партнерский материал

Ребенок быстро выучил буквы, но застрял. Что делать дальше?

Умение читать — один из детских навыков, которые не дают родителям покоя. Мы готовы часами сидеть над книгами с угрюмым малышом, пытаясь добиться от него, что же складывается из «м» и «а», ведь нам это кажется очевидным. На самом деле все не так просто — рассказываем, как и когда нужно учить ребенка читать (и что ему в этом поможет).

1

Ребенок называет буквы без запинки. Это значит, что он скоро научится читать?

/

Кто-то запомнит буквы уже в 3 года, кто-то только в 5 или 6, но знание алфавита напрямую не связано с умением читать. Исследования показывают, что за навыки чтения отвечает белое вещество в височно-теменной области мозга левого полушария, и, пока его недостаточно, читать ребенок не сможет. Кроме того, настойчиво пытаться научить чтению, если ребенок не готов, психологи не рекомендуют: искусственная стимуляция височно-теменной зоны может привести к снижению других навыков.

2

Буквы в слоги складывает, слова на бумаге узнает. Теперь-то можно начинать?

/

Заставлять ребенка читать не стоит — например, согласно методике Марии Монтессори, нужно дождаться, пока дошкольник сам проявит интерес к чтению. Психологи называют еще несколько критериев, по которым можно определить, готов ли ребенок учиться читать.

  • Малыш произносит все звуки, у него нет дефектов речи (если они остаются к 6 годам, стоит наведаться к логопеду).
  • У ребенка развит фонематический слух — он различает звуки в устной речи.
  • Ребенок говорит длинными предложениями и понимает их, его речь похожа на взрослую.
  • Ребенок различает верх и низ, право и лево — это важно, чтобы малыш читал в правильном направлении.

3

И с чего начать?

/

Есть несколько способов, как помочь ребенку освоить чтение.

  • Традиционным путем — от алфавита до предложений. Такой способ больше подходит для детей от 5 лет. Переходя от букв к слогам, начинать лучше с закрытых (оканчивающихся на согласный звук).
  • По методике Монтессори — ребенок обводит контур буквы, вырезанный из бумаги, затем называет звуки.
  • Использовать кубики Зайцева — по этой методике ребенок учится чтению во время игры, складывая пары из гласного и согласного звука или из согласного и мягкого знака.
  • Рассказывать небольшие истории-загадки, а ответ писать на листе бумаги (это должно быть небольшое слово вроде «кот», «слон», «чашка»).
  • Показывать буквы не только в книге — их можно рисовать на песке, выкладывать из конфет, листьев или снежков.

Каждое «занятие» с малышом не должно длиться больше получаса, иначе он заскучает и интерес к чтению может пропасть.

4

А стоит ли вообще читать ребенку — или пусть освоит сам?

/

Как бы нам ни хотелось «увильнуть» от чтения и заменить его аудиосказкой на ночь, читать детям все-таки полезно. Исследование 90-х годов выявило, что те дети, кому регулярно читали родители, выражаются более литературным языком, их фразы длиннее и логичнее по структуре. Это происходит в том числе потому, что взрослый объясняет малышу значения слов, которые мы редко используем в повседневной речи. Еще одно преимущество — если брать нужные книги, получится привить любовь к чтению.

Вот на что стоит обратить внимание, выбирая книги для первого совместного чтения:

  • интересный и законченный сюжет (без мам, которые моют рамы, и других банальностей из скучных пособий);
  • узнаваемые персонажи;
  • короткие несложные слова.
  • крупный шрифт;
  • красочные иллюстрации;
  • динамичные диалоги;

Всем этим требованиям отвечают издания серии «5 книг». Эти наборы для первого самостоятельного чтения подойдут детям от 3 до 6 лет, которые уже знакомы с буквами и слогами.

В серии «5 книг» герои попадают в ситуации, которые знакомы каждому ребенку 

Идеально начать читать такие книги вместе, попутно комментируя сюжет. Например, читая про моржа и слона, можно спросить ребенка, почему друзья пьют чай зимой и как мог потеряться мяч.

Фразы в книгах короткие и понятные, чтобы ребенку было проще перейти от слогов к предложениям

В конце каждой книги — интересное задание, которое поможет понять и запомнить прочитанное. Всего в каждом наборе 5 книг, сложность постепенно возрастает. Рекомендуется начинать с первой книги, которая состоит из слов длиной 3-4 буквы.

5

Разве читать на планшете не вредно для детей?

/

Нет, читать книги на планшете не вредно, но восприятие «в диджитале» и в печатном видео действительно отличается. Наука говорит, что печатные издания помогают ребенку лучше понять смысл и запомнить сюжет, в то время как при чтении с экрана дети лучше находят ключевые слова и иначе трактуют последовательность событий (в основном это касается длинных текстов).

В то же время без приучения к электронному формату детям в нашей цифровой реальности никак. Выход — совмещать и то и другое. В этом помогут книги, которые можно распечатать. В изданиях серии «5 книг» всего по 12 страниц — их легко распечатать самим, скрепить степлером и дать ребенку. А в следующий раз (например, в поездке) — показать на планшете в виде слайдов. Таким образом, одну и ту же книгу можно читать на экране или на бумаге.

А что говорят другие родители?

Создатели проекта «5 книг» собрали лайфхаки тех, кто уже научил детей читать.

Елена

мама Ярослава (6 лет)

У Ярика родилась сестра, когда ему было 3. Сын активный и любознательный парень, и часто, чтобы не разрываться между ним и новорожденной дочкой, я призывала на помощь планшет с играми и мультиками.

Когда младшая дочка подросла, и я смогла «вынырнуть», то обнаружила, что Ярик чувствует себя как дома в мире фиксиков, лего-ниндзя и свинки Пеппы, но не знает, кто такой доктор Айболит, и зачем «уронили мишку на пол». Тогда я скачала приложения из серии «учимся читать», и почти 5-летний Ярик буквально за пару дней выучил буквы и слоги. Думаю, он был давно к этому готов.

Детям сложно долго удерживать внимание, поэтому важно, чтобы разворачивался сюжет, а герои были узнаваемыми. Ну и конечно, сложность должна быть адекватна уровню подготовки: короткие слова и фразы, небольшой объем. Рассчитываю, что в школу сын отправится уже умея читать.

Роман

папа Маши (5,5 года), живет с семьей в Великобритании

Для нас с женой было важно не потерять русский язык, поэтому в семье с рождения дочки мы говорим по-русски. Но ближе к ее 5 годам встал вопрос, что делать с чтением: буквы она выучила быстро с помощью говорящей азбуки, а вот мини-книги, похожие на английские (в садиках и начальных классах тут учат читать по книгам, где не больше 10 страниц), на родном языке мы отыскать не смогли.

Пришлось фантазировать: устраиваясь почитать на ночь, мы просили Машу сначала прочесть название главы (если оно было несложным и не длинным). Расклеили стикеры по дому: «стол», «шкаф», «чашка». Писали короткие записки: «Маша, вот твой ужин», «Маша, пора спать». Но без картинок детям в 5 лет сложно воспринимать текст.

Мы продолжаем ненавязчиво заниматься с Машей, и ждем, когда она подрастет, и ей проще будет читать целые предложения. Очень надеемся, к этому времени она не растеряет энтузиазм. А по-английски она уже читает на level 4! И до сих пор путает английскую R и русскую Я.

Агата

мама Вани (5 лет)

Вместе с сыном мы разглядываем картинки, листаем и обсуждаем детские книги, а иногда и мои — взрослые.

Когда Ваня выучил в 3,5 года алфавит и карточки со слогами, я была рада, но быстро стало понятно, что дальше мне нечего ему предложить.Тогда я стала составлять слова из кубиков и распечатывать к ним картинки. Так Ваня освоил простые слова: «кит», «мяч», «луна». Но читать отдельные слова ему скоро наскучило, а детские книги были еще не по плечу.

На выручку пришла моя сестра, художница, и нарисовала для него забавный комикс «Про Ваню», где под каждой картинкой о его приключениях было короткое предложение большими буквами: «Бах — Ваня упал!», «Вот идет мама», «А где папа?».

Каждую субботу Ваня получал новую серию комикса, слова в котором постепенно становились чуть длиннее и сложнее (за «литературную часть» отвечала я). А спустя полгода он взял с полки книгу про кролика Карлхена и с небольшой помощью прочел ее сам.

Понравился материал?

Поддержите редакцию!

Понравился материал?

Поддержите редакцию!