«Как только перестаешь с ребенком играть, он становится объектом применения медицинских манипуляций»: как работает координатор детского хосписа

Соня Ржаницына — координатор Первого московского детского хосписа в Чертанове. В хоспис попадают неизлечимо больные дети, когда нет возможности оказать полноценный уход дома. Кроме того, в нем живут и дети из детдомов, которым необходимо устранить симптомы болезни. Многие из них не могут самостоятельно дышать и ходить. Но благодаря координатору их жизнь наполнена играми, песнями и детством.

Иллюстрация НЭН

Кем ты хотела стать в школе?

Мне втемяшилось в голову, что я хочу быть ветеринаром – помогающая профессия. Но это длилось недолго. Уже в старшей школе мне стала интересна психология, и я поступила на психфак со специализацией «детский психолог».

На пятом курсе мы с подругой поехали на практику, уехали на противоположный конец Москвы, опоздали, в конце концов ввалились в детский приют в Марьино. Ржали, как идиотки, но начальница психологического отдела пригласила нас на практику, а потом — на работу. Мы долго там отработали — с детьми и с семьями, у которых изъяли детей. Но после декрета я поняла, что не могу вернуться в социальную сферу.

Почему?

Это очень тяжело. Единственное, что ты можешь сделать осмысленное в детском доме – взять ребенка домой. Все остальные виды помощи разбиваются о государственную систему. Ты не спишь ночами, работаешь, чтобы потом какой-то чиновник где-то там наверху одним росчерком пера всю твою полугодовую работу отправил коту под хвост. И это же не бумажки – это дети. Я сломалась.

Когда ты решила заняться помощью неизлечимо больным детям?

У меня мама долго болела онкологией – это были законсервированные 13 лет. За это время перестает довлеть ощущение, что человек умрет. Об этом забываешь. И, конечно, умирает он внезапно. Я не понимала куда идти, что делать. Приходишь в поликлинику, тебе говорят: «Вызывайте терапевта». Терапевт говорит: «Приводите маму». Мама не ходит. Он говорит: «Идите в онкодиспансер». В онкодиспансере очередь на месяц. Это было очень тяжелое время. Мне повезло, что есть знакомый, который работал с онкологией. Он мне сказал: «Бери направление в хоспис». В хосписе нам готовы были помочь. Там хотя бы люди здоровались. Мама плачет, я плачу, и тут кто-то по-человечески обращается: «Здравствуйте! Что случилось? Почему вы так плачете? Давайте валерьянки накапаем». Это была большая поддержка. После этого я пошла волонтером в детский хоспис в Чертанове. Когда координатор этого хосписа ушла в декрет, она предложила мне занять ее место.

Что делает координатор детского хосписа?

Координатор – это мультизадачность: все время бегаешь, ураган вокруг. Когда я утром иду в отделение, по пути меня все останавливают - завхоз, старшая сестра - все со своими идеями. Я все записываю на бумажки и пока дойду, все карманы ими забиты. Телефон всегда в руках: написали волонтеры, благотворители, мамы – надо ответить. Такое ощущение, что тебе все время не хватает рук: тут – ответить, там – кого-то покачать.

В отделении лежит ребенок, а ногти у него неровно обрезаны. Идешь на пост, берешь пилку, подпиливаешь ногти. Замечаешь, что постельное белье жестковато. Идешь к сестре-хозяйке: «А есть белье помягче? Ему натирает». Так целый день делаешь все, чтобы детям и их родителям было хорошо в хосписе.

Что особенно важно в паллиативной помощи детям?

Чтобы они оставались детьми. А ребенка делает ребенком игра. Как только перестаешь с ним играть, он становится кем-то другим – объектом применения медицинских манипуляций. У нас дети в тяжелом состоянии, и это не только онкобольные, но и ребята с генетическими заболеваниями. Вся наша игровая деятельность сводится к играм с детьми до года. В основном это тактильные игры с разными фактурами. Провел ребенку по руке колючим шариком, потом – гладким. На разнице этих ощущений начинается познавательное развитие. Пошуршал пакетиком, погремел игрушкой – ребенок прислушивается, пытается понять, в чем разница.

У обычного ребенка сенсорный опыт постоянно нарабатывается: пополз, что-то съел, ударился, маму пожевал за волосы. А у тяжелобольных детей этот опыт минимальный, потому что они лежат всю жизнь в кровати: никуда не ползают, ничего не лижут, не едят землю, не нюхают траву. Они в этих тактильных играх зависают на всю жизнь, потому что опыта недостаточно.

То есть все общение сводится к тактильному взаимодействию?

Не только. Для меня универсальным языком общения стали песни. Я люблю петь и потому хожу, песни пою. Этот язык понимают все дети. В песне ты можешь выразить все, что от тебя нужно ребенку, – нежность и любовь.

Как ты чувствуешь отдачу от ребенка?

На интуитивном уровне. Ты априори исходишь из мысли, что все дети тебя слышат и чувствуют. Если ребенок рос в детдоме и его мало брали на руки, мало трогали, мало с ним занимались, то, скорее всего, когда ты будешь приходить со своими песнями, он будет волноваться – тяжело дышать, краснеть. Через некоторое время, если он поймет, что ты явно не делаешь ничего плохого, он успокаивается и чувствует контакт.

Некоторым детям с расстройством аутистического спектра неприятно общение, и они нервно реагируют на тебя, потому что не было опыта позитивных контактов, не было опыта, когда их границ не нарушали, когда с ними общались, когда они этого хотят. В таком случае можно просто посидеть рядом.

У нас был один мальчик, который не любил, когда с ним общались, когда его трогали. В какой-то момент я подсунула ему елочную мишуру – и он очень ею заинтересовался. Он не видит, но очень хорошо перебирает руками. Я сидела рядом, какие-то реплики отпускала. Он меня слышал, не отвечал, но при этом я давала ему ощущение, что рядом с ним есть взрослый, который поможет.

В чем заключается помощь мамам?

Мамы могут рассказать мне что-то сокровенное, я выслушаю, но не могу с этим работать как психолог и близкой подружкой стать не могу. Многие мамы достаточно одиноки, они нуждаются в личном общении. Но моя работа и моя семья отнимают все время, и я не могу с ними близко общаться. Сложно сказать напрямую: «Извини, не звони, у меня нет времени». Я каждый раз иду на сделку с совестью: «Ладно, сегодня поговорю, завтра напишу, что не могу». Некоторые пишут: «Когда ты приедешь в гости?». Я пишу: «Извини, правда не могу», а в ответ: «Ну, выбери время, пожалуйста, приезжай». Одна мама все время хочет поехать со мной в путешествия. Мы обе понимаем, что это невозможно, но ей хочется об этом говорить. Непросто держать границу – она должна быть достаточно проницаемой и одновременно довольно плотной.

Твоя дочь тоже ходит в хоспис. Как ты разговаривала с ней об этом?

У нас был инклюзивный садик. Однажды ребенок с синдромом Дауна выбежал из группы и начал ее обнимать. Потом она расспросила, что с ним, работаю ли я с такими детьми и в конце задала вопрос: «Можно я не буду в хосписе работать, когда я вырасту?». Видимо, она думала, что раз мама работает, то и ей нужно.

Долгое время она ничего на спрашивала про мою работу, а потом, когда в школу пошла, стала просить показать фотографии, рассказать подробнее. Я ей показывала только детей, которые визуально выглядят, как она, – без трахеостом и тяжелых деформаций. При этом рассказывала, что есть разные дети. Когда начались первые школьные каникулы, мы поехали в хоспис. Мне кажется, детям проще прийти в хоспис, их спасает их незнание. Когда к тебе приезжает ребенок сильно деформированный, страдающий, ты волей-неволей думаешь: «Боже мой, как же с ним такое произошло? Какая жизнь у него была до? А ведь можно было бы в раннем детстве надевать ортезы, поставить шунт, и сейчас было бы другое состояние». Ты невольно думаешь, что будет дальше. А ребенок приходит в момент, он не может выстроить цепочку до и после. Вот кто-то плачет, пойду почитаю ему. Я спросила потом, не страшно ли ей? Она сказала, что непривычно.

Когда ты чувствуешь, что все получилось? Из чего складывается такой день?

Очень тяжко, когда хочешь за день все переделать. А если еще думаешь о системе паллиативной помощи детям в стране, которая пока не развита, тогда вообще руки опускаются. Когда я ловлю себя на таких мыслях, то искусственно начинаю разворачивать к маленьким делам. Как в одной притче. Был прилив, и на берег вынесло очень много морских звезд, а когда начался отлив, морские звезды остались на берегу. Один человек шел по берегу и увидел старика, который собирает этих морских звезд и бросает их в воду. Человек спросил: «Что ты делаешь? Смотри, сколько их – тысячи. Разве это имеет какой-то смысл?». А старик ответил: «Да, это имеет смысл даже ради одной морской звезды». Мир неидеальный, проблем много, и они не всегда подвластны тебе. Сегодня посидел с ребенком, прочитал ему сказку, и отлично, ты молодец, «это имело смысл ради одной морской звезды».

______________________________________________________________________

Недавно издательство «Азбука-Аттикус» переиздало книгу «Оскар и Розовая Дама» в пользу благотворительного фонда помощи хосписам «Вера». Соня — одна из «Розовых Дам» фонда, потому что помогает десяткам «Оскаров» оставаться детьми, несмотря на болезнь.

  • Те, кто чувствует в себе силы и желание попробовать себя в качестве волонтеров, могут записаться на сайте фонда помощи хосписам «Вера» на ознакомительную встречу.
  • Ознакомиться с текущими нуждами хосписа можно здесь.
  • Сделать благотворительный перевод с банковской карты можно по этой ссылке. (На шаге № 2 нужно выбрать программу «Помощь учреждениям для детей в Москве и Московской области») или по смс на номер 9333 (с указанием суммы пожертвования)
Лайфхаки Как не стать героем мамских чатов: курс молодого отца
Если вы думаете, что ваш мужской вклад в родительство закончился на роддоме — спойлер: всё только начинается. Этот курс для тех, кто хочет остаться жив, любим и...
Ликбез «Великое возвращение»: все про месячные после родов
Когда они начнутся? От чего это зависит? Будут ли они такими же, как до беременности, станут сильнее или слабее? Можно ли забеременеть, пока их еще нет? (спойле...