Редакция
23 April 2019

«Ездить на велосипеде очень важно для малыша — он придает ему уверенность в себе и независимость»: отрывок из книги «Голландские дети самые счастливые»

В издательстве «Синдбад» в серии «Мировые родители» выходит книга «Голландские дети самые счастливые». Ее написали американка Рина Мэй Акоста и англичанка Мишель Хатчисон, которые живут и воспитывают детей в Нидерландах. В книге они рассказывают об особенностях голландских беременности, родов, воспитания и жизни с детьми. Мы выбрали для публикации фрагмент из главы «На велосипеде — сквозь дождь», в котором рассказывается о взаимодействии детей с самым знаменитым голландским транспортным средством.

Я еду на велосипеде по дорожке, идущей от парка к белой громаде торгового центра. Начальная школа, где учатся мои дети, расположена прямо за ним, примерно в километре от нашего дома. Я болтаю с Хелен и одновременно присматриваю за Иной, которая едет впереди, рядом с сыном Хелен, Элиасом. В это ясное летнее утро широкая велосипедная дорожка не пустует. Хотя занятия в ближайших школах начинаются в разное время, чтобы дети не толпились на улицах, многие ученики из нашей едут именно этим маршрутом, превращая его в полосу препятствий. Вот матери обгоняют друг друга на массивных грузовых велосипедах — «бакфиценах»; яростно крутя педали, лихо мчатся по дорожке четырех- и пятилетние малыши, а старшие мальчишки едут, отпустив руль. В Голландии ровные дороги с отличными велодорожками, нет школьных автобусов и крайне мало парковочных мест. Так что добраться куда-либо проще всего на велосипеде, и это с раннего возраста откладывается в сознании голландцев. В окрестностях каждого учебного заведения — зона понижения скорости, а у школьного здания полно велопарковок.

Моей дочери Ине восемь лет, и недавно она спросила, можно ли ей ездить в школу одной, без сопровождения. Ее старший брат уже два года добирается до школы сам. Элиас учится с Иной в одном классе. Ему разрешили ездить в школу самостоятельно два месяца назад. Хотя на поверку оказывается, что он просто обгоняет мать и младшую сестренку и за ним присматривают издалека. Они с Иной договорились приезжать вместе, и мне это нравится. Когда дети станут увереннее, мы отпустим их дальше, постепенно ослабляя контроль, пока они не дорастут до того, чтобы ездить в школу без присмотра.

Учимся ездить на велосипеде

В четыре года Бен настоял, что в первый учебный день приедет в школу на велосипеде. На нем была красная непромокаемая куртка, на спине — желтый рюкзак, а с маленького велосипеда еще не сняли стабилизирующие колесики. Но вскоре мы от них избавились: нет лучшей мотивации, чем вид других ребят, которые едут самостоятельно. Здесь часто можно встретить родителей, придерживающих ребенка за спину или плечо и ласково помогающих ему. В то время как велосипедисты из других стран редко касаются друг друга (отчасти из-за законодательного запрета), в Голландии парочки часто ездят на велосипеде, держась за руки. Зрелище на редкость романтичное, хотя голландцы те еще романтики.

Голландские дети, кажется, проводят на колесах всю жизнь. Здесь никого не удивит папа-велосипедист с младенцем в слинге, хотя в других странах его сочли бы смельчаком или безумцем. Я сама успела изрядно понервничать, прежде чем решилась посадить сына в слинг и поехать с ним на велосипеде в ближайший бассейн. А вот сын, кстати, ничуть не испугался: он радостно болтался впереди меня, широко улыбался, и ветер развевал его волосы.

Из слинга малыши пересаживаются на детское сиденье (годовалых родители сажают впереди, двухлетних и постарше — сзади) или с королевским комфортом едут на грузовых велосипедах «бакфиц». Мы купили весьма недешевый, когда Ина была совсем крохой, а Бену исполнилось три, поколебавшись между очень устойчивым, но тяжелым трехколесным и легким, более маневренным, на двух колесах. Иногда моему мужу свойственна совершенно не голландская тяга к роскоши (я виню в этом его гены: в нем половина венгерской крови и четверть немецкой): он выбрал модную первоклассную модель небесно-голубого цвета.

Наш новый грузовой велосипед оказался довольно-таки громоздким, и управляться с ним было непросто. Но спустя пару недель я, подобно крепким голландкам, непринужденно разъезжала по городу, нагруженная детьми и недельным запасом продуктов. Да, в этом деле требуется практика и стальные мускулы, в особенности для езды по горбатым мостикам, но, в конце концов, всему можно научиться. Для проезжих дорог «бакфиц» не особенно удобен — но в местах с хорошо развитой велосипедной инфраструктурой просто незаменим.

Гости из других стран часто шутят над количеством велосипедов, припаркованных возле живой изгороди у наших ворот. Когда дети стали тяжеловаты для «бакфица» — на поворотах я в буквальном смысле заваливалась на бок и буксовала, слишком легкая для того, чтобы обеспечить противовес, — мы продали его и купили «тандем». Если велосипед-«бакфиц» довольно широкий, то тандем просто длинный, и это делает его куда более удобным для лавирования между трамваями, автомобилями и туристами на оживленных улочках амстердамского центра.

Голландский союз велосипедистов без устали напоминает, что езда на велосипеде «помогает чувствовать себя счастливым и укрепляет здоровье». Наверное, именно велосипеды стоит поблагодарить за то, что в Голландии процент детей, страдающих от ожирения, существенно ниже, чем в других развитых странах. И всем давно известно: от физических упражнений вырабатываются эндорфины — «гормоны счастья». Ученые из Утрехтского университета выяснили, что велосипедисты живут дольше, чем те, у кого велосипеда нет. По их словам, езда на велосипеде добавляет к предполагаемому сроку жизни приблизительно полгода. В среднем за день в Нидерландах пять миллионов голландцев всех возрастов совершают четырнадцать миллионов поездок на велосипедах. А велосипедов тут и вовсе на миллион больше, чем людей. Гигантские велопарковки у вокзалов, которые часто мелькают на туристических фотографиях, — чистая правда, но порой даже там бывает трудно найти место для своего железного коня. А в часы пик в городах нередко случаются велосипедные пробки.

Книга Пита Джордана «Город велосипедов» — настоящее сокровище для тех, кто интересуется историей велоспорта в Голландии (и социальной историей Амстердама). Сразу после приезда в Нидерланды с Питом случился типичный для иностранца казус: он случайно зашел на велодорожку, и его сбил велосипедист. Пит переехал в Амстердам из-за его велокультуры; очарованный обилием велосипедов и многообразием их владельцев, он приступил к своим исследованиям. Вскоре Пит понял, что для голландцев в порядке вещей перевозить на велосипедах самые разные вещи — от тяжелых чемоданов до мебели, растений в горшках и гладильных досок, причем последние встречаются на удивление часто.

Голландцы делают это с таким непринужденным изяществом, что в 1917 году создали военный велооркестр: солдаты играли на духовых инструментах, крутя педали. До сих пор в армии Нидерландов есть велосипедный оркестр, играющий на фанфарах.

Так что подвезти кого-нибудь на багажнике или на раме для среднестатистического голландца — детская забава. Здесь это частая практика, тогда как в прочих странах за такое можно и штраф схлопотать. В Великобритании, к примеру, можно сажать пассажира исключительно на велосипед с детским сиденьем или же на тандем. Зато дети, которых возят на багажнике, с ранних лет учатся правильному поведению на дороге.

К тому времени, как они сами сядут на велосипед, дети уже усвоят, что такое равновесие и скорость, и привыкнут к дорожному движению. Езде на велосипеде в Голландии учат, как и любым другим наукам, — постепенно приобщая и мягко направляя. Жители этой страны не зацикливаются на «вехах» и навыках, которыми дети должны овладеть к определенному возрасту. Вместо этого родители терпеливо ждут, когда ребенок дозреет до следующего шага. То же касается приучения к горшку и плавания: настоящий прогресс наблюдается там, где дети действуют по собственному почину, а не под давлением родителей.

Рина о велосипедах

В США велосипеды предназначаются в первую очередь для детей; если на него садятся взрослые, то речь, скорее всего, идет о спорте или субкультуре. Если ты ездишь на двух, а не на четырех колесах, это многое говорит о твоем образе жизни.

— Это же для детишек, — так выразилась моя подруга Мишель, уроженка Сан-Франциско, когда приехала навестить нас. — Взгляни на того мужчину в стильном сером костюме и начищенных коричневых ботинках. Такой джентльмен. Но на велосипеде похож на дошкольника!

Однако в Нидерландах велосипед — не роскошь и не развлечение, а средство передвижения. Благодаря равнинному рельефу и развитой инфраструктуре велосипед здесь — лучший, самый практичный и рациональный вид транспорта.

У меня до сих пор нет голландских водительских прав — я совершенно не испытываю потребности водить машину в стране, которая словно создана для езды на велосипеде. Не говоря уже о том, что это отличная тренировка. Да, за несколько лет я превратилась в типичную голландскую «бакфицмудер» — местный эквивалент американской мамы на минивэне.

На первый день рождения мы в лучших голландских традициях подарили сыну велосипед марки «Фишбоун», который из трехколесного трансформируется в двухколесный. Для голландца велосипед подобен части тела. Купить Юлиусу собственный, едва сын научился ходить, было естественным решением. Ездить на нем очень важно для малыша — велосипед придает ему уверенность в себе и независимость.

Велосипед учит настойчивости

Даже сами голландцы зовут свою землю «страной холодных старых лягушек» (Выражение «Нидерланды — страна лягушек» восходит к 1665 году, когда в преддверии второй Англо-голландской войны Джон Огилби написал памфлет-басню про голландцев «О лягушках, опасающихся, что Солнце женится». Удивительно, но голландцам понравилось сравнение с лягушками! Хладнокровные, упрямые и выживающие вопреки всему бестии, живущие не в воде и не на земле, а где-то посередине. — Примеч. пер.) Дождливых дней в году куда больше, чем солнечных, и с сентября по январь небо упорно пытается обрушиться на землю. С февраля по июнь оно слегка успокаивается, но влажность все равно высокая. Средняя температура зимой — от двух до шести градусов выше нуля. Хотя сильные ветры и холод часто мешают велосипедному движению, голландцы просто одеваются теплее и одевают детей: влагостойкие куртки-анораки, теплые штаны, резиновые сапоги — в такой экипировке любая погода нипочем. Муж всегда настаивал, что снег и метель — не повод не ездить на велосипеде. И добавлял, что скоро и мне они будут не страшны — так и случилось. Правда, пришлось научиться тормозить и буксовать, а также ездить на первой передаче, как на горном велосипеде. При всем том у большинства голландских велосипедов нет переключателя скоростей, и тормозить приходится при помощи педалей, а для езды по снегу и льду они и вовсе не приспособлены. Исключение составляют грузовые «бакфицы», поскольку вес придает им большее сцепление с дорожным покрытием.

Езда на велосипеде в любую погоду здорово закаляет характер. Первые несколько лет в Голландии я училась ездить против ветра. Для меня это было вопросом победы не только тела, но и духа. Дети, привыкая ездить в дождь и снег, развивают упорство. Они на собственном опыте усваивают, что жизнь — это не только солнце и радуга. А также постигают искусство побеждать непогоду и не сдаваться. Думаю, это сродни тому, как мать-тигрица Эми Чуа заставляла дочерей часами играть на скрипке и фортепиано. Езда в школу на велосипеде в любую погоду тренирует жизнестойкость, а между этой чертой характера и счастьем определенно есть взаимосвязь. Ученые из Университета Барселоны обнаружили, что стойкие и выносливые люди демонстрировали более высокий уровень удовлетворенности жизнью и лучше контролировали свои эмоции.

Даже не помню, сколько раз я вела в дом промокших до нитки детей, раздевала их и отправляла греться в ванну. Если нет выбора, ты просто берешь и делаешь. В одной голландской книге по воспитанию сказано, что не стоит жалеть учеников, которые едут в школу сквозь ливень и ветер с тяжелым рюкзаком за спиной. Лучше подумайте, какими они в результате станут независимыми и ответственными. Тот же автор советует не передавать детям в школу забытый обед. И никогда, никогда не отвозить их на автомобиле.

Соображения безопасности

Британские и американские родители отвозят младших школьников на учебу, полагая, что отпускать их на велосипеде или пешком слишком опасно. Жителям голландского велосипедного рая может показаться, что такая забота граничит с одержимостью и мешает воспитывать в детях самостоятельность. Анн, моя подруга из Голландии, пару лет назад переехала в Лондон и теперь несколько иначе смотрит на эту проблему:

— Здесь у моих детей нет той свободы, какая была в Амстердаме. Я не решусь выпустить их одних на дорогу. И не потому, что машин больше, просто водители не привыкли к велосипедистам, а дорожек для них крайне мало. Опять же, в Голландии все водители — сами велосипедисты и умеют думать, как они. Дети ездят по дорогам под моим присмотром, но я все равно очень переживаю. И всегда заставляю их надевать шлем, хотя в Голландии мы прекрасно обходились без него. Когда они спрашивают, зачем это нужно, я отвечаю, что, если они будут кататься без шлема, меня арестует Полиция Мам. Правда, сама я по привычке езжу без него, хотя некоторых это ужасно злит.

В Австралии, Новой Зеландии и нескольких штатах США шлемы обязательны. В Великобритании пока ограничиваются рекомендациями, но многие носят их постоянно. Переезжая в Голландию, я захватила с собой шлем, желтую флуоресцентную куртку, колесные светоотражатели и маску-респиратор. Поначалу я ездила в них, но вскоре мне стало неудобно. В Голландии — безопасной гавани велосипедистов — все эти атрибуты смотрелись просто смешно. Когда мои дети осваивали велосипед, я поначалу заставляла их надевать шлем, но позже отказалась от этого правила. Другие родители убедили меня, что без защитной экипировки дети скорее научатся вести себя осторожнее.

В Голландии велосипедистов не штрафуют за отсутствие шлема: те, кто предпочитает ездить без них, на дорогах просто ведут себя осмотрительнее. Голландцы опасаются, что введение «закона о шлемах» отвратит людей от велосипеда, как это случилось в Дании. Более того, Союз велосипедистов заявляет: согласно проводившимся в других странах исследованиям, ношение шлема не уменьшает риска травм головы. Большинство повреждений вызвано либо аварией с участием автомобиля, и природа таких травм иная, либо превышением скорости (20 км/ч — максимальная скорость, на которой шлем может хоть как-то спасти голову от удара).

У среднестатистического голландца больше шансов утонуть, чем погибнуть в результате несчастного случая за рулем велосипеда, — потому-то они так осторожны на воде и столь расслаблены на дороге. Моя подруга Имоджен тоже приехала из Великобритании. Узнав о нашей будущей книге, она немедленно спросила, буду ли я писать о здешнем пренебрежении правилами безопасности. В отличие от жителей США и Британии голландцы уделяют им куда меньше внимания. Чтобы понять это, достаточно взглянуть на людей, которые нагружают велосипеды с горкой и свободно лавируют в потоке транспорта. Конечно, голландская инфраструктура заточена под двухколесный транспорт. Но порой здесь можно увидеть родителей, которые пристраивают сразу нескольких детей на велосипед без детских сидений. Выглядит это как передвижной цирк. Скажу без обиняков: голландцы просто не слишком пекутся о безопасности. И не только это бросается в глаза выходцу из страны, где за подобным строго следят. В Новый год фейерверки пускают прямо на улицах — меня это до сих пор пугает; повсюду растет гигантский борщевик, и все купаются в открытых водоемах, не опасаясь инфекций.

По счастью, статистика дорожных происшествий утверждает, что процент смертности маленьких велосипедистов в результате несчастных случаев крайне невелик. Начиная с пятидесятых годов прошлого века он неуклонно сокращается благодаря созданию

безопасных велосипедных маршрутов и дорожек. Общественное движение «Стоп де киндермор» («Остановите детоубийство»), зародившееся в 1978 году в рамках борьбы за безопасность велосреды для детей, устроило в Амстердаме демонстрацию, в которой участвовали пятнадцать тысяч человек. В то же само время начинают свою деятельность и другие движения, от контркультурного «Провос» до Союза велосипедистов, также требовавшие улучшения условий. Именно тогда были заложены отдельные велодорожки, построены велосипедные мостики через каналы и сделаны стойки для парковки. В городах и сельской местности стали ограничивать движение автомобильного транспорта. Инфраструктура настолько улучшилась, что к середине девяностых годов ХХ века число велолюбителей увеличилось на 29%, автомобилистов же стало меньше на 24%.

История велосипеда в Голландии знала взлеты и падения, однако велосипедисты всегда побеждали. Пусть само транспортное средство было изобретено и не здесь — страна отметилась лишь созданием крыла, предохраняющего от грязи, — по части построения инфраструктуры для велолюбителей Голландия впереди планеты всей. Первая велосипедная дорожка в Нидерландах была проложена в Утрехте, на Малибан, в 1885 году. Хотя поначалу езда на велосипеде рассматривалась исключительно как способ проведения досуга, экономическая депрессия 1930-х годов многих заставила обратиться к доступному и удобному средству передвижения, способствуя его распространению в Нидерландах.

Сравните: лишь 8% взрослых британцев предпочитают двухколесный транспорт. И только 2% детей от 5 до 10 лет и 3% — от 11 до 15 ездят на велосипеде в школу. В последние годы Лондон пытаются сделать более привлекательным для велосипедистов, там даже проложили кольцевую веломагистраль. Кое-кто из моих старых друзей катается на велосипеде в свободное время, некоторые пытаются возить детей в школу. Однако велодорожки в Великобритании неудачно соседствуют с проезжей частью, а нередко и выходят на нее, поэтому аварии со смертельным исходом — все еще частая тема в новостях. Очевидно, чем больше людей пересядут на велосипед, тем меньше станет автомобилей, и так будет продолжаться до тех пор, пока улицы не станут безопасными. Однако до этого еще далеко; Великобритании есть чему поучиться у Нидерландов.

Едем к самостоятельности

Мы с Хелен крутим педали вслед за Иной с Элиасом и делимся последними новостями. Подруга рассказывает, что вчера разрешила Элиасу самому съездить после школы в магазин игрушек. Она очень волновалась; когда час спустя он не вернулся, Хелен уже собралась его искать — и тут он приехал. Да, Элиас не спешил, но в конце концов его первая самостоятельная поездка прошла благополучно. Хелен признается, что отпускать ребенка одного нелегко. Я с ней полностью согласна. Однако обучение детей самостоятельности — необходимый этап их превращения в зрелых личностей. К тому же велосипед серьезно облегчает родителям жизнь: им больше не нужно возить детей в школу и обратно, а также сопровождать на кружки и прочие занятия. Свободного времени становится больше, и вы меньше переживаете, как все успеть. В результате все в выигрыше.

Сейчас мы ничего не можем сделать, чтобы предотвратить несчастный случай, — дети укатили слишком далеко. Но если что, мы окажемся на месте в считаные минуты. Так дети тренируют реакцию и учатся оценивать риски, а не просто следовать за взрослыми. В голландских книгах по воспитанию авторы советуют: умерьте беспокойство, пусть дети совершают ошибки. Если они не наберутся опыта, то как преодолеют трудности, которые могут возникнуть на дороге? То же применимо и к общим правилам поведения на улице: позвольте детям разбираться с потенциально опасными ситуациями, чтобы в будущем они знали, как избежать неприятностей.

К средней школе — которая, к слову, чаще всего располагается дальше от дома, чем начальная, — голландские дети уже ловко маневрируют на переполненных велосипедных дорожках и в умеренном потоке машин. В последних классах начальной школы учат правилам езды на велосипеде, так что на момент перехода в среднюю дети умеют вести себя на дороге. Также ученики сдают экзамен на знание правил дорожного движения и знаков. Вдобавок при поддержке Национальной ассоциации перевозчиков проводятся «велодни»: все дети приезжают в школу на велосипедах, чтобы специалисты проверили тормоза, фары, отражатели и тому подобное. В конце дня каждый ученик получает сертификат, а родители-добровольцы помогают чинить неисправные велосипеды.

Читайте также
Не пропустите самое интересное
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать наши новости
Спасибо, мы будем держать вас в курсе