Внимательные мамы и папы знают, что именно любит или не любит их ребенок, и стараются подстроить окружающую среду так, чтобы минимизировать возможные проблемы. Но для того чтобы ребенок научился выполнять действия самостоятельно, бывают нужны дополнительные инструменты.
Поскольку все бытовые навыки являются по своей сути многошаговыми и имеют определенную последовательность выполнения этих шагов, то первым делом необходимо понаблюдать, как выполняется то или иное действие: как мы хотим, чтобы ребенок мыл руки, чистил зубы, одевался. Нужно проанализировать процесс и разбить его на мелкие шаги. В поведенческих науках этот подход называется анализом задачи. Наблюдение и анализ помогают впоследствии продумать более эффективные инструменты поддержки.
Проведя анализ задачи, нужно подумать, на каком из этапов ее выполнения ребенку нужна поддержка, и, исходя из этого, выбрать стратегии обучения, которые мы будем использовать.
Чтобы дать ребенку понимание всего действия целиком, можно использовать визуальный алгоритм. Это одна из самых часто используемых стратегий для обучения навыкам, в которых важна четкая последовательность действий.
Приведем пример: после того, как мы проанализировали процесс мытья рук и разбили его на мелкие шаги, можно сделать следующий визуальный алгоритм:
• Закатать рукава
• Включить воду
• Взять мыло
• Намылить руки
• Тереть руку об руку
• Смыть мыло с рук
• Выключить воду
• Взять полотенце
• Вытереть руки полотенцем
• Повесить полотенце
Как именно будет выглядеть этот визуальный алгоритм, зависит от навыков конкретного ребенка. Для одного это могут быть фотографии реального процесса, другому ребенку подойдут схематические картинки, третьему — алгоритм в форме текста. Желательно, чтобы визуальная поддержка была простой, понятной и не перегруженной ненужными деталями.
Поскольку мы хотим, чтобы ребенок был максимально самостоятелен, при обучении навыку мы оказываем лишь необходимую физическую поддержку (со спины ребенка), избегая при этом словесных подсказок.
Когда ребенок освоит мытье рук, поймет сам процесс «мытья» и последовательность внутри него, можно будет переносить этот навык на гигиену всего тела.
Тот же принцип создания инструмента мы будем использовать и для чистки зубов, и для уборки в детской комнате, и для одевания.
Таймер можно использовать в ситуациях, когда необходимо дать ясный сигнал завершения того или иного действия.
Если ребенок не выносит наличие зубной щетки во рту, мы можем начать с того, что устанавливаем таймер на 5 секунд и после сигнала не настаиваем на продолжении процесса чистки зубов. За то, что ребенок перенес эти 5 секунд, предлагаем ему поощрение. Постепенно мы будем увеличивать время (10 секунд, 15 секунд и так далее, пока время не станет достаточным для тщательной чистки зубов).
Другой вариант использования таймера может быть актуален для медлительных и/или легко отвлекающихся детей. Например, ребенок уже научился одеваться с опорой на визуальную
поддержку, но делает это медленно, много разговаривает, тем самым растягивая процесс. Можно подумать, что мотивирует ребенка, и договориться с ним, что если он оденется за такое-то время, то получит свой приз. В начале обучения таймер устанавливают на то время, в которое ребенок точно уложится, иначе он не достигнет критерия, не будет успешен и не получит поощрение, а значит, не будет мотивирован одеваться быстрее. Как только ребенок поймет, для чего нужен таймер, можно постепенно уменьшать время.
Социальные истории — еще один часто используемый инструмент. С помощью социальной истории можно и подготовить ребенка к походу в парикмахерскую, и объяснить ему, для чего и как приводить комнату в порядок, зачем и как ходить в душ. Социальные истории могут быть как в виде картинок с подписями, так и в форме текста.
Полностью скачать книгу можно по этой ссылке.
Ещё почитать по теме
«Больше всего удручает невежественность, особенно среди врачей»: монологи матерей, воспитывающих детей с синдромом Дауна
В Рунете открывается служба поиска помощи для детей с аутизмом и ментальными нарушениями
Как родителям научить детей взаимодействовать со сверстниками с особенностями развития: рекомендации клинического психолога