Как взрослым помогают игры с детьми? (И нет, мы не о развитии привязанности)

Многие взрослые жалуются на то, как им тяжело играть с детьми — как им надоело притворяться котиками и собачками, а в перерывах этого театрального действия строить башни из кубиков. Элиза Штраус из CNN помогает взглянуть на эту проблему под новым углом и показывает плюсы игры для взрослых — если, конечно, вы будете играть в то, что вам самим по душе.
Иллюстрация Настасьи Железняк

Начну с признания. А может быть, даже с предупреждения. Мне нравится играть с моими детьми. Конечно, я не играю с ними каждый день. Но когда играю, в моей голове и в моем и теле происходит что-то классное — что-то, что противостоит всей гнетущей рутине взрослой жизни.

Это происходит во время разных игр — когда мы играем в шарады всей семьей или притворяемся, что растения умеют разговаривать, или озвучиваем по-новому телевизионные шоу, или устраиваем танцевальные вечеринки.

Родители, все то же самое можете испытать и вы.

Определить, что такое игра

Есть много плохих причин для того чтобы играть с детьми. Игры не должны быть связаны с совершенствованием навыков или достижением определенных результатов — такие вещи не являются игрой, это работа на результат.


Не нужно заставлять себя играть с детьми, потому что вы чувствуете себя обязанным быть идеальным родителем, а идеальный родитель регулярно с ними играет.


Не надо играть только потому, что дети просят вас об этом, и вы почувствуете себя виноватым, если скажете им «нет». Не надо играть и только потому, что ваши дети не умеют веселиться без вас. В таком случае, наверное, лучше действительно помочь детям овладеть искусством самостоятельной игры или научить их играть со своими братьями и сестрами.

Но есть и веские причины для игры с ребенком, которые часто упускаются из виду в нашей культуре, где каждая секунда свободного времени взрослого должна быть чем-то заполнена. Игры между родителями и детьми, если они искренне нравятся родителям, могут принести и взрослым немало пользы.

«Игра — это не какая-то особая деятельность, а состояние бытия», — объясняет психиатр доктор Стюарт Браун, основатель и президент Национального института игры и автор книги Play: How it Shapes the Brain, Opens the Imagination, and Invigorates the Soul» («Игра: как она формирует мозг, открывает воображение и бодрит душу»). Игра может глубоко увлечь нас, доставить радость и подарить нам ощущение того, что опыт важнее результата.

Природа создала нас для того, чтобы мы играли разными способами. Игра с детьми может принимать самые разные формы: вы можете вместе мастерить что-то из конструктора, притворяться котами, переодеваться, играть в спортивные игры или в приставку, рубиться в "Монополию» или решать головоломки. А можете в игровой форме печь булочки, полоть грядки, поливать растения или мыть собак.

Игра может стать для вас и чем-то спонтанным: например, если вы любите сочинять смешные песни в машине или дурачиться, устраивая подушечные бои в постели воскресным утром. У всех — по-разному.


Отношения между родителями и детьми — это отношения двух разных людей с особым набором личностных качеств и желаний. Поэтому типы и частота игр, которые подходят для одной семьи будут отличаться от тех, которые подходят для другой.


Прямо сейчас у каждого из моих сыновей есть любимый вид игры со мной.

Моему четырехлетнему сыну нравится представлять, что он мой отец, а я его ребенок. Я легла на диван — ага! А он делает вид, что моет посуду. Время от времени я «отвлекаю» его просьбой, которая возникает у меня, ребенка. Мне нравится в этой игре придумывать проблемы, которые могут варьироваться от значительных до абсурдных. («Я боюсь, что мама не вернется с работы», «Я думаю, что блестящий монстр накроет меня слизью».)

Более того, я просто обожаю слышать, какие решения он мне предлагает: «Не волнуйся, детка, блестящий монстр действительно даст тебе слизь, с которой можно поиграть. Если ее будет слишком много, тогда ты сможешь принять ванну!».

Мы с моим старшим сыном, которому восемь лет, любим вместе сочинять истории — иногда мы придумываем их, когда выгуливаем нашу собаку. А еще недавно мы начали кататься на роликах всей семьей, и за исключением моего бывшего мужа, который когда-то играл в хоккей, катаемся мы все довольно нелепо.


По мере взросления детей времяпровождение с ними больше походит на совместные приключения.


Когда дети Лорел Снайдер были младше, она играла с ними «традиционными» способами: строила домики из Lego, клеила поделки. Но теперь, когда ее дети стали подростками, их игра стала менее структурированной.

«Прошлым летом, находясь в изоляции, мы начали гулять по ночам. Мы выходили в полночь и спускались в парк рядом с нашим домом, слушали, как стрекочут цикады»,  — говорит Снайдер, авторка детских книг, которая считает, что игра необходима для творческих процессов. Недавно она посвятила этой теме — связи игры и творчества — свою лекцию.

«Без пандемии мы бы никогда не стали гулять в это время. Но когда изоляция закончилась, и мы снова могли выходить на улицу днем, мы вдруг поняли, что любим гулять в полночь. Ночью мир становится другим».

Взрослым нужно больше играть

У многих взрослых нездоровые отношения со временем. Наша коллективная одержимость производительностью, работой и самосовершенствованием заставляет нас чувствовать, что мы всегда отстаем и никогда не успеваем сделать достаточно. Хуже того, многие из нас убеждены, что это «отставание» происходит из-за недостатков их собственного характера.

Мы забыли, что в жизни может быть волшебство досуга и игр. «Игра заставляет взрослых спрашивать самих себя: кто я, когда я не работаю и не зарабатываю? Что происходит в моей голове? — говорит Снайдер. — Это то, что помогает вам отключиться, спрыгнуть с беговой дорожки и перестать стыдить себя за непродуктивность. Для меня игра — это возможность снова задействовать мозг моего внутреннего восьмилетнего ребенка, потому что, кажется, именно в восемь лет меня последний раз не волновало то, что я недостаточно продуктивна».


Вам нужна еще одна веская причина для того чтобы поиграть с ребенком? Исследователи обнаружили, что игра может компенсировать тревогу, вызываемую нашим постоянным самобичеванием. Игра может помочь нам справиться со стрессом и улучшить общее самочувствие.


«Игра для взрослых абсолютно необходима, если вы хотите с оптимизмом смотреть в будущее и поддерживать ваше хорошее настроение в этой непростой жизни», — говорит Браун, добавляя, что, как и отсутствие хорошего сна, отсутствие игры имеет долгосрочные негативные последствия.

«Я много лет глубоко изучал игру и думаю, что ее популяризацию следует сделать необходимой частью программ общественного здравоохранения для детей и взрослых, — говорит исследователь. — Потребность в игре заложена в нашей природе, сохраняется с течением времени и во многом связана с нашим социальным выживанием как вида. Игра помогает нам почувствовать связь друг с другом и научиться сотрудничать».

Браун считает, что родители могут раскрыть свои давно подавляемые стороны через игру со своими детьми. Но что для этого нужно сделать?

Во-первых, родителям стоит выделить немного времени для игр только для взрослых — эти игры помогут им «понять свою игровую природу, стать свободнее и освободить место для хаоса и разнообразия, которые являются важной частью игры».

Во-вторых, родителям также стоит подумать над тем, есть ли у их детей вообще свободное время для игр -— ведь оно нужно для того, чтобы дети учились играть на своих условиях, без каких-либо жестких указаний, беспокойства или ожиданий со стороны родителей или опекунов.

Дети по природе умеют хорошо играть

Для тех взрослых, которые хотели бы больше играть, но просто не могут избавиться от своих демонов эффективности, лучшим учителем может стать ребенок.

Психологиня Элисон Гопник — специалистка по детскому развитию, пишет в книге «Философский младенец»: «Игра — визитная карточка детства. Это живое, видимое проявление воображения и обучения в действии».


Играя, дети соперничают с величайшими учеными в их способности генерировать гипотезу за гипотезой. Например, о том, что можно сделать с резиновым мячом. Крошечный мозг ребенка очень пластичен и стремится понять, что возможно, а что нет.


Элисон Гопник развивает эту идею в академической статье 2020 года. Она утверждает, что дети с большей готовностью пробуют новые идеи, тогда как взрослые лучше эксплуатируют или используют свои знания и опыт для принятия наилучшего решения.

«Взрослые, которые сталкиваются с изменяющейся социальной или физической реальностью, могут захотеть лишь немного подкорректировать собственные представления о жизни»,  — написала она.

«Маленькие дети следующего поколения, напротив, могут быть более склонны рассматривать различные объяснения происходящего, что позволяет им в конечном итоге делать более широкие и точные прогнозы, быстрее меняться».


Путь от детской неэффективности к взрослой эффективности имеет свои преимущества, но при этом по ходу эволюции что-то может потеряться.


Эффективность — это то, как мы проживаем день и как застреваем в днях, неделях, годах. Эффективность — это когда мы начинаем чувствовать, что жизнь управляет нами, а не мы — жизнью. Эффективность — это то, чем одержима наша современная культура, и из-за чего нам становится все труднее вырваться на свободу и вернуться к нашему свободолюбивому, непредубежденному и исследовательскому «я».

Сможет ли все это исправить игра с детьми? Возможно, нет.


Но игра может напомнить о том, что в нас, взрослых, есть часть, способная к исследованиям, которая жаждет бездельничать и не рассматривает время исключительно как нечто, что можно «потратить впустую».


Играйте со своими детьми и они напомнят вам, что жизнь не состоит из одной рутины. Вы можете испытать в игре настоящий восторг, но только если вам удастся позволить всему остальному — то есть вашему эго и вашим заботам — действительно отойти в этот момент на второй план.


Не знаете с чего начать? Вдохновитесь нашим летним списком игр и занятий с детьми!