Всякий раз, когда НЭН или любое другое издание, так или иначе затрагивающее тему детей, публикует текст о трудностях и вызовах, с которыми сталкиваются современные родители, появляются недовольные формулировками читатели. Обычно они оставляют под такими материалами два типа комментариев: «Хватит ныть!» и «С чего все решили, что быть родителем — это какой-то подвиг?» Ну вообще-то, если повнимательнее присмотреться к ситуации, что станет понятно, что так оно и есть.
У многих современных взрослых людей нет личного опыта взаимодействия с младенцем — среди нас все больше тех, кто впервые берет ребенка на руки приблизительно тогда же, когда производит его на свет. При этом к тому моменту молодые родители уже имеют какие-то представления о том, как они хотят растить этого ребенка и чего не хотят с ним делать — например, крестить там или «не приучать к рукам».
Интересное по теме
Почему малышей на самом деле нужно носить на ручках
Это, безусловно, возмущает старшее поколение, которое считает, что лучше знает, как правильно поступать с детьми, тем более вашими! И всем, кто решил быть своим детям родителями, а не бесплатным приложением к бабушкам, каждый день приходится биться за свою независимость, за возможность решать, за право быть главными. И это приходится делать даже тем, кто растит ребенка самостоятельно, без помощи старших родственников. Их мудрость все равно настигает нас в лицах незнакомых пенсионерок на улице, сантехников, которые лучше знают, как обращаться с младенцами, педиатров старой закалки, которые разговаривают с нами так, будто мы сами дети.
Это ужасно изматывает! Особенно когда тебе уже за 30, у тебя на руках ребенок, за плечами какая-никакая карьера и ты в состоянии адекватно оценить, следует ли напялить на своего младенца чепчик, когда на улице плюс 25.
В связи с вышеописанными событиями, а именно с тем, что дети появляются в жизни людей новой формации, в родительстве происходят большие изменения. Их основной курс направлен на гуманизацию всего, что связано с родительством: от беременности и родов до системы образования.
Все меньше людей готовы жить, будучи ведомыми формулой «бабы раньше в поле рожали — и ничего», все больше людей хотят, чтобы к ним, их детям и принципам воспитания относились не с презрением (и не снисхождением), а с уважением. От этого многих корежит — на этой почве вырос феномен мамшейминга: уничижительный ярлык «яжематери» вешают на женщин, которые не готовы терпеть то, что описано в первом пункте (и все остальные издевательские практики, принятые в прошлых поколениях).
Новый стандарт родительства еще не народился, но и старый уже совсем никуда не годится, несмотря на то, что многие все еще считают его образцом воспитательных практик (хороша практика — лупить детей, а?) и цепляются к родителям, которые посмели выйти за рамки домостроевских норм взаимодействия с ребенком.
Да-да, это то, что постоянно ставят молодым родителям в вину — мол, у нас ничего этого не было, а вы с жиру беситесь. На самом же деле любой комфорт, который появляется в жизни человека с ребенком, не только помогает ему быть более ресурсным и накормленным согретой 18 раз за день едой из микроволновки, но и освобождает место под рефлексию (на которую у большинства наших родителей и уж тем более бабушек не было никакого времени и сил).
Рефлексия помогает нам двигаться к той самой гуманизации родительства, но она и дико нас грузит. Кажется, мы первое поколение родителей, которые реально обдумывают каждый свой поступок, каждый шаг, каждое решение, связанное с ребенком. Часто это попросту выжимает из нас все соки — и поиск здорового баланса между постоянным анализом себя как родителя и приятного безвредного пофигизма становится одной из главных задач и проблем жизни с детьми в XXI веке.
Было проведено исследование, которое показало: у современных женщин риск развития депрессии во время беременности в два раза выше, чем у представительниц предыдущего поколения. Почему? Потому что ускорился ритм жизни, потому что женщины стали много и тяжело работать — и по собственному желанию, и по необходимости (нормально жить люди могут себе позволить только при наличии двух зарплат в семье), потому что от них ждут большего, потому что сами они тоже ждут от себя слишком многого.
Интересное по теме
Постоянное напряжение и отупляющая рутина: как объяснить партнеру, что такое «ментальная нагрузка»?
Ментальный груз, который сваливается на новоиспеченного родителя в дивном новом мире, очень тяжел (ну вот просто ради интереса составьте список того, что вы делаете днем с ребенком и за что отвечаете в жизни в целом, будет прикольно), а внутренний голос по старинной традиции в довольно мерзкой манере талдычит: «Не ной!».
Многие из нас росли, понятия не имея о том, что у детей есть право голоса или выбора. Что можно открыто говорить о своих чувствах родителям. Что можно рассчитывать на их поддержку, а не на: «А меня не волнует, что там у всего класса».
В общем, становясь родителями осознанно, мы признаем, что произвели на свет не просто нечто маленькое и бесправное, которое никто не спрашивает, а человека, с которым нужно считаться. Которого нужно поддерживать и направлять. Воспитывать. А воспитывать ребенка, основной движущей силой в котором выступает не страх перед родителями, очень трудно.
И да, беря во внимание, что ребенок это человек (только маленький), важно одновременно помнить, что он еще не настолько опытен, зрел и осведомлен о том, как устроен мир, как мы с вами. Это тоже дополнительная нагрузка на современного родителя, ведь ему приходится принимать решения не только с оглядкой на то, что у его ребенка есть права, но и на то, что регулировать их применение пока приходится взрослым.
Да, пусть те, кто не допускает мысли о том, что послеродовая депрессия действительно существует, что можно любить своего ребенка и уставать от родительства, что можно кормить грудью на улице и не быть при этом извращенкой, что можно нанять няню и выйти на работу, что можно не кутать и не заставлять есть, что можно летать с детьми в самолетах и не умирать со стыда, пусть они продолжают жить в той системе, которая им подходит. Только это никак не изменит того факта, что быть родителем — правда трудно.