Нет, это нормально
Кто такая «онажемать»? Объясняет Линор Горалик
Мнения

Кто такая «онажемать»? Объясняет Линор Горалик

Писательница Линор Горалик опубликовала у себя в Фейсбуке пост, в котором попыталась разобраться в феномене «онажемать» и объяснить, за что и почему женщин так называют (и по какой причине это все вообще-то не очень хорошо).

Горалик пишет, что недавно она изучила некоторое количество образцов народного творчества на тему «онажемать» — демотиваторы, скриншоты переписок (как выяснилось в рамках вот этого спецпроекта, часто они оказываются фейками) и другие соответствующие «артефакты».

Как мы все знаем, суть в них одна: женщина с ребенком выставляется в глазах потребителя мема, шутки или поста поехавшей на теме материнства курицей, которой все всё должны. По мнению Горалик, при создании подобных (от себя заметим — часто унизительных для матерей) материалов не учитываются два момента: «один — про социальный статус этих женщин, а второй — про бытовую ситуацию, в которой они оказываются».

«Мне кажется, что огромное количество цитируемых или описываемых женщин благодаря беременности и/или материнству, возможно, впервые в жизни оказались в ситуации, когда они сколько-нибудь привилегированны хоть в чем-то, и хотят ощутить эти привилегии — хоть как-то. Многие из них, судя по описываемым подробностям, живут в крайне стесненных материальных условиях; зачастую — в абьюзивных семьях; еще чаще — в среде, которая с первых лет жизни объясняет им, что беременеть и рожать — это, во-первых, единственное, на что они годятся, а во-вторых — единственное, что способно принести им хоть какой-то социальный статус», — пишет Горалик.

«Если читать внимательно, то выясняется, что социальная среда многих "онажематерей" устроена так, что младенец оказывается целиком и полностью их нагрузкой: "ты родила, ты и расти". Отец ребенка отсутствует в картине или, как заведено в определенных кругах, ни за что подгузника не поменяет и гулять с ребенком не пойдет; финансовое положение не позволяет и думать о няне; старшие члены семейства (чаще — тоже женщины) помогают или на условиях полного контроля ситуации, или с трудом помогают вообще — потому что в этой же социальной среде пожилым людям очень часто просто физически тяжело заниматься младенцем. Женщине кажется, что на нее свалился огромный, невероятный груз (даже если ребенок очень желанный и очень любимый) — и она просит и требует помощи, иногда облекая эти требования в странные формы», — объясняет писательница.

Действительно, героинями мемов о «яжематерях» становятся обычно именно женщины, находящиеся в трудных или стесненных жизненных обстоятельствах. Но это контекст, а контекст у нас не в почете — огульные суждения, отсутствие общественного института взаимопомощи и уважения, хамство, ненависть и отвращение — гораздо более удобные инструменты, помогающие людям в строительстве картины мира. Да и вообще, каждая женщина с ребенком хоть раз становилась той самой «онажематерью» в глазах другого человека. Все мы немного «яжематери».

Феномен «яжематери» — это процесс двусторонний. Что, как отмечает Горалик, не исключает того, что среди женщин с детьми действительно встречаются холодные манипуляторы, действительно уверенные, что им все должны». Но в целом: «и авторов [демотиваторов] понимаешь, и героинь очень жалко».

Поделись статьей с друзьями