Постоянное напряжение и отупляющая рутина: как объяснить партнеру, что такое «ментальная нагрузка»?

Мы часто пишем о том, что во многих семьях проблема разделения домашних обязанностей до сих пор остается довольно острой и болезненной. Женщины все еще продолжают тянуть на себе непосильный груз ответственности за быт, семейное благополучие и детей, а мужчины все еще продолжают оправдывать свое бездействие тем, что им это «по природе» не дается.
Иллюстрация Лизы Стрельцовой

Одно из центральных понятий, которое встречается в обсуждении справедливого разделения обязанностей — это «ментальная нагрузка». Оно включает в себя огромное количество невидимого труда, который женщины проделывают ежедневно — и речь здесь идет не о тех делах, результаты которых можно увидеть и потрогать, а о всех остальных, без которых не обойтись.


Ментальная нагрузка — это личная ответственность за организацию быта и постоянное решение проблем на административном уровне.


Женщины планируют меню на неделю, составляют списки продуктов, продумывают планы на выходные и делают еще миллион других дел, которые практически незаметны со стороны (подробнее писали об этом здесь). С появлением детей эта нагрузка вырастает в разы и становится практически невыносимой.

Для того, чтобы динамика внутри ваших партнерских отношений изменилась, и ментальная нагрузка начала распространятся более равномерно, необходимо обсудить это с партнером. Скорее всего, он даже не в курсе существования этого понятия, а потому для него оно будет в новинку.


С чего начать разговор и как доходчиво объяснить, что такое «ментальный груз» и «невидимый труд», который ежедневно лежит на ваших плечах?


Недавно ответ на этот вопрос искали пользователи Реддита, и у них нашлось несколько очень неплохих вариантов. Вот, смотрите, ответы на вопрос «Как бы вы объяснили понятие „ментальная нагрузка“ в родительстве своему партнеру?»

 Я объясняю это так: каждое дело, которое мы делаем, состоит из трех частей:

  1. Осознание того, что это дело надо сделать.
  2. Принятие решения о том, когда это дело надо сделать, или предварительное планирование, если выполнение этой задачи требует дополнительной подготовки.
  3. Выполнение задачи.

Вынести мусор — это не просто донести мешок с мусором до бака и вставить новый пакет в ведро. Это уже третий шаг. А сперва надо заметить, что текущий мусорный мешок полон. Надо быть уверенным, что в мусорном баке хватает места. Затем надо понять, когда ты можешь вынести мусор, и сделать это.


Да, это дело требует минимального планирования, но есть и другие дела — например, поход к зубному, которые требуют более серьезной подготовки.


<…>

Когда вся ментальная нагрузка приходится только на одного человека, вы не помогаете ему, просто делая последний шаг в списке. Если я прошу кого-то вынести мусор, я вычеркиваю одну задачу из своего списка, но добавляю в него две другие. Теперь мой список выглядит так:

  1. Понять, что эта задача существует.
  2. Принять решение делегировать эту задачу.
  3. Донести задачу до моего партнера.
  4. Убедиться, что задача решена. <…>

Чего я хочу, так это того, чтобы он брал на себя все три шага. Увидеть полную мусорку, понять, что ее надо вынести, вынести мешок, положить новый — и все это без моего участия. Вот это считается помощью. Благодаря этому я ощущаю поддержку и чувствую, что наши обязанности поделены.

Exis007

Интересное по теме

«Мам? Мам! Мам?!»: как женщины стали «родителями по умолчанию»

 Я сравниваю это с долгими автомобильными поездками — со стороны может выглядеть так, как будто ты особо ничего не делаешь, но ты должен быть постоянно начеку, и это очень выматывает — физически и эмоционально.

Granopoly

 Я объяснила своему мужу на примере стирки. Между «сложить и убрать постиранные вещи» и «заняться стиркой» существует огромная разница. И хотя они занимают практически одно и то же количество времени, с первой задачей справиться намного проще, потому что ты выполняешь конкретную задачу — и все.

А вот вторая требует длительного планирования. Тебе надо не забыть переложить вещи из стиральной машины в сушильную. Тебе надо не забыть все достать, сложить и убрать после окончания сушки. Эта задача занимает около двух-трех часов твоего времени. Тебе приходится ставить таймер, ну или просто пытаться ничего не забыть.

Вот это и есть «ментальная нагрузка». Это таймеры и попытка жонглировать задачами в своей голове.

Velociraptornuggets

Интересное по теме

Сегодня ничего не произошло: колонка о том, почему родительский день сурка — это не шутка

 Я сказала своему мужу, что это тяжело не потому, что это тяжело. Это тяжело, потому что это слишком просто. Это отупляет. Это занудно и бесконечно повторяется. Подъемы, одевания, еда, дорога в школу, бытовые дела, душ перед сном, а завтра все по новой.


Очень утомительно целыми днями принимать мелкие незначительные решения за каждого члена своей семьи.


Я не хочу планировать меню на пять человек семь дней в неделю. Это не тяжело, я не закатываю булыжник в гору. Но ментально это невыносимо до той степени, как я чувствую, что у меня нарушаются нейронные связи.

nowgetbacktowork

Многие пользователи посоветовали сделать объяснение более наглядным — в частности, на примере вот этого комикса. От себя мы можем порекомендовать семьям, столкнувшимся с проблемой распределения домашних обязанностей, еще и почитать вот этот текст и послушать тематический выпуск нашего подкаста.

/

/

Лайфхаки Семейные традиции: уникальные новогодние ритуалы для вашей семьи
Елка, шуба, оливье — чем разнообразить праздники, чтобы они не превратились в скучную рутину.