Анастасия Осина
31 March 2020

Думать за двоих: как родительство меняет наш мозг

Исследования показывают, что за время беременности и на протяжении последующих лет мозг женщины претерпевает огромную структурную перестройку. Изменения затрагивают и мозг отца, но в том, как это происходит, исследователи отмечают некоторые отличия.

У женщины мозг начинает меняться раньше, во время беременности. Мозг матери активно подготавливается к тому, чтобы лучше считывать сигналы мдаденца, замечать мельчайшие изменения в его мимике и интонациях, фокусироваться на его потребностях и обеспечивать формирование эмоциональной привязанности. У отцов мозг адаптируется уже после рождения ребенка, и происходит это во время их взаимодействия.

Важную роль в родительском поведении обоих полов играют амигдала, область мозга, отвечающая за эмоциональные реакции, и система вознаграждения в мозге, способствующая закреплению приятного и полезного поведения. Амигдала заставляет родителей переживать за комфорт и безопасность младенца, а система вознаграждения работает на то, чтобы общение с младенцем, прикосновения и уход за ним сопровождались выработкой гормонов счастья и приносили родителям удовольствие.

Известно, что родительский мозг очень пластичен и активно изменяется в соответствии с физиологическими и психологическими потребностями младенца. Важное значение в этих изменениях отводится гормону окситоцину, который поддерживает родительскую эмпатию и заботящееся поведение.

 Изменения в мозге женщины во время беременности

В одном исследовании было обнаружено, что во время беременности происходит значительное сокращение объема серого вещества в областях, которые отвечают считывание социальных и коммуникативных сигналов других людей. «Мы точно не хотим сказать, что из-за беременности вы “теряете” мозг», — говорит ученая и автор этого исследования, Эльзелин Хоекзема. По ее словам, этот процесс может, наоборот, свидетельствовать о естественном развитии и специализации мозга женщины.

Исследователи утверждают, что похожие изменения в мозге происходят в подростковом возрасте, и их обычно объясняют подготовкой психики к новому жизненному этапу. У подростков в этот период исчезают незадействованные и слабые нейронные связи, и мозг перестраивается, постепенно упорядочивая в голове новые более востребованные знания и навыки. Известно, что в этот период психика подростков очень чувствительна и уязвима. Похожие выводы исследователи делают и о психике беременных.

Области мозга, которые подвергаются изменению во время беременности, все вместе образуют паттерн, очень похожий на нейронную сеть, отвечающую за способность человека воспринимать ментальные состояния и объяснять поведение других людей. Набор этих когнитивных навыков связывают с «теорией сознания», которая формируется у человека в детском возрасте и позволяет понимать, что думают и чувствуют другие. Можно считать, что мать становится более узкоспециализированным экспертом по распознаванию невербальных сигналов других людей и, в первую очередь, собственного ребенка. Также известно, что измененные области в мозге активируются сильнее, когда мать видит лицо именно своего, а не чужого младенца. Это важно для формирования материнской привязанности к конкретному младенцу и удовлетворения именно его потребностей и выживания.

Изменения, которые происходят в мозге во время беременности, в частности изменения в объеме серого вещества, настолько существенны, что по изображениям мозга беременных исследователи могут отличить мать от нерожавшей женщины.

А еще по степени этих изменений ученые могут судить о том, насколько успешно протекает формирование материнской привязанности к ребенку, и рисках проявления материнской враждебности по отношению к нему. Таким образом, считается, что, чем больше женский мозг трансформируется во время беременности, тем более крепкая связь устанавливается между матерью и ее ребенком.

Также известно, что во время беременности уменьшается объем гипокампа, области мозга, которая ассоциируется с формированием памяти. Эти изменения сохраняются на протяжении двух последующих лет. Что это может значить для женского мозга, изучено недостаточно, но исследования на животных (в данном случае на крысах) показывают, что у рожавших особей гипокамп «более молодой», в нем сохраняются более сильные нейронные связи, и, в целом, рожавшие особи, в отличие от бездетных, обладают лучшей памятью.

У отцов подобных изменений в объемах отдельных областей в мозге обнаружено не было. И это говорит о том, что у женщин изменения мозга происходят именно во время беременности под воздействием гормонов. Однако, это не означает, что взаимодействие с ребенком и уход за ним не влечет никаких изменений у заботящихся отцов.

 Отцовский мозг

Исследования показывают, что активности в мозге отцов и других взрослых, которые смотрят на изображения ребенка, очень похожи на активности в мозге матерей. Когда отцы смотрят на ребенка, у них, как и у матерей, растет мотивация проявлять заботу и проводить с ним время.

Также из исследований известно, что амигдала отцов реагируте на детский плач больше, чем на детские изображения, но отцовская реакция не такая же сильная, как у матерей. В то же время, у отцов во время взаимодействия с ребенком больше, чем у матерей, активируется система зеркальных нейронов, которая играет важную роль в понимании поведения другого человека.

По предположениям ученых, это свидетельсвтует о том, что изменения мозга, вызванные родительством, происходят у женщин и мужчин по-разному. У женщин в большей степени задействуются более глубокие структуры мозга (в лимбической системе), в то время как у мужчин — области высших отделов мозга (к которым относится и система зеркальных нейронов).

Некоторые исследователи высказывают гипотезу о том, что эволюционное развитие у человека таких сложных социальных функций мозга, как распознавание ментальных состояний других людей, эмпатия и способность к эмоциональной саморегуляции, было вызванно необходимостью заботиться о беззащитных человеческих младенцах. И, по их мнению, именно родительство превратило млекопитающих в высокоразвитых и тонкочувствующих, способных угадывать физиологические и психологические потребности ребенка, людей. Эти навыки пригождаются людям везде и всегда, но развились они, возможно, именно благодаря особенным детско-родительским отношениям.

Читайте также
Не пропустите самое интересное
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать наши новости
Спасибо, мы будем держать вас в курсе