Ирина Зезюлина
9 января 2022

Только не вундеркинд. Почему растить из ребенка гения — плохая идея

В конце 2021 года все активно обсуждали (и, кажется, продолжат) историю Алисы Тепляковой, девочки, которая в восемь лет поступила учиться на психфак МГУ. Многие считают ребенка несчастным, лишенным детства и возможности развиваться по возрасту человеком. На волне этой темы наша колумнистка Ира Зезюлина размышляет о том, почему не стоит растить из ребенка гения.
Иллюстрация Настасьи Железняк
Иллюстрация Настасьи Железняк

Моя дочь — обычный среднестатистический ребенок. Конечно, у нее полно талантов и особенностей (как и в любом другом человеке), и мы с ее отцом стараемся дать возможность эти таланты проявить. Но она точно не гений, по крайней мере в том понимании, которое культивируется в обществе: в пять лет она не умеет читать, не разучивает менуэты на фортепиано, не покоряет спортивные пьедесталы, а из невероятных способностей у нее только умение притворяться спящей, когда нужно вставать в садик.

Я не показывала ей карточки Домана с рождения, не разучивала песенки на английском, а из развивашек у нас были бесконечные разговоры, кастрюли, ложки и великолепный новенький ремонт (если вы понимаете, о чем я).

Интересное по теме

6 повседневных занятий, которые работают лучше любых развивашек (кстати, «скучать» — одно из них)

Да, я никогда не собиралась воспитывать из дочери гения! Не потому, что не желаю для нее лучшего, а как раз наоборот.

Кстати, вначале давайте разберемся, кто же такой — этот самый одаренный ребенок (вундеркинд)?

Во-первых, одаренные дети начинают осваивать какие-то конкретные дисциплины (иностранные языки, математику или, допустим, шахматы) гораздо раньше сверстников.

Во-вторых, активный интерес к предмету дети проявляют без давления со стороны взрослых. Даже если вы будете изо дня в день читать у колыбели Канта и обучать малыша ментальной арифметике, гением от этого он не станет.

Возможно, это расширит его словарный запас (или он научится ругаться на немецком), возможно, ребенок освоит цифры чуть раньше возрастной нормы, но вундеркиндом по принуждению не стать. Интерес должен исходить от ребенка.

Конечно, все дети от природы любопытны, но это любопытство все же ограничивается возрастом и индивидуальными особенностями.


Я вот мы здесь: я, не объясняющая ребенку, как пишутся буквы, пока она сама ими не заинтересуется, и моя счастливая, развитая по возрасту дочь. Мы никуда не спешим.


Смогла бы я научить своего ребенка читать и считать в три года? Уверена, что если бы задалась целью, то да. Есть методики, есть примеры, есть средства. Только вопрос: ЗАЧЕМ?

Чтобы дочь освоила школьную программу как можно раньше и поступила в МГУ в девять лет? А потом что? Он станет успешнее? Будет больше зарабатывать? Обретет счастье и душевный покой? Как показывает практика, нет.

Все эти гениальные дети, чью детство прошло за учебниками, в большинстве стали вполне обычными взрослыми (не считая психологических проблем, заработанных в детстве).

Меня истории про гениальных детей нисколько не вдохновляют. В случае, если в семье действительно растет вундеркинд, — очень жалко родителей, ведь жизнь с таким ребенком — довольно изматывающий опыт. А если это обычный способный ребенок, которого родители насильно подталкивают к новым знаниям, то тут уже жалко детей.

Я не хочу лепить из ребенка гения, и на то есть несколько причин.

Отсутствие детства

Звучит довольно избито, да и понятие детства у каждого человека свое. Но все же право на общение с другими детьми, право на безделье (да!), возможность попробовать себя в разном, облажаться, научиться решать конфликты и многое-многое другое должно быть у всех детей. Но обычно все это проходит мимо ребенка, если он занят тренировками, книгами и новыми системами обучения.

Была в 80-х годах девочка-вундеркинд Полина Осетинская. Ее папа в юности получил травму руки и не смог стать пианистом, поэтому решил сделать его из дочери. К восьми годам Полина играла наизусть 30 часов сложнейших музыкальных произведений. Она гастролировала с концертами, о ней писали в газетах, общественность восхищалась талантом.

В 13 лет девочка сбежала из дома и впервые рассказала, чего стоил этот талант: побои, унижения и бесконечная работа за инструментом. Позже она даже написала книгу о жестоких методах воспитания гения, которые использовал ее отец.

Усиленный фокус

Часто, обнаружив у ребенка способность к какому-то одному предмету, родители бросают все силы на ее развитие. В детстве это может привести к тому, что ребенок не научится справляться с неудачами. У него получается что-то одно, а то, что не получается, он просто не пробует.

Вот что пишет женщина, которую в детстве называли одаренной:

«То, что было преимуществом в школьные годы, стало для меня помехой в реальном мире. Я наблюдала, как сверстники, которых я раньше считала „средними“, достигали гораздо большего личного и профессионального успеха, чем я после окончания учебы. Они узнали ценность работы для достижения цели. Они не боялись пробовать что-то новое, тогда как мой страх неудачи — то, с чем у меня не было большого опыта в детстве, — удерживал меня даже от попытки».

Проблемы с эмоциями

Говоря о гениях, часто используют понятие «асинхронное развитие». Это значит, что части мозга таких детей, отвечающие за освоение речи, чтения, счета, развиваются очень быстро, в то время как эмоциональное развитие сильно отстает.

Такие дети не понимают сверстников, не могут справляться со своими эмоциями и не умеют считывать эмоции других (привет, Шелдон Купер).


Таким детям нужна помощь в освоении этих умений, но обычно никто на это не обращает внимания, делая упор на том, что у него и так невероятно развито — его гениальных способностях.


Обычные дети, из которых хотят сделать гениев, искусственно лишены настоящего общения из-за бесконечной учебы и тренировок. Им некогда учиться выстраивать социальные связи и понимать чувства других. Их не принимают в компанию, травят «потому что сильно умный» или просто игнорируют.

Такие люди, в лучшем случае, вспоминают свое детство с неохотой и в дальнейшем живут вполне обычной жизнью, в худшем — заканчивают ее самостоятельно.

Интересное по теме

Почему на самом деле стоит разрешить ребенку испытывать «плохие» эмоции

Психологические проблемы

Если говорить о вундеркиндах, то стоит открыть любую статью в Гугле, и вы сразу увидите, что многие советские дети-гении не дожили и до тридцати. Самоубийства, психбольницы, эксперименты с тяжелыми запрещенными веществами.

Есть такое сообщество — Mensa — это крупнейшая организация для людей с высоким коэффициентом интеллекта. Так вот, опрос ее участников показал, что многие из них имеют СДВГ, депрессии, тревожности, и частота таких случаев среди гениев значительно выше, чем среди обычных людей.

Псевдоуспешность

Многие думают, что успешный ребенок точно станет успешным взрослым. Но на практике это далеко не так. Дети-гении с возрастом растворяются среди обычных людей, мало кто из них может органично влиться в социум, а по-настоящему успешными становятся единицы.

Один из таких гениев — Савелий Косенко. В два года он свободно читал, в семь — написал свой первый код, в одиннадцать поступил в технический вуз. После эмигрировал в Канаду и стал довольно успешным бизнесменом. Савелий не любит вспоминать детство и признается, что в ускоренном обучении нет ничего хорошего. А насильное «впихивание» знаний детям ни к чему.

Понравился материал?

Поддержите редакцию!

Понравился материал?

Поддержите редакцию!
Не пропустите самое интересное
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать наши новости
Спасибо, мы будем держать вас в курсе