Мы решили провести небольшую ревизию фильмов, в которых рассматривались детско-родительские отношения, и выбрали для вас семь не самых известных работ советских режиссеров: попытка купить отца в универмаге, неприятие нового маминого мужа, семейный коллапс из-за закрытия садика, постигшая дзен многодетная мама, дети-отказники и другие пронзительные герои в нашей новой подборке.
Когда-то мама, пытаясь объяснить сыну Диме отсутствие отца в семье, придумала такую историю: она сказала, что купила мальчика по акции в магазине, а на покупку папы денег уже не осталось. Пятилетний Дима решает, что надо во что бы то ни стало накопить на отца (ведь в детском саду все постоянно хвастаются профессиями своих пап). С зажатой в руках монеткой он идет в универмаг. Если пересказывать сюжет дальше, получится спойлер, поэтому на этой точке придется остановиться.
Когда смотришь фильм глазами современного зрителя, некоторые сцены выглядят просто фантастически: трудно поверить, что маленького мальчика могли отпустить одного в детский сад, что никто не остановил его при попытке пересечения огромной дороги. Но что выглядит абсолютно современно — так это феномен «отсутствующего отца». И попытка передать, как видит эту ситуацию маленький мальчик, которому — назовем вещи своими именами — мама не решилась рассказать правду, даже если и сделала это в благих целях.
Еще один фильм, затрагивающий тему «отсутствующего отца», но уже на примере семьи с более взрослым ребенком. Имеет ли мама в глазах сына-подростка право на новую любовь?
Выпускнику школы, Борису, кажется, что ни о каких чувствах его матери к новому мужу и речи быть не может, а это всего лишь попытка устроить собственную старость. И как бы ни пытался втереться в доверие юноши мамин избранник-тракторист (совершенно гениальная роль Олега Ефремова!), называть его «батей» парень точно не собирается.
Обиды, ревность, тяжелое взросление, ленинградский декаданс, музыка Олега Каравайчука и портрет Антуана де Сент-Экзюпери в качестве талисмана — все в этом невероятно пронзительном фильме.
В этом фильме перед нами тоже история соло-матери Антонины — только в отличие от героини из предыдущего фильма, она долгие годы слушалась свою маленькую дочь и даже не пыталась построить новые отношения, потому что ребенок отметал всех кандидатов при первых смотринах. В итоге дочка выросла и без большой благодарности «отплатила» матери, так что Антонина в какой-то момент осталась даже без жилья.
До какой степени можно руководствоваться постулатом «сделаю все ради ребенка», к чему приводит жертвенность и не поздно ли вспомнить о себе в сорок лет? Кажется, режиссеру Иосифу Хейфецу действительно хотелось, чтобы зрителей бросало из стороны в стороны в процессе идентификации с главной героиней.
А нерв этого фильма, наоборот, держится на фигуре отсутствующей мамы. Сюжет ленты построен вокруг семьи врача-гинеколога (в исполнении Анатолия Папанова) и его, как мы потом понимаем, приемных детей. Манера воспитания, впрочем, у героя довольно архаическая — вроде, детей он правда любит и много с ними разговаривает, но стыдит их тоже весьма регулярно (а иногда даже озвучивает представления о том, что за некоторые провинности детей следовало бы бить).
И все же в первую очередь фильм интересен тем, что в нем показаны будни роддома. Например, широко распространенное тогда разделение молодых матерей и новорожденных (и какую эта практика порождала в женщинах тревогу). В одной из первых сцен в палате мы видим плачущих матерей — отцы их детей написали им гневные письма о том, что они не ждали рождения дочерей, а ждали сыновей.
Ну и сквозная тема фильма — отказ от ребенка — несмотря на всю идеологизированность картины, изображена достаточно деликатно: мать, решившую оставить малыша у роддоме, в фильме даже показывают только со спины.
Ещё один фильм режиссера Ильи Фреза в этой подборке, но уже из 1980-х. Детский сад пятилетней Маши (которую играет милая Лика Кремер) закрыли на карантин, и молодым родителям девочки приходится в срочном порядке организовывать бебиситтеров, чтобы мама могла продолжать проводить в лаборатории опыты с мышами, а папа ходить в свой НИИ. Знакомая ситуация, правда?
Хотя в семье широко представлено и старшее поколение — бабушка с дедушкой и даже довольно активные прабабушка с прадедушкой, вскоре оказывается, что у них тоже есть причины, по которым они не могут сидеть с ребенком. Манипуляции, обвинения, отчаяние и много невероятно смешных моментов — в этой комедии вы, скорее всего, узнаете и собственное детство, и собственную родительскую практику времен карантина.
С одной стороны, режиссер, как бы сейчас сказали, явно троллит бабушек и дедушек (готовых помогать только на словах), с другой стороны, выстраивает и не совсем позитивный образ матери (готовой всучить своего ребенка первому встречному, не сильно задумываясь о безопасности дочери). Но кто точно вызывает режиссерское восхищение, так это неугомонные пятилетки, ведь они везде найдут чем заняться — хоть на совещании у прадедушки в аграрном институте, хоть на кухне у маминой экзальтированной подруги-портнихи.
Сразу придется сделать оговорку, что в фильме представлена довольно идеализированная многодетная мама Надежда Круглова (в исполнении Натальи Гундаревой) — во-первых, она совершенно не меняется с годами, даже после появления на свет десятого ребенка, и за редким исключением всегда улыбается. Во-вторых, она обладает просто феноменальным даром принятия действительности: одинаково спокойно реагирует и на известие о том, что ее 16-летняя дочь собралась замуж, и о том, что ее другая дочь взорвала ванную комнату во время физических опытов (отец в исполнении Виктора Проскурина на этом фоне может показаться полным истериком).
И несмотря на такую идеализированность, в фильме довольно реалистично показан целый ряд стереотипов в отношении многодетных матерей — что детей они якобы нагуляли от разных мужчин, что они прикрываются детьми, а на самом деле чуть ли не занимаются спекуляцией товаров на рынке. Все повествование вплетено в сюжет довольно нелепой телевизионной передачи — бывшие одноклассники встречаются через двадцать лет после окончания школы и рассказывают на камеру о том, чего достигли.
Используя этот прием, фильм явно ставит перед зрителями вопросы: Какой реализации общество вообще ждет от женщины? Какое количество детей может считаться достаточным, чтобы тебя признали матерью со звездочкой? И чего ждут женщины сами от себя?
Хотя в центре этого фильма история подростковой любви и интерес к джазовой музыке, детско-родительские отношения тут тоже представлены довольно интересно. Можно сказать, получился манифест — как не надо делать и чего не должны говорить родители сиблингов, если один из детей оказался прославленным спортсменом-юниором, а другой — «обычным барабанщиком».
Вразумить отца главного героя пытается учительница мальчика «Мухи» — правда, папаша явно из тех, кто не собирается отклоняться от однажды выбранной линии. Постоянное обесценивание и фаворитизм, которые осуществляются родителями как бы между делом и точно не воспринимаются ими как что-то опасное, — две главные проблемы, которые обозначает в этом фильме Динара Асанова.