Материнство и работа в России: почему компании не спешат поддерживать сотрудниц с детьми

Неожиданные результаты опроса.

Иллюстрация Насти Железняк

Российские компании активно нанимают женщин, но по-прежнему избегают расширять корпоративные программы поддержки материнства и развития женской карьеры.

Такие выводы следуют из исследования hh.ru, данные которого изучил «Ъ». Частично причина кроется в том, что большинство популярных профессий среди женщин в России, такие как библиотекарь, администратор или бухгалтер, являются сравнительно низкооплачиваемыми и редко попадают под корпоративные программы социальной поддержки.

Опрос hh.ru, проведенный в конце февраля среди 300 российских компаний, показал, что наибольшая доля компаний (37 процентов) нанимает менее 10 процентов женщин. Лишь в 18 процентов предприятий доля женщин составляет от 25 до 50 процентов, а в 11 процентах компаний женщины занимают от половины до 70% рабочих мест.

Корпоративные меры поддержки женщин в декретном отпуске практически отсутствуют: 74 процентов компаний вообще не предусматривают дополнительных выплат или программ. Только 11 процентов компаний ввели подобные инициативы за последние три года. Один из немногих примеров — Т-Банк, где в 2024 году была расширена программа семейной поддержки, включая увеличение компенсаций для сотрудниц с опытом работы свыше двух лет. Однако общий тренд невелик: лишь 2 процента предприятий ввели аналогичные выплаты в 2024 году (вероятно, в рамках проведения Года семьи), при этом столько же компаний наоборот отменили подобные выплаты.

Работодатели также не проявляют активного интереса к недавно введенной Минтрудом возможности досрочного выхода из декрета с сохранением пособия по уходу за ребенком. Всего 6 процентов опрошенных компаний поддержали эту меру за последний год, при этом сами сотрудницы также не проявили к ней большого интереса. Согласно данным hh.ru, менее 2 процентов сотрудниц воспользовались новой возможностью в 62 процентах компаний. Подтверждают это и данные Социального фонда: в 2024 году только 54 тысячи человек из 1,5 миллиона в декрете (около 3 процентов) вернулись на работу досрочно, сохранив пособие.

Новые корпоративные программы по продвижению женщин в карьере также остаются редкостью — их запустили только 4 процентов компаний за 2024 год, а развитие бренда работодателя среди женской аудитории ведут лишь 5 процентов.

«Российский рынок труда сильно отличается от западного, где активно развивается направление femtech. Несмотря на острые вопросы падения рождаемости и снижение фертильности, российские компании пока не рассматривают это как зону своей ответственности. Хотя улучшение демографии объявлено государственной задачей, бизнес к этой теме остается равнодушным», — отмечает Дарья Федорова, генеральный директор платформы корпоративного благополучия «Понимаю», в беседе с «Ъ».

Первые меры государственной поддержки рождаемости появились в России еще в конце 2000-х годов, включая программу материнского капитала, дополненную к концу 2010-х годов новыми выплатами. Правительство в рамках Года семьи в 2023 году явно заявило о необходимости привлечения корпоративного сектора к решению демографических проблем, предоставляя за это различные льготы. В частности, Владимир Путин предложил увеличить до 1 млн рублей необлагаемую налогами сумму маткапитала, выплачиваемого компаниями сотрудникам.

Тем не менее даже на фоне господдержки и дефицита кадров российские компании остаются пассивными в вопросах корпоративной поддержки материнства и женской карьеры. Хотя женщины в 2024 году получили больше приглашений на вакансии, чем мужчины (на одно женское резюме приходится 3,6 приглашения против 3,2 у мужчин по данным hh.ru), большинство популярных женских профессий продолжают оставаться вне поля внимания корпоративной политики.