Ребенок пинает мое кресло в самолете. Что делать?

Короткий ответ: повзрослеть и посочувствовать себе.

На картинке: самолет и плачущий ребенок. Коллаж Лизы Стрельцовой для НЭН
Коллаж Лизы Стрельцовой

Начинается сезон отпусков. И несмотря на апокалипсис, который творится вокруг, многие отправляются на курорты, чтобы сменить привычную обстановку и побегать за ребенком, пытаясь воззвать к его разуму, не по площадке, а по раскаленному песку или ракушечнику на берегу хоть какого-нибудь моря. Но постойте — до него же еще надо как-то добраться.

Многие полетят на самолетах. И в полете им предстоит не только выбирать между курицей и рыбой, но еще и усмирять плачущих младенцев, обезумевших от усталости тоддлеров и, конечно, закатывающих глаза пассажиров по соседству. А что, если этот самый пассажир — вы?

Как реагировать, если ребенок, который сидит позади вас, не просто шумит или капризничает, но и пинает ваше кресло, чем причиняет вам невероятные страдания? Мы собрали несколько рекомендаций, которые, надеемся, не только пригодятся вам во время путешествий, но и сделают общество добрее и терпимее. Да, мы в НЭН все еще продолжаем на это надеяться.


Итак, самая главная и первая рекомендация: будьте терпеливы и вежливы. И попробуйте поговорить с родителем малыша максимально спокойно.


Поверьте, родители знают, что их дети что-то делают не так — и если они не пресекли нежелательное поведение сразу, значит, прямо сейчас они пытаются разобраться с какой-то другой проблемой. Если через некоторое время ничего не произошло и вы по-прежнему испытываете дискомфорт, привлеките к ситуации внимание взрослого, который летит с ребенком.

«Родители в состоянии заметить, что ребенок мешает другим. Не подливайте масла в огонь, начиная разговор с грубости — будто взрослый действительно не в курсе, что делает его ребенок. Кивните, улыбнитесь и привлеките к себе внимание. Не надо сразу предъявлять претензий — это не приведет ни к чему хорошему», — говорит стюардесса Сьюзан Маркс.

Интересное по теме

«Нету у нас денег на билеты в бизнес, мы все деньги уже на памперсы потратили»: матери поделились впечатлениями о перелетах с маленькими детьми

Подчеркнем еще раз: если ребенок еще совсем маленький, обращайтесь к родителям, не делайте замечаний чужим детям — все коммуникация с ними должна проходить через взрослых. Отличный совет дал пользователь Твиттера @Vova713, когда мы спросили подписчиков, что они делают, если чувствуют, что чужой ребенок начинает пинать их кресло: «Вежливо прошу родителей по возможности попросить ребенка так не делать».

С ребенком, который уже хорошо понимает обращенную речь, можно поговорить и напрямую. Создательница сайта Parent 4 Success Элизабет О’Ши говорит: «Вы можете повернуться к ребенку и даже подойти к нему, опуститься на уровень его глаз и максимально приветливо и вежливо сказать: „Слушай, дружище, у меня к тебе просьба: можешь, пожалуйста, опустить ноги и не пинать мое кресло? Как думаешь, у тебя получится? Думаю, да. Спасибо тебе!“

Казалось бы: это так просто! Спокойно и вежливо поговорить с людьми о том, что вам некомфортно и вы хотели бы обратить на это внимание, — нормальная человеческая коммуникация. Но проблема в том, что часто разъяренные поведением детей пассажиры и сами впадают в детство — и так ранятся о дискомфорт, что он превращается для них в настоящую трагедию. Отсюда и такой поток чайлдхейта в соцсетях, когда речь заходит о детях в самолете.

Интересное по теме

Смотрящие в прошлое: почему чайлдхейтеры свято верят в миф о том, что раньше с детьми никуда не ходили (и они никому не мешали)

«Тема детей в самолете действительно очень триггерная для нашего общества. Любопытно, почему? Она ведь правда вызывает много чувств и много обсуждений — под любыми соответствующими постами и статьями будет множество комментариев. Возможно, это связано с нашей культурой воспитания и отношением к детям и к эмоциям в принципе. Моя гипотеза состоит в том, что многие выросли в условиях, когда их реакции в детстве жестко подавляли и совсем не разрешали быть капризными, плакать, быть уставшими, испытывать дискомфорт и как-то это показывать. Поэтому так тяжело выносить других родителей, которые это почему-то вдруг позволяют делать», — считает психологиня Вера Якупова, к которой мы обратились за комментарием.

На самом деле в самолете — фактически в ситуации изоляции — мы все испытываем стресс и у нас действительно обостряются чувства, поэтому кажется, что любое вполне нормальное детское поведение — это какой-то небывалый скандал и ужас.

Пользовательница Твиттера @beliykrolik, как обладательница большого стажа перелетов, напоминает, что на самом-то деле дети не так уж часто стучат в кресла других пассажиров долго, упорно и злонамеренно.


«Если честно, при моем довольно большом количестве перелетов в жизни, ребенок пинал мое кресло всего один раз, и ему это надоело раньше, чем начало как-то заметно раздражать меня. Взрослые с большими коленями, которые никак не могут устроиться, беспокоили меня чаще»,  — написала она.


«Дети — это существа без навыков эмоциональной регуляции. Эти навыки развиваются в процессе жизни, постепенно. Поэтому эмоции у детей яркие, часто они выражаются очень интенсивно — даже по незначительным, с точки зрения взрослого человека, поводам. Поэтому дети так реагируют на дискомфорт — они еще не умеют подавлять свои реакции, этому они учатся в процессе взросления: учатся подавлять злость, не кидаться на людей, которые им чем-то не нравятся, бить их или портить вещи. Все это важно для жизни в обществе», — напоминает Вера Якупова.

Бобби Лори, бывшая стюардесса, а ныне — колумнистка в журнале Traveler, указывает, что лучшей реакцией на непредпочитаемые поступки маленького пассажира будет попытка отвлечь его и помочь родителям — вместо того, чтобы стыдить их или вступать с ними в открытый конфликт.

Интересное по теме

«Дети — это дар для семьи, для общества, для всего мира»: блогерша написала открытое письмо пассажиру самолета, которого весь полет бесила ее маленькая дочь

Если у вас есть что-то, что может заинтересовать ребенка — связка ключей, чехол от телефона, безделушка, попробуйте отвлечь малыша от разрушительной деятельности. Даже из пакетика для рвоты получается отличное развлечение — можно сделать бумажный самолетик, можно на нем порисовать, можно смастерить из него бумажный цветок! Это ничего не стоит, зато установит между вами и пассажирами с детьми простую человеческую связь, которая станет залогом нормальных отношений на протяжении всего полета.


И, конечно, важно помнить, что взрослые тут вы! И в полете вам, возможно, как никогда ранее пригодится эмпатия и зрелость.


«Яркий аффект детей бывает сложно выдерживать: когда кто-то рядом кричит, скандалит, это правда трудно выносить, это бьет по нашей нервной системе. Если кричит младенец, то нам особенно дискомфортно, потому что крик младенца устроен так, чтобы на него невозможно было не обратить внимание, это такой электрический импульс по всему нашему телу. Но на то мы и взрослые люди, что у нас с навыками эмоциональной регуляции лучше, чем у детей, у нас подключается сознание — и мы понимаем, что мы находимся в пространстве общежития: в городе, общественном транспорте, в самолете. И у этого общежития есть минусы — все люди разные, кто-то кому нравится, кто-то кому-то — нет, кто-то маленький, кто-то старенький, кто-то занимает больше пространства, кто-то меньше. Дискомфортно может быть, но это неизбежность общения с другими людьми», — поясняет Якупова.

И советует нам не только помнить о том, что дети — это дети, но и что мы тоже не железные. Но мы можем позаботиться о себе сами: «Мы понимаем, что бывает сложно выдерживать яркие реакции других людей, детей в том числе — и мы сочувствуем себе, помогаем себе, может быть, берем наушники, беруши или другие средства. Важно принять свое право на то, чтобы чувствовать раздражение. Потому что испытывать эмоции — это не плохо, это нормально. Вопрос в том, как мы при этом действуем: неадекватно кричать на родителей этих детей или угрожать им, но испытывать разные эмоции — это вполне окей, это нормально. Плюс есть такой интересный момент чисто психологический и индивидуальный: бывает сложно выдерживать реакции детей, когда в нашем собственном детстве, в нашем прошлом опыте, нам этого не позволяли: ругали, стыдили, угрожали — то есть вычески подавляли. Поэтому, если ты себе что-то не позволял, очень сложно наблюдать за тем, как другому это позволяют».

Кажется, об этом важно помнить всякий раз, когда речь заходит о детях в общественных пространствах.

Интересное по теме

«Почему людей раздражают маленькие дети в общественных местах? Наверное, потому что дети искренни, а многие себе этого не могут позволить»: интервью основательницы проекта «Мамаход» Екатерины Зайцевой

Ну а что делать, если родитель все-таки вы, а ваш ребенок решил попинать (или просто несколько раз случайно задел) кресло особо раздраженного пассажира?

Вот несколько советов:

  • разуйте ребенка, это сильно снизит силу удара — и он будет не таким чувствительным и неприятным (даже если ваш ребенок не из тех, кто любит пинать кресла, все равно разуйте, обувь тоже создает много дискомфорта);
  • положите в карман впереди стоящего кресла небольшой плед или подушечку — они тоже хорошо амортизируют удары, когда ребенок задевает сиденье;
  • прикрепите на впереди стоящее кресло фото любимой игрушки или бабули ребенка — и напоминайте, чтобы не попадал ногами им по носам;
  • предложите игру, условием получения приза в которой (вкусняшки, игрушки или возможности поиграть на планшете) будет аккуратность и спокойное сидение на своем месте — помните, что такое прокатывает только с детьми, которые уже умеют посидеть на месте и имеют опыт перелетов.