Постоянное напряжение и отупляющая рутина: как объяснить партнеру, что такое «ментальная нагрузка»?

Мы часто пишем о том, что во многих семьях проблема разделения домашних обязанностей до сих пор остается довольно острой и болезненной. Женщины все еще продолжают тянуть на себе непосильный груз ответственности за быт, семейное благополучие и детей, а мужчины все еще продолжают оправдывать свое бездействие тем, что им это «по природе» не дается.
Иллюстрация Лизы Стрельцовой

Одно из центральных понятий, которое встречается в обсуждении справедливого разделения обязанностей — это «ментальная нагрузка». Оно включает в себя огромное количество невидимого труда, который женщины проделывают ежедневно — и речь здесь идет не о тех делах, результаты которых можно увидеть и потрогать, а о всех остальных, без которых не обойтись.


Ментальная нагрузка — это личная ответственность за организацию быта и постоянное решение проблем на административном уровне.


Женщины планируют меню на неделю, составляют списки продуктов, продумывают планы на выходные и делают еще миллион других дел, которые практически незаметны со стороны (подробнее писали об этом здесь). С появлением детей эта нагрузка вырастает в разы и становится практически невыносимой.

Для того, чтобы динамика внутри ваших партнерских отношений изменилась, и ментальная нагрузка начала распространятся более равномерно, необходимо обсудить это с партнером. Скорее всего, он даже не в курсе существования этого понятия, а потому для него оно будет в новинку.


С чего начать разговор и как доходчиво объяснить, что такое «ментальный груз» и «невидимый труд», который ежедневно лежит на ваших плечах?


Недавно ответ на этот вопрос искали пользователи Реддита, и у них нашлось несколько очень неплохих вариантов. Вот, смотрите, ответы на вопрос «Как бы вы объяснили понятие „ментальная нагрузка“ в родительстве своему партнеру?»

 Я объясняю это так: каждое дело, которое мы делаем, состоит из трех частей:

  1. Осознание того, что это дело надо сделать.
  2. Принятие решения о том, когда это дело надо сделать, или предварительное планирование, если выполнение этой задачи требует дополнительной подготовки.
  3. Выполнение задачи.

Вынести мусор — это не просто донести мешок с мусором до бака и вставить новый пакет в ведро. Это уже третий шаг. А сперва надо заметить, что текущий мусорный мешок полон. Надо быть уверенным, что в мусорном баке хватает места. Затем надо понять, когда ты можешь вынести мусор, и сделать это.


Да, это дело требует минимального планирования, но есть и другие дела — например, поход к зубному, которые требуют более серьезной подготовки.


<…>

Когда вся ментальная нагрузка приходится только на одного человека, вы не помогаете ему, просто делая последний шаг в списке. Если я прошу кого-то вынести мусор, я вычеркиваю одну задачу из своего списка, но добавляю в него две другие. Теперь мой список выглядит так:

  1. Понять, что эта задача существует.
  2. Принять решение делегировать эту задачу.
  3. Донести задачу до моего партнера.
  4. Убедиться, что задача решена. <…>

Чего я хочу, так это того, чтобы он брал на себя все три шага. Увидеть полную мусорку, понять, что ее надо вынести, вынести мешок, положить новый — и все это без моего участия. Вот это считается помощью. Благодаря этому я ощущаю поддержку и чувствую, что наши обязанности поделены.

Exis007

Интересное по теме

«Мам? Мам! Мам?!»: как женщины стали «родителями по умолчанию»

 Я сравниваю это с долгими автомобильными поездками — со стороны может выглядеть так, как будто ты особо ничего не делаешь, но ты должен быть постоянно начеку, и это очень выматывает — физически и эмоционально.

Granopoly

 Я объяснила своему мужу на примере стирки. Между «сложить и убрать постиранные вещи» и «заняться стиркой» существует огромная разница. И хотя они занимают практически одно и то же количество времени, с первой задачей справиться намного проще, потому что ты выполняешь конкретную задачу — и все.

А вот вторая требует длительного планирования. Тебе надо не забыть переложить вещи из стиральной машины в сушильную. Тебе надо не забыть все достать, сложить и убрать после окончания сушки. Эта задача занимает около двух-трех часов твоего времени. Тебе приходится ставить таймер, ну или просто пытаться ничего не забыть.

Вот это и есть «ментальная нагрузка». Это таймеры и попытка жонглировать задачами в своей голове.

Velociraptornuggets

Интересное по теме

Сегодня ничего не произошло: колонка о том, почему родительский день сурка — это не шутка

 Я сказала своему мужу, что это тяжело не потому, что это тяжело. Это тяжело, потому что это слишком просто. Это отупляет. Это занудно и бесконечно повторяется. Подъемы, одевания, еда, дорога в школу, бытовые дела, душ перед сном, а завтра все по новой.


Очень утомительно целыми днями принимать мелкие незначительные решения за каждого члена своей семьи.


Я не хочу планировать меню на пять человек семь дней в неделю. Это не тяжело, я не закатываю булыжник в гору. Но ментально это невыносимо до той степени, как я чувствую, что у меня нарушаются нейронные связи.

nowgetbacktowork

Многие пользователи посоветовали сделать объяснение более наглядным — в частности, на примере вот этого комикса. От себя мы можем порекомендовать семьям, столкнувшимся с проблемой распределения домашних обязанностей, еще и почитать вот этот текст и послушать тематический выпуск нашего подкаста.

/

/

Лайфхаки Как не стать героем мамских чатов: курс молодого отца
Если вы думаете, что ваш мужской вклад в родительство закончился на роддоме — спойлер: всё только начинается. Этот курс для тех, кто хочет остаться жив, любим и...
Ликбез «Великое возвращение»: все про месячные после родов
Когда они начнутся? От чего это зависит? Будут ли они такими же, как до беременности, станут сильнее или слабее? Можно ли забеременеть, пока их еще нет? (спойле...