Неожиданные результаты опроса.
Российские компании активно нанимают женщин, но по-прежнему избегают расширять корпоративные программы поддержки материнства и развития женской карьеры.
Такие выводы следуют из исследования hh.ru, данные которого изучил «Ъ». Частично причина кроется в том, что большинство популярных профессий среди женщин в России, такие как библиотекарь, администратор или бухгалтер, являются сравнительно низкооплачиваемыми и редко попадают под корпоративные программы социальной поддержки.
Опрос hh.ru, проведенный в конце февраля среди 300 российских компаний, показал, что наибольшая доля компаний (37 процентов) нанимает менее 10 процентов женщин. Лишь в 18 процентов предприятий доля женщин составляет от 25 до 50 процентов, а в 11 процентах компаний женщины занимают от половины до 70% рабочих мест.
Корпоративные меры поддержки женщин в декретном отпуске практически отсутствуют: 74 процентов компаний вообще не предусматривают дополнительных выплат или программ. Только 11 процентов компаний ввели подобные инициативы за последние три года. Один из немногих примеров — Т-Банк, где в 2024 году была расширена программа семейной поддержки, включая увеличение компенсаций для сотрудниц с опытом работы свыше двух лет. Однако общий тренд невелик: лишь 2 процента предприятий ввели аналогичные выплаты в 2024 году (вероятно, в рамках проведения Года семьи), при этом столько же компаний наоборот отменили подобные выплаты.
Работодатели также не проявляют активного интереса к недавно введенной Минтрудом возможности досрочного выхода из декрета с сохранением пособия по уходу за ребенком. Всего 6 процентов опрошенных компаний поддержали эту меру за последний год, при этом сами сотрудницы также не проявили к ней большого интереса. Согласно данным hh.ru, менее 2 процентов сотрудниц воспользовались новой возможностью в 62 процентах компаний. Подтверждают это и данные Социального фонда: в 2024 году только 54 тысячи человек из 1,5 миллиона в декрете (около 3 процентов) вернулись на работу досрочно, сохранив пособие.
Новые корпоративные программы по продвижению женщин в карьере также остаются редкостью — их запустили только 4 процентов компаний за 2024 год, а развитие бренда работодателя среди женской аудитории ведут лишь 5 процентов.
«Российский рынок труда сильно отличается от западного, где активно развивается направление femtech. Несмотря на острые вопросы падения рождаемости и снижение фертильности, российские компании пока не рассматривают это как зону своей ответственности. Хотя улучшение демографии объявлено государственной задачей, бизнес к этой теме остается равнодушным», — отмечает Дарья Федорова, генеральный директор платформы корпоративного благополучия «Понимаю», в беседе с «Ъ».
Первые меры государственной поддержки рождаемости появились в России еще в конце 2000-х годов, включая программу материнского капитала, дополненную к концу 2010-х годов новыми выплатами. Правительство в рамках Года семьи в 2023 году явно заявило о необходимости привлечения корпоративного сектора к решению демографических проблем, предоставляя за это различные льготы. В частности, Владимир Путин предложил увеличить до 1 млн рублей необлагаемую налогами сумму маткапитала, выплачиваемого компаниями сотрудникам.
Тем не менее даже на фоне господдержки и дефицита кадров российские компании остаются пассивными в вопросах корпоративной поддержки материнства и женской карьеры. Хотя женщины в 2024 году получили больше приглашений на вакансии, чем мужчины (на одно женское резюме приходится 3,6 приглашения против 3,2 у мужчин по данным hh.ru), большинство популярных женских профессий продолжают оставаться вне поля внимания корпоративной политики.
Еще почитать по теме
Уход за ребенком тяжелее круглосуточной офисной работы. Пользовательница Твиттера объяснила, почему это так