорят ребенку, что они его защитят, для него этого достаточно.


Ощущение привязанности и любви от родителей — это большая защита и лекарство для ребенка.


Родители не могут проконтролировать социальный мир, но в зоне их ответственности остаются отношения с ребенком. У ребенка, растущего в любви и принятии, вырабатываются гораздо более мощные адаптационные механизмы, ему легче справляться с тяжелыми ситуациями в детстве и взрослой жизни.

В «Гарри Поттере» есть очень красивая метафора этого явления. Мама накладывает на Гарри древнее заклятие любви, которое способно защитить его от смерти. В жизни любовь родителей обладает таким же свойством и очень большое количество исследований это подтверждают. Хорошие отношения с родителями, в которых чувствуется безопасность и принятие — это тот фундамент, который позволяет справляться с очень плохими, тяжелыми ситуациями, стрессовыми ситуациями.