Современные ученые все чаще обращаются к теме взаимодействия детей с экранами гаджетов и пытаются понять, как именно общение с технологиями влияет на развитие и благополучие ребенка. Не так давно было опубликовано новое исследование, которое утверждает, что дети, залипающие в смартфонах, имеют более депрессивный настрой и даже подвержены суицидальным мыслям.
Для анализа были использованы данные о здоровье 40 тысяч детей в возрасте от двух до 17 лет, собранные в США Федеральной службой статистики в 2016 году. Оказалось, что около 20 процентов подростков проводят в контакте с гаджетами до семи часов в день, что пагубно сказывается на их ментальном здоровье.
Они подвержены депрессивным состояниям, тревожности (вплоть до суицидального настроя), а также менее сосредоточены, эмоционально стабильны, дружелюбны и контакты в отличие от детей, чье общение с гаджетами ограничивается часом в день (не считая занятий, связанных с образованием).
При этом в зоне риска оказываются именно подростки, которые проводят время в соцсетях и свободном серфе по интернету. Взаимодействие с экранами оказывает на малышей меньшее влияние — и это, скорее, объясняется тем, что, как правило, оно для них ограничивается просмотром мультиков, обучающих видео и телепрограмм (эти категории контента считаются специалистами менее опасными по сравнению со социальными сетями).
По словам руководительницы исследования Джин Твенге, которая давно занимается темой детей и экранов, полученные выводы должны стать руководством к действию для Американской ассоциации педиатров. В частности, она считает целесообразным внести поправки в рекомендации по взаимодействию детей с экранами. В их текущей версии говорится, что детям до двух лет доступ к гаджетам должен быть полностью запрещен, а дети от двух до пяти лет могут проводить с экранами не более часа в день (без учета общения с родственниками и друзьями по видеосвязи). Для детей более старшего возраста никаких конкретных указаний на необходимость ограничения пользования гаджетами нет.
Многие коллеги Твенге согласны с ней и считают, что выводы ее команды должны быть использованы для дальнейшего и более глубокого изучения темы. Однако у ее работы нашлись и критики. Так, Андрей Пшибыльский, адъюнкт-профессор и директор по исследованиям в Оксфордском интернет-институте (при Оксфордском университете в Великобритании) считает, что авторы не совсем добросовестно подошли к исследованию и осознанно сделали именно такую выборку данных.
По его мнению, нет никаких доказательств того, что именно гаджеты становятся причиной депрессии, тревожности и суицидальных наклонностей у подростков. Он считает, что связь может быть обратной — депрессивная, неблагополучная и тревожная молодежь проводит больше времени в виртуальной реальности. Более того, он также изучал данные Федеральной службы статистики (только за более ранний период) и пришел к выводу, что рекомендации по ограничению времени общения с гаджетами для малышей тоже не обоснованы, поскольку существенного отрицательного влияния на благополучие детей оно не оказывает.
Так или иначе, однозначных выводов о вреде гаджетов сделать пока нельзя. Дети приходят в мир, уже наполненный диджиталом, и растут в других условиях. Есть ощущение, что психика детей подстраивается под новые реальности и меняется в соответствии с развитием всего, что их окружает. Пока же можно сказать одно: неконтролируемое использование экранов точно плохо отражается на здоровье зрительных органов детей.