Простите, но мы тоже собираем cookie, а еще данные об IP-адресах и местоположении. Без этого наш сайт не будет работать.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.

Можно ли пропустить «Разговоры о важном»? Да! Рассказываем, как это сделать

Инструкция для родителей, которые считают, что школа должна быть вне политики.
7 сентября 2022
Лиза Михальченко
Коллаж Лизы Стрельцовой
Коллаж Лизы Стрельцовой

5 сентября во всех российских школах прошел первый урок «Разговоров о важном». На протяжении года на этих занятиях учителя будут рассказывать школьникам об общественно-политической жизни страны и воспитывать в детях патриотизм. Однако многие родители считают, что школа должна оставаться вне политики. Может ли в таком случае ребенок пропустить занятия? НЭН составил инструкцию, как помочь ребенку не вести «Разговоры о важном».

Что такое «Разговоры о важном»?

«Разговоры о важном» — проект Министерства просвещения. Это годовой цикл уроков, который должен познакомить учащихся с первого по 11 класс «с ключевыми аспектами жизни человека в современной России».

План и содержание занятий опубликованы на специальном сайте, где размещены инструкции, методички, сценарии и видео к 34 урокам. Темы лекций в основном приурочены к праздникам: Дню знаний, Дню отца, Дню рождения Циолковского, Дню народного единства и другим. При этом во многих рекомендательных материалах фигурирует тема общественно-политической жизни страны.

Отметим, что содержание методических материалом в первых числах сентября изменилось. Ранее в  рекомендация к уроку «Наша страна — Россия» для пятых-седьмых классов содержала описание специальной военной операции и связанное с ней творческое задание. «Проявления подлинного патриотизма мы видим и сегодня, прежде всего при проведении специальной военной операции», — говорилось в материалах к уроку. К 7 сентября эти слова из методички убрали, а материалы к последующим урокам сделали недоступными.

На сайте отмечается, что комплект материалов к урокам «носит рекомендательный характер».

Интересное по теме

«Доспать под пафосные речи»: в школах будут проводить «Разговоры о важном»

Обязаны ли школьники посещать эти занятия?

Нет, ребенок имеет право пропустить занятие и прийти в понедельник в школу ко второму уроку, так как на сайте инициативы говорится, что «Разговоры о важном» носят статус внеурочной деятельности.

«Это рекомендательный образовательный проект Министерства просвещения. Они относятся к внеурочной деятельности, осуществление которой, в соответствии п. 6 ч.1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 ФЗ „Об образовании в Российской Федерации“, в конкретной образовательной организации является правом, а не обязанностью ребенка», — говорится в материалах, подготовленных о «Разговорах о важном» движением «Мягкая сила» и Альянсом учителей.

Также в документе отмечается, что внеурочная деятельность в школе носит добровольный характер, подтверждают Федеральные государственные образовательные стандарты (пункт 19.10 (для первых-четвертых классов), пункт 18.3.1.2 (для пятых-девятых классов) и пункт 13 (для 10–11 классов) части III ФГОС Общего среднего образования).

Однако ситуация может измениться в случае вступления в силу последних методических рекомендаций, которые могут сделать «разговоры» обязательными.

Интересное по теме

Бесплатное программирование, поднятие флага и идеологические занятия: 8 главных нововведений в школе

Если в школе настаивают на посещении детьми «Разговоров о важном»?

Движение «Мягкая сила», Альянс учителей и «Родители России» предлагают обратиться в администрацию школы с заявлением об отказе ребенка посещать дополнительные занятия. Общественники составили шаблон такого заявления. Отметим, что заявление может потерять силу в случае утверждения новых методических рекомендаций.

«Родители России» объяснили, как передать заявление школьной администрации, в случае отказа.

Инструкция по передаче заявления:

«Первое с чем вы можете столкнуться — это с тем, что ваше заявление брать не станут. А перед этим еще пройдете квест под названием „Зайти в школу или пробиться к директору“. Уверена, вы с этим справитесь. Если нет, то передавайте заявление через ребенка, — говорится в инструкции. — Если удалось пробраться в школу, решение одно — оставить заявление секретарю, документоведу, учителю, директору и уйти. Никому и ничего не объясняя!

Это наилучший из возможных вариантов. Зарегистрировать письменное обращение согласно 59 ФЗ «Об обращении граждан» обязаны в течение трех рабочих дней. Ответ вам дать в течение 30-ти. Через три дня звоните и просите назвать входящий номер вашего обращения. А лучше, если вы оставите заявление в двух экземплярах и потом (через три дня) заберете свой. С проставленным входящим номером, естественно.

Это удачный вариант! Рекомендую пользоваться им.

Дальше. Доказывать, обосновывать почему вы пользуетесь своим законным правом и отстаиваете интересы ребенка вы никому не обязаны! Тем более школе (читайте в заявлении об этом есть).

Это школа должна доказать вам законность своих действий.

И тут начинаются дебри, в которых неопытному во взаимоотношениях со школой родителю будет очень сложно ориентироваться.

Главное, что вы должны понять, что вы правы! Никаких законов вы не нарушаете, последствий за пропуски урока «Разговоры о важном» быть не может. Да, учителя могут начать гадить и мстить, а директора превышая свои полномочия — запугивать вас и угрожать.

Но, бояться этого не нужно. Заявление, которое мы подготовили защищает вашу позицию».

Альянс учителей также рекомендовал родителям найти единомышленников, с которыми можно написать коллективное обращение директору школы о нежелании посещать внеклассные занятия или отправить индивидуальное или коллективное обращение в Министерство просвещения, потребовав перенести классный час «Разговоры о важном» с первого в понедельник на последний в пятницу, чтобы была свободная возможность этот урок не посещать, как и предполагает система внеклассной деятельности.

Как отреагировали на новую инициативу известные учителя и психологи?

Об «Уроках о важном» также высказались политологи, психологи и учителя. Педагог и директор школы «Апельсин» в Санкт-Петербурге Дима Зицер объяснил, «как противостоять пропаганде в школе» в интервью Ксении Собчак.

«„Разговоры о важном“ звучит круто. Если дети в восьмом классе будут делиться тем, что им представляется важным, как это важное формируется, как связано мое важное и общественное важное — это здорово. Другое дело, когда в этот момент учителям и родителям говорят, что важно, а что не важно, образовательный процесс заканчивается. Процесс познания, основанный на любопытстве и рефлексии и сомнении заканчивается», — объяснил Зицер.

Учитель посоветовал родителям сходить в школу и, не ругаясь и «не пытаясь обратить в какую-либо веру», поговорить с учителем об «Уроках о важном», чтобы самим понять, что ждет вашего ребенка.

«Если я понимаю как папа, что я не хочу, чтобы мой ребенок ходил куда-то, то, может быть, мой ребенок должен перейти на домашнюю форму обучения, может быть, мы с другими родителями образуем какую-то учебную группу. Это не ситуация безысходности», — рассказал Зицер.

Интересное по теме

Семейное образование: что вам нужно знать, если вы не собираетесь отдавать ребенка в школу

Психологиня Людмила Петрановская призвала родителей «ничего не бояться»: «Вы — главные люди в жизни вашего ребенка, как минимум до подросткового возраста. Никакие мероприятия не будут для него авторитетнее вас, если у вас хорошие отношения.

При этом Петрановская пишет, что родители имеют полное право протестовать, и закон в в этом отношении на их стороне: «Говорите, обсуждайте, требуйте — школа у нас образовательное учреждение, а не политическая организация».

Политологиня Екатерина Шульман* посоветовала родителям разрешить ребенку посетить несколько первых занятий «Уроков о важном», а последующие пропустить, постаравшись таким образом избежать конфликтов с учителями.

Должны ли учителя проводить эти занятия?

Кроме этого, Альянс учителей подготовил отдельную памятку для учителей, в которой подробно объясняется, что политическая деятельность в школе запрещена законом.

Памятка:

Помимо Конституции (ст. 28, ст. 29) политическую деятельность и пропаганду в образовательных учреждениях также запрещает законодательство об образовании:

Педагогическим работникам и иным должностным лицам запрещено проводить политическую агитацию и принуждать обучающихся к принятию политических убеждений или отказу от них (п. 3 ст. 48 ФЗ «Об образовании»).

Запрещено принуждение вступления обучающихся в общественные объединения, не допускается принуждение к участию в их деятельности (например, в мероприятиях Юнармии или РДШ). Запрет предусмотрен п. 6 ст. 34 ФЗ «Об образовании».

В образовательных учреждениях запрещена деятельность политических партий (например, партийные акции по сбору гуманитарной помощи). Запрет в соответствии с п. 12 ст. 27 ФЗ «Об образовании».

Ч. 3. ст. 47 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует педагогическим работникам академическую свободу, в том числе свободу преподавания, свободное выражение своего мнения, свободу от вмешательства в профессиональную деятельность. Указания ретранслировать содержимое методичек по темам вроде «События на Украине» или «Герои спецоперации» нарушают все вышеперечисленные права и свободы.

Согласно п. 1 ст. 12 ФЗ «Об образовании» содержание образования определяется образовательной программой. Образовательная деятельность строится на основе федеральных стандартов, разработанной на их основе основной образовательной программы, рабочих программ дисциплин и календарных планов. Они не содержат тем о текущих политических событиях и о спецоперации на территории Украины.

В соответствии с Письмом министерства просвещения РФ от 12 мая 2020 г. № ВБ-1011/08 «О методических рекомендациях» классные руководители имеют, в частности, следующие права: самостоятельно определять приоритетные направления, содержание, формы работы и педагогические технологии для осуществления воспитательной деятельности, выбирать и разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС общего образования с учетом контекстных условий деятельности; а также самостоятельно планировать и организовывать участие обучающихся в воспитательных мероприятиях. Навязывание не только темы, но и содержания «урока» вплоть до ответов на возможные вопросы школьников — прямое нарушение указанных норм.

Посещение внеурочных занятий и выполнение заданий на них является добровольным […]. Внеурочная деятельность в школах также является добровольной в соответствии с п. 13 части III Утвержденного ФГОС Общего среднего образования.

Вместе с тем, Министерство просвещения выражает позицию, что внеурочная деятельность является обязательной, т. к. является частью образовательной программы. В таком случае образовательная организация должна включать занятие в план внеурочной деятельности, а также иметь рабочую программу, которая определяет в т. ч. содержание занятия. Если вашему ребенку ставят в расписание такой урок, как минимум, можно проверить наличие этого урока/темы в образовательной программе школы, а также апеллировать к предыдущим пунктам данного разъяснения.

Что делать, если вас принуждают подписываться на телеграм-каналы или вступать в группы в социальных сетях? Такое требование является незаконным, поскольку ни ваш трудовой договор, ни какие-либо нормативные правовые акты не содержат такой обязанности. Также у работодателя нет возможности привлечь вас к дисциплинарной ответственности за игнорирование подобной просьбы или даже письменного распоряжения.

Если у вас остались вопросы, замечания или нужна помощь, напишите нам: help@teachers-union.ru

* — Екатерина Шульман внесена Минюстом РФ в «реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента».

Ликбез Инвалидность не заразна: 6 мифов об инклюзии
Как подготовить ребенка к встрече детьми с самыми разными особенностями, что отвечать на сложные вопросы про инвалидность и почему опыт инклюзии может стать важ...
Новости В Петербурге пройдет благотворительный книжный маркет «Фонарь»
9 июля в Санкт-Петербурге состоится гаражная распродажа книг под названием «Фонарь». На ней можно будет купить книги (как для детей, так и для взрослых) по цене...