/
Кто-то запомнит буквы уже в 3 года, кто-то только в 5 или 6, но знание алфавита напрямую не связано с умением читать. Исследования показывают, что за навыки чтения отвечает белое вещество в височно-теменной области мозга левого полушария, и, пока его недостаточно, читать ребенок не сможет. Кроме того, настойчиво пытаться научить чтению, если ребенок не готов, психологи не рекомендуют: искусственная стимуляция височно-теменной зоны может привести к снижению других навыков.
/
Заставлять ребенка читать не стоит — например, согласно методике Марии Монтессори, нужно дождаться, пока дошкольник сам проявит интерес к чтению. Психологи называют еще несколько критериев, по которым можно определить, готов ли ребенок учиться читать.
/
Есть несколько способов, как помочь ребенку освоить чтение.
Каждое «занятие» с малышом не должно длиться больше получаса, иначе он заскучает и интерес к чтению может пропасть.
/
Как бы нам ни хотелось «увильнуть» от чтения и заменить его аудиосказкой на ночь, читать детям все-таки полезно. Исследование 90-х годов выявило, что те дети, кому регулярно читали родители, выражаются более литературным языком, их фразы длиннее и логичнее по структуре. Это происходит в том числе потому, что взрослый объясняет малышу значения слов, которые мы редко используем в повседневной речи. Еще одно преимущество — если брать нужные книги, получится привить любовь к чтению.
Вот на что стоит обратить внимание, выбирая книги для первого совместного чтения:
Всем этим требованиям отвечают издания серии «5 книг». Эти наборы для первого самостоятельного чтения подойдут детям от 3 до 6 лет, которые уже знакомы с буквами и слогами.
Идеально начать читать такие книги вместе, попутно комментируя сюжет. Например, читая про моржа и слона, можно спросить ребенка, почему друзья пьют чай зимой и как мог потеряться мяч.
В конце каждой книги — интересное задание, которое поможет понять и запомнить прочитанное. Всего в каждом наборе 5 книг, сложность постепенно возрастает. Рекомендуется начинать с первой книги, которая состоит из слов длиной 3-4 буквы.
/
Нет, читать книги на планшете не вредно, но восприятие «в диджитале» и в печатном видео действительно отличается. Наука говорит, что печатные издания помогают ребенку лучше понять смысл и запомнить сюжет, в то время как при чтении с экрана дети лучше находят ключевые слова и иначе трактуют последовательность событий (в основном это касается длинных текстов).
В то же время без приучения к электронному формату детям в нашей цифровой реальности никак. Выход — совмещать и то и другое. В этом помогут книги, которые можно распечатать. В изданиях серии «5 книг» всего по 12 страниц — их легко распечатать самим, скрепить степлером и дать ребенку. А в следующий раз (например, в поездке) — показать на планшете в виде слайдов. Таким образом, одну и ту же книгу можно читать на экране или на бумаге.
Создатели проекта «5 книг» собрали лайфхаки тех, кто уже научил детей читать.
Елена
мама Ярослава (6 лет)
У Ярика родилась сестра, когда ему было 3. Сын активный и любознательный парень, и часто, чтобы не разрываться между ним и новорожденной дочкой, я призывала на помощь планшет с играми и мультиками.
Когда младшая дочка подросла, и я смогла «вынырнуть», то обнаружила, что Ярик чувствует себя как дома в мире фиксиков, лего-ниндзя и свинки Пеппы, но не знает, кто такой доктор Айболит, и зачем «уронили мишку на пол». Тогда я скачала приложения из серии «учимся читать», и почти 5-летний Ярик буквально за пару дней выучил буквы и слоги. Думаю, он был давно к этому готов.
Детям сложно долго удерживать внимание, поэтому важно, чтобы разворачивался сюжет, а герои были узнаваемыми. Ну и конечно, сложность должна быть адекватна уровню подготовки: короткие слова и фразы, небольшой объем. Рассчитываю, что в школу сын отправится уже умея читать.
Роман
папа Маши (5,5 года), живет с семьей в Великобритании
Для нас с женой было важно не потерять русский язык, поэтому в семье с рождения дочки мы говорим по-русски. Но ближе к ее 5 годам встал вопрос, что делать с чтением: буквы она выучила быстро с помощью говорящей азбуки, а вот мини-книги, похожие на английские (в садиках и начальных классах тут учат читать по книгам, где не больше 10 страниц), на родном языке мы отыскать не смогли.
Пришлось фантазировать: устраиваясь почитать на ночь, мы просили Машу сначала прочесть название главы (если оно было несложным и не длинным). Расклеили стикеры по дому: «стол», «шкаф», «чашка». Писали короткие записки: «Маша, вот твой ужин», «Маша, пора спать». Но без картинок детям в 5 лет сложно воспринимать текст.
Мы продолжаем ненавязчиво заниматься с Машей, и ждем, когда она подрастет, и ей проще будет читать целые предложения. Очень надеемся, к этому времени она не растеряет энтузиазм. А по-английски она уже читает на level 4! И до сих пор путает английскую R и русскую Я.
Агата
мама Вани (5 лет)
Вместе с сыном мы разглядываем картинки, листаем и обсуждаем детские книги, а иногда и мои — взрослые.
Когда Ваня выучил в 3,5 года алфавит и карточки со слогами, я была рада, но быстро стало понятно, что дальше мне нечего ему предложить.Тогда я стала составлять слова из кубиков и распечатывать к ним картинки. Так Ваня освоил простые слова: «кит», «мяч», «луна». Но читать отдельные слова ему скоро наскучило, а детские книги были еще не по плечу.
На выручку пришла моя сестра, художница, и нарисовала для него забавный комикс «Про Ваню», где под каждой картинкой о его приключениях было короткое предложение большими буквами: «Бах — Ваня упал!», «Вот идет мама», «А где папа?».
Каждую субботу Ваня получал новую серию комикса, слова в котором постепенно становились чуть длиннее и сложнее (за «литературную часть» отвечала я). А спустя полгода он взял с полки книгу про кролика Карлхена и с небольшой помощью прочел ее сам.
Понравился материал?