Как родителям научить детей взаимодействовать со сверстниками с особенностями развития: рекомендации клинического психолога

Нам в онлайн-приемную несколько раз приходили вопросы о том, как научить детей общаться со сверстниками, у которых есть какие-либо особенности развития. Мы решили сделать на эту тему полезный материал. «Для того, чтобы подготовить ребенка к взаимодействию со своими особенными сверстниками, необходимо, в первую очередь, научить его толерантности. То есть воспитать своего ребенка толерантным. Для этого необходимо сделать толерантность стилем жизни не только ребенка, но и своей», — говорит детский клинический и аналитический психолог благотворительного фонда «Дети-бабочки» Мария Голяева. Мы обсудили с ней феномен толерантности.

Иллюстрация Лизы Стрельцовой

Что такое толерантность? 

По сути, толерантность — это навык человека принимать, что люди вокруг него могут быть абсолютно разными. У них может быть отличная от вашей религия, они могут писать левой рукой, а не правой, как вы, и они могут иметь много других отличий. Это не делает их хуже или лучше, это делает их другими. Толерантность — это способ жить в современном, разнообразном и так быстро меняющимся мире.

Зачем нужна толерантность?

По статистике, опубликованной ООН, в мире 15 процентов людей с разной степенью инвалидности, а это порядка миллиарда населения Земли! Да, возможно мы не каждый день соприкасаемся с людьми с ограниченными возможностями, и в целом общество не всегда готово адекватно воспринимать таких людей, особенно в нашем постсоветском пространстве. Но, так или иначе, нам необходимо воспитывать, в первую очередь, себя и своих детей как взаимодействовать с особенными людьми, быть к ним терпимыми. Именно здесь мы понимаем важность толерантности в обществе.

Так что же хорошего в толерантности?

В толерантности хороши: гибкость, независимое мышление, способность принимать и понимать новое, способность к поиску не шаблонных решений. Современная тенденция такова, что многие дети и подростки получают свободу выбора в своих действиях и предпочтениях по тем или иным вопросам. Например, каким будет их внешний вид или какой круг общения у них будет, как они будут проводить свободное время и какими будут их увлечения.

В связи с этим многие родители сегодня сталкиваются с трудностями в идентификации свободы своего ребенка. Быть родителем свободного и толерантного ребенка совсем не простая задача. Так как старые нормы за высокими заборами ПНИ и коррекционных школ уже давно устарели, а новые еще, к сожалению, не выработались. Здесь мы попадаем в неустойчивую и тревожную зону неопределенности, где не совсем понятно, кто, как и за что несет ответственность. В этом заключается главная опасность. Самые неприятные для человека переживания — это страх и неопределенность.

Мы естественно пытаемся от этих самых переживаний защититься. Как? Ответ довольно прост. Мы пытаемся убрать из внешней среды все чуждое для нас: не понимаем, зачем красить волосы в иной цвет или одеваться экстравагантно, а значит запрещаем это делать. Не знаем, как выстроить процесс обучения и коммуникации особенного ребенка, значит, такой ребенок будет отправлен на домашнее обучение.

Как воспитать ребенка толерантным?

Для того, чтобы научить ребенка правильно относится с своим особенным сверстникам, к внутренней идеологии толерантности важно добавить дополнительные навыки коммуникации.

Так как мы говорим с вами о развитии таких навыков у детей. Так вот, у детей это происходит не сразу, а постепенно и через игру. Как бы это просто ни звучало, но, для того, научить детей коммуницировать, необходимо, в первую очередь, общаться со своими детьми:

 узнавать, что нового и интересного они узнали за день,

  с кем познакомились, подружились,

 какие сверстники их окружают,

что необычного и интересного они сделали за день.

Что же касается игр, направленных на развитие коммуникативных навыков и толерантного поведения, то вариантов здесь различное множество. Для детей детсадовского и школьного возраста больше подойдут простые игры, например, «А как еще?». Здесь можно предложить ребенку найти разные способы решения одной проблемы. Например, разработать несколько способов решения одной математической задачи.

Еще один вариант, который может усложняться с возрастом: «10 схожих черт и 10 различий». В этой игре стоит поговорить с ребенком, чем он схож с другим человеком и чем от него отличается. Например, с родителем, другом, учителем и так далее. Эта игра, с одной стороны, помогает почувствовать общность, а с другой, понимать свои отличия от других. Не только ребенок с особенностями отличается от меня, но и я отличаюсь от него, от Пети и Маши, просто потому, что не бывает двух одинаковых людей, даже близнецы отличаются друг от друга. Каждый по-своему уникален.

Есть еще один аспект, о котором важно сказать. Иногда дети заигрываются или хотят «как лучше», тем самым могут причинить не осознанный вред другим детям. Здесь нужно помнить о понятии психологических границ. «Можно я войду в твою комнату?» или «Можно я возьму твою игрушку?» — эти вопросы дети сначала слышат от родителей. Потом сами начинают их задавать другим. Родителям необходимо донести до своего чада, что если он не знает как себя вести с другим ребенком, он всегда может его об этом спросить.

К сожалению, все навыки коммуникации и толерантность невозможно выработать за один классный час или за одну беседу с родителями. Это необходимо воспринимать как некий девиз по жизни. Этому необходимо планомерно учиться. Это долгий процесс, но результат, определенно, стоит усилий!

Мнения Волосы раздора: колонка о хрупкой и токсичной маскулинности
В Минусинске (Красноярский край) задержали подростка, который напал на двух девушек в столовой из-за их коротких причесок и цветных волос.