Можно ли пропустить «Разговоры о важном»? Да! Рассказываем, как это сделать

Инструкция для родителей, которые считают, что школа должна быть вне политики.

Иллюстрация НЭН

5 сентября во всех российских школах прошел первый урок «Разговоров о важном». На протяжении года на этих занятиях учителя будут рассказывать школьникам об общественно-политической жизни страны и воспитывать в детях патриотизм. Однако многие родители считают, что школа должна оставаться вне политики. Может ли в таком случае ребенок пропустить занятия? НЭН составил инструкцию, как помочь ребенку не вести «Разговоры о важном».

Что такое «Разговоры о важном»?

«Разговоры о важном» — проект Министерства просвещения. Это годовой цикл уроков, который должен познакомить учащихся с первого по 11 класс «с ключевыми аспектами жизни человека в современной России».

План и содержание занятий опубликованы на специальном сайте, где размещены инструкции, методички, сценарии и видео к 34 урокам. Темы лекций в основном приурочены к праздникам: Дню знаний, Дню отца, Дню рождения Циолковского, Дню народного единства и другим. При этом во многих рекомендательных материалах фигурирует тема общественно-политической жизни страны.

Отметим, что содержание методических материалом в первых числах сентября изменилось. Ранее в рекомендация к уроку «Наша страна — Россия» для пятых-седьмых классов содержала описание специальной военной операции и связанное с ней творческое задание. «Проявления подлинного патриотизма мы видим и сегодня, прежде всего при проведении специальной военной операции», — говорилось в материалах к уроку. К 7 сентября эти слова из методички убрали, а материалы к последующим урокам сделали недоступными.

На сайте отмечается, что комплект материалов к урокам «носит рекомендательный характер».

Интересное по теме

«Доспать под пафосные речи»: в школах будут проводить «Разговоры о важном»

Обязаны ли школьники посещать эти занятия?

Нет, ребенок имеет право пропустить занятие и прийти в понедельник в школу ко второму уроку, так как на сайте инициативы говорится, что «Разговоры о важном» носят статус внеурочной деятельности.

«Это рекомендательный образовательный проект Министерства просвещения. Они относятся к внеурочной деятельности, осуществление которой, в соответствии п. 6 ч.1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 ФЗ „Об образовании в Российской Федерации“, в конкретной образовательной организации является правом, а не обязанностью ребенка», — говорится в материалах, подготовленных о «Разговорах о важном» движением «Мягкая сила»* и Альянсом учителей.

Также в документе отмечается, что внеурочная деятельность в школе носит добровольный характер, подтверждают Федеральные государственные образовательные стандарты (пункт 19.10 (для первых-четвертых классов), пункт 18.3.1.2 (для пятых-девятых классов) и пункт 13 (для 10–11 классов) части III ФГОС Общего среднего образования).

Однако ситуация может измениться в случае вступления в силу последних методических рекомендаций, которые могут сделать «разговоры» обязательными.

Интересное по теме

Бесплатное программирование, поднятие флага и идеологические занятия: 8 главных нововведений в школе

Если в школе настаивают на посещении детьми «Разговоров о важном»?

Движение «Мягкая сила», Альянс учителей и «Родители России» предлагают обратиться в администрацию школы с заявлением об отказе ребенка посещать дополнительные занятия. Общественники составили шаблон такого заявления. Отметим, что заявление может потерять силу в случае утверждения новых методических рекомендаций.

«Родители России» объяснили, как передать заявление школьной администрации, в случае отказа.

Инструкция по передаче заявления:

«Первое с чем вы можете столкнуться — это с тем, что ваше заявление брать не станут. А перед этим еще пройдете квест под названием „Зайти в школу или пробиться к директору“. Уверена, вы с этим справитесь. Если нет, то передавайте заявление через ребенка, — говорится в инструкции. — Если удалось пробраться в школу, решение одно — оставить заявление секретарю, документоведу, учителю, директору и уйти. Никому и ничего не объясняя!

Это наилучший из возможных вариантов. Зарегистрировать письменное обращение согласно 59 ФЗ «Об обращении граждан» обязаны в течение трех рабочих дней. Ответ вам дать в течение 30-ти. Через три дня звоните и просите назвать входящий номер вашего обращения. А лучше, если вы оставите заявление в двух экземплярах и потом (через три дня) заберете свой. С проставленным входящим номером, естественно.

Это удачный вариант! Рекомендую пользоваться им.

Дальше. Доказывать, обосновывать почему вы пользуетесь своим законным правом и отстаиваете интересы ребенка вы никому не обязаны! Тем более школе (читайте в заявлении об этом есть).

Это школа должна доказать вам законность своих действий.

И тут начинаются дебри, в которых неопытному во взаимоотношениях со школой родителю будет очень сложно ориентироваться.

Главное, что вы должны понять, что вы правы! Никаких законов вы не нарушаете, последствий за пропуски урока «Разговоры о важном» быть не может. Да, учителя могут начать гадить и мстить, а директора превышая свои полномочия — запугивать вас и угрожать.

Но, бояться этого не нужно. Заявление, которое мы подготовили защищает вашу позицию».

Альянс учителей также рекомендовал родителям найти единомышленников, с которыми можно написать коллективное обращение директору школы о нежелании посещать внеклассные занятия или отправить индивидуальное или коллективное обращение в Министерство просвещения, потребовав перенести классный час «Разговоры о важном» с первого в понедельник на последний в пятницу, чтобы была свободная возможность этот урок не посещать, как и предполагает система внеклассной деятельности.

Как отреагировали на новую инициативу известные учителя и психологи?

Об «Уроках о важном» также высказались политологи, психологи и учителя. Педагог и директор школы «Апельсин» в Санкт-Петербурге Дима Зицер* объяснил, «как противостоять пропаганде в школе» в интервью Ксении Собчак.

«„Разговоры о важном“ звучит круто. Если дети в восьмом классе будут делиться тем, что им представляется важным, как это важное формируется, как связано мое важное и общественное важное — это здорово. Другое дело, когда в этот момент учителям и родителям говорят, что важно, а что не важно, образовательный процесс заканчивается. Процесс познания, основанный на любопытстве и рефлексии и сомнении заканчивается», — объяснил Зицер*.

Учитель посоветовал родителям сходить в школу и, не ругаясь и «не пытаясь обратить в какую-либо веру», поговорить с учителем об «Уроках о важном», чтобы самим понять, что ждет вашего ребенка.

«Если я понимаю как папа, что я не хочу, чтобы мой ребенок ходил куда-то, то, может быть, мой ребенок должен перейти на домашнюю форму обучения, может быть, мы с другими родителями образуем какую-то учебную группу. Это не ситуация безысходности», — рассказал Зицер*.

Интересное по теме

Семейное образование: что вам нужно знать, если вы не собираетесь отдавать ребенка в школу

Психолог Людмила Петрановская призвала родителей «ничего не бояться»: «Вы — главные люди в жизни вашего ребенка, как минимум до подросткового возраста. Никакие мероприятия не будут для него авторитетнее вас, если у вас хорошие отношения.

При этом Петрановская пишет, что родители имеют полное право протестовать, и закон в в этом отношении на их стороне: «Говорите, обсуждайте, требуйте — школа у нас образовательное учреждение, а не политическая организация».

Политолог Екатерина Шульман* посоветовала родителям разрешить ребенку посетить несколько первых занятий «Уроков о важном», а последующие пропустить, постаравшись таким образом избежать конфликтов с учителями.

Должны ли учителя проводить эти занятия?

Кроме этого, Альянс учителей подготовил отдельную памятку для учителей, в которой подробно объясняется, что политическая деятельность в школе запрещена законом.

Памятка:

Помимо Конституции (ст. 28, ст. 29) политическую деятельность и пропаганду в образовательных учреждениях также запрещает законодательство об образовании:

Педагогическим работникам и иным должностным лицам запрещено проводить политическую агитацию и принуждать обучающихся к принятию политических убеждений или отказу от них (п. 3 ст. 48 ФЗ «Об образовании»).

Запрещено принуждение вступления обучающихся в общественные объединения, не допускается принуждение к участию в их деятельности (например, в мероприятиях Юнармии или РДШ). Запрет предусмотрен п. 6 ст. 34 ФЗ «Об образовании».

В образовательных учреждениях запрещена деятельность политических партий (например, партийные акции по сбору гуманитарной помощи). Запрет в соответствии с п. 12 ст. 27 ФЗ «Об образовании».

Ч. 3. ст. 47 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует педагогическим работникам академическую свободу, в том числе свободу преподавания, свободное выражение своего мнения, свободу от вмешательства в профессиональную деятельность. Указания ретранслировать содержимое методичек по темам вроде «События на Украине» или «Герои спецоперации» нарушают все вышеперечисленные права и свободы.

Согласно п. 1 ст. 12 ФЗ «Об образовании» содержание образования определяется образовательной программой. Образовательная деятельность строится на основе федеральных стандартов, разработанной на их основе основной образовательной программы, рабочих программ дисциплин и календарных планов. Они не содержат тем о текущих политических событиях и о спецоперации на территории Украины.

В соответствии с Письмом министерства просвещения РФ от 12 мая 2020 г. № ВБ-1011/08 «О методических рекомендациях» классные руководители имеют, в частности, следующие права: самостоятельно определять приоритетные направления, содержание, формы работы и педагогические технологии для осуществления воспитательной деятельности, выбирать и разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС общего образования с учетом контекстных условий деятельности; а также самостоятельно планировать и организовывать участие обучающихся в воспитательных мероприятиях. Навязывание не только темы, но и содержания «урока» вплоть до ответов на возможные вопросы школьников — прямое нарушение указанных норм.

Посещение внеурочных занятий и выполнение заданий на них является добровольным […]. Внеурочная деятельность в школах также является добровольной в соответствии с п. 13 части III Утвержденного ФГОС Общего среднего образования.

Вместе с тем, Министерство просвещения выражает позицию, что внеурочная деятельность является обязательной, т. к. является частью образовательной программы. В таком случае образовательная организация должна включать занятие в план внеурочной деятельности, а также иметь рабочую программу, которая определяет в т. ч. содержание занятия. Если вашему ребенку ставят в расписание такой урок, как минимум, можно проверить наличие этого урока/темы в образовательной программе школы, а также апеллировать к предыдущим пунктам данного разъяснения.

Что делать, если вас принуждают подписываться на телеграм-каналы или вступать в группы в социальных сетях? Такое требование является незаконным, поскольку ни ваш трудовой договор, ни какие-либо нормативные правовые акты не содержат такой обязанности. Также у работодателя нет возможности привлечь вас к дисциплинарной ответственности за игнорирование подобной просьбы или даже письменного распоряжения.

Если у вас остались вопросы, замечания или нужна помощь, напишите нам: help@teachers-union.ru

* — внесены Минюстом РФ в «реестр СМИ/НКО, выполняющих функции иностранного агента».

* — 15 апреля 2022 года Минюст РФ включил Екатерину Шульман в «реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента». Также внесена в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга.

Лайфхаки Как не стать героем мамских чатов: курс молодого отца
Если вы думаете, что ваш мужской вклад в родительство закончился на роддоме — спойлер: всё только начинается. Этот курс для тех, кто хочет остаться жив, любим и...
Ликбез «Великое возвращение»: все про месячные после родов
Когда они начнутся? От чего это зависит? Будут ли они такими же, как до беременности, станут сильнее или слабее? Можно ли забеременеть, пока их еще нет? (спойле...