Меньше теории, больше практики: ученые рассказали, как переубедить родителей, уверенных в пользе физических наказаний

Мы неустанно пишем о том, что детей бить нельзя. Ни в порыве гнева, ни в рамках последовательной системы «воспитания» — вообще нельзя. Те, кто читает нас уже давно, не подвергает эту установку сомнению, а те, кто нас не читают, продолжают верить в то, что магия ремня и подзатыльника способны решить любые поведенческие проблемы.

Это грустно, а еще, иногда кажется, практически нерешаемо, потому что непонятно, как достучаться до родителей, которые находятся по другую сторону баррикад в вопросах физических наказаний. Недавно в американском Journal of Family Psychology опубликовали результаты исследования, которое, вероятно, поможет найти ответ на больной вопрос: как найти подход к родителям, которые убеждены, что бить детей — это нормально?

В исследовании приняли участие родители детей в возрасте от двух до восьми лет из 41 штата США. В рамках исследования родителям давали прочитать текст в виде онлайн-статьи о научно доказанном вреде физических наказаний с комментариями экспертов. Под текстом были комментарии от обычных людей, которые напротив высказывались в поддержку таких дисциплинарных методов.

Те родители, которые применяют физическое насилие для воспитания детей, заявили, что мнение экспертов кажется им менее авторитетным, чем мнение простых комментаторов. Таким образом они старались избежать дискомфорта и психологического напряжения, которое возникает при столкновении с взглядами, противоречащими их собственным.

Ученые отметили, что родители, которые не поверили научным доказательствам вреда физических наказаний, при этом не являются убежденными противниками науки. То есть, они были готовы верить экспертам, говорящим о важности детских автокресел, но вот экспертов, говорящих об опасностях шлепков и затрещин, они слушать не стали. Это значит, что родители не отрицают важности научного подхода в вопросах родительства — просто не готовы применять этот подход, когда речь заходит о наказаниях.

Как же можно это изменить? Интернет является основным информационным каналом для современных родителей. Но, несмотря на усилия многих медиа (в том числе нашего), далеко не всегда полезная и доказательная информация доходит до своего адресата. Во-первых, в интернете можно легко фильтровать источники информации, подписываясь только на определенные каналы. Во-вторых, в интернете легко найти сообщество единомышленников и комментаторов, которые разделяют твои убеждения — даже в вопросах битья детей. И нередко эти комментаторы звучат куда убедительнее, чем научные данные.

Там, где не работает наука, на помощь должна приходить практика. У родителей есть несколько причин применять физические наказания к своим детям: одни делают так, потому что так же обращались с ними в детстве, другие используют насилие как последнюю меру, когда ничего не работает, третьи видят в этом эффективный метод воздействия на ребенка (потому что первое время насилие над ребенком действительно как будто бы работает).

Именно поэтому важно не просто говорить о том, как вредны и опасны физические наказания, но еще и предлагать действенные альтернативы, которые родители могут использовать в конфликтных или кризисных ситуациях. При этом важно, чтобы эти альтернативы не выглядели слишком абстрактными или глобальными — нужно начинать с максимально простых советов и рекомендаций. В противном случае, поняв, что от них требуется проделать огромную работу, родители быстро вернутся к своим прежним методам, которые проще и привычнее.

Авторы исследования рекомендуют использовать более адресный, индивидуальный подход к решению проблемы физического наказания детей и говорить не только о теории этого вопроса, но и о практике.

Если вы — тот родитель, который до сих пор считает, что в физических наказаниях нет ничего страшного, или если вы хотите убедить в обратном своих родственников или друзей, то вот вам подборка наших материалов с практическими советами по тому, что можно делать, если ребенок ведет себя не так, как вам хотелось бы, а рука сама тянется к ремню.