Почему дети стесняются и как родители могут им помочь

Некоторые дети стесняются больше, чем остальные, и родители таких детей могут беспокоиться, насколько это нормально. Что может означать детская стеснительность? Что делать, если вы знаете, что ваш ребенок чувствует себя некомфортно среди других людей или в новых ситуациях?

 Что такое застенчивость и как она проявляется?

Большинство из нас знает, что значит стесняться и испытывать волнение от встречи с неизвестным, будь то люди или новые жизненные ситуации. Обычно это состояние сопровождается чувством страха, физического дискомфорта и переживания о том, что подумают другие. По разным данным, застенчивость не такое уж редкое явление, и 20-48 процентов людей в той или иной мере стесняется.

Застенчивые малыши могут прятаться за родителя и крепко за него держаться, отворачиваться от другого человека и закрывать глаза, могут начать заметно тревожиться и даже заплакать. Дети постарше могут отказываться играть с другими и не отходить от своего взрослого. Такие дети чувствуют себя комфортнее, просто наблюдая за происходящим и не принимая активного участия.

 Почему некоторые дети более застенчивы, чем другие?

Несмотря на то, что многие дети иногда проявляют нерешительность, некоторым из них застенчивость свойственна в большей степени. Выделяют несколько возможных причин такого поведения:

 Наследственность: прежде всего застенчивость может быть проявлением темперамента и характера ребенка. Это значит, что ему просто требуется больше времени, чтобы «включиться» и начать действовать в новой среде. Исследователи говорят, что в новых ситуациях мозг таких детей считывает и обрабатывает больше информации и активируется сильнее, чем у других. С одной стороны, это может делать их более тревожными, но с другой, — и более вдумчивыми и чуткими.

 Выученное поведение: дети копируют поведение, которое наблюдают у значимых взрослых. Если родители сами стеснительны, то и дети будут вести себя похожим образом.

 Отношения в семье: отсутствие поддержки и принятия со стороны родителей, критика и сравнения с другими, непостоянная забота, гиперопека или пренебрежение потребностями ребенка в семье могут негативно сказываться на общей уверенности в себе и проявляться в нерешительном поведении.

 Адаптация к большим переменам: переезд на новое место жительства, в другой город, смена детского сада или школы.

 Нехватка навыков общения и опыта социального взаимодействия.

 Иногда поведение, которое кажется просто стеснительностью, может быть вызвано задержками в развитии речи (ребенок пытается что-то сказать, но его не понимают и он говорит меньше), проблемами со слухом (ребенок не слышит или не отвечает, когда с ним общаются) или проявлением расстройства аутистического спектра (ребенок не считывает социальные сигналы, не играет с другими и кажется незаинтересованным в общении). Если родители замечают что-то подобное, стоит обратиться к специалистам.

 Застенчивость — это плохо?

Специалисты так не считают. Застенчивость, по их мнению, чаще всего является формой адаптивного поведения в непривычных ситуациях, и все дети справляются с ними по-разному.

Возможно, родителям стоит обратить больше внимание, если ребенок стал более застенчивым резко и после каких-то определенных событий. Но, если ребенку всегда было свойственно стесняться, то лучше просто принять это, поддерживать его и не пытаться с этим «бороться». Стеснительность может становится меньше по мере взросления и обретения навыков общения и социального опыта. Однако, даже если у некоторых детей стеснительность не проходит полностью, со временем они все равно обучаются вести себя увереннее и чувствовать себя комфортнее среди других.

Стоит отметить, что специалисты не советуют называть таких детей «стеснительными», потому что это может создать у них ощущение, что с ними что-то не так, закрепить и усугубить их нерешительное поведение. Вместо этого можно говорить, что им просто требуется больше времени на то, что привыкнуть к новым людям и ситуациям.

 Какие советы специалисты дают родителям стеснительных детей

 Советы для родителей малышей:

  • Дайте ребенку время почувствовать себя комфортнее в новой ситуации или с новыми людьми. Не нужно заставлять ребенка идти на руки к незнакомому взрослому, пусть незнакомый человек первое время просто побудет рядом.
  • В новых местах и среди новых людей будьте рядом с ребенком и поощряйте его исследовать новое. Когда ребенку станет комфортнее, вам можно постепенно оставлять его играть без вас.
  • Давайте малышу понять, что его переживания нормальны и что вы будете помогать ему с ними справляться. Можете, например, говорить: «Я вижу, что ты переживаешь, потому что не знаешь, кто будет в игровой. Давай посмотрим вместе, прежде чем зайти».
  • Не нужно жалеть ребенка слишком сильно, как будто вы сами думаете, что ему, действительно, есть чего бояться.
  • Хвалите ребенка за смелое поведение, проговаривая, что конкретно он сделал и к чему это привело. Например, «Мне понравилось, как ты поздоровался с мальчиком в парке. Ты заметил, что он улыбнулся, когда ты это сделал?»
  • Постарайтесь сами вести себя уверенно и дружелюбно, потому что ребенок копирует ваше поведение.
  • Если другие люди говорят, что ваш ребенок «стеснительный», вежливо поправляйте их так, чтобы ребенок тоже это слышал. «Ему просто нужно немного больше времени, чтобы настроиться. Когда он почувствует себя готовым, он с радостью включится в игру.»

 Советы для родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста:

  • Поощряйте игры детей у себя дома или у друзей. Если ребенка пригласили в гости впервые, возможно ему будет комфортнее, если вы пойдете вместе.
  • Вместе с ребенком тренируйтесь рассказывать дома что-нибудь вроде презентаций. Это поможет ему подготовиться к выступлению перед другими людьми в саду или школе.
  • Поощряйте дополнительные социальные активности ребенка после школы.
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми, которые могут вести себя более уверенно.

 Дополнительная помощь может потребоваться, только если стеснительность вызывает у ребенка много переживаний и это мешает ему делать все то, что делают другие дети:

  • Если ребенок отказывается идти куда-то, потому что стесняется (в гости, сад или школу)
  • Если ребенок очень тревожится на детских праздниках или в школе
  • Если ребенок говорит, что ему скучно и одиноко, но не знает, как играть и дружить с другими детьми
  • Если ребенок боится отвечать или задавать вопросы на уроке
  • Если ребенок переживает из-за собственной стеснительности.